Философская мысль Востока в эпоху Средневековья. Общая характеристика развития Восточных государств в эпоху Средневековья. Научные иссле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:26, контрольная работа

Описание

Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения – почти целое тысячелетие. Раннее средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), а зрелое средневековье (начиная с XI в.) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 58.50 Кб (Скачать документ)

Введение 

      Средневековье занимает длительный отрезок истории  от распада Римской империи до эпохи Возрождения – почти  целое тысячелетие. Раннее средневековье  в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), а зрелое средневековье (начиная с XI в.) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство. Длительное время в истории философии господствовало представление, согласно которому между античностью и Новым временем лежит полоса полного застоя философской мысли и вообще какого-то мрака. Этим в значительной степени объясняется тот факт, что не только философская мысль средневековья, но и эпохи Возрождения долго оставалось вне серьезного и объективного внимания исследователей. А между тем это богатейший период истории духовной культуры, исполненных глубоких поисков и находок в области философии.

     Религиозная ориентация философских систем средневековья диктовалось основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого Бога. Разработка этого догмата связана в первую очередь с именем Августина.  
 
 
 
 
 
 
 

1. Философская мысль  Востока в эпоху Средневековья. 

      Примерные временные рамки средневековой  философии составляют с II – VI века по XIV век. Если время «исчерпания» средневековой схоластики все исследователи единодушно датируют XIV веком, то в определении времени ее возникновения существуют расхождения. Если брать за точку отсчета 529г. – закрытие языческих философских школ императором Юстинианом, то средневековая философия начинается с VI века. Если же принимать во внимание возникновение первых попыток философского осмысления христианского вероучения, то начало средневековой философии следует отнести ко  II веку.

     Средневековая мысль отличается от античной своей  нравственно-мировоззренческой парадигмой. Идеал греческой мысли – созерцательный разум, отсутствие страстей, доведенное до атараксии, апатии, а сам философ – бесстрастный созерцатель мировой драмы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Общая характеристика  развития Восточных  государств

     в эпоху Средневековья 

     Восточное государство предстает перед  нами как система общин, скрепленная  общегосударственной собственностью на землю. В условиях древневосточного государства весь прибавочный продукт принадлежит главе государства, что позволяет ему управлять общим процессом воспроизводства человека и создает основу для кооперации в процессе труда. Города в этих государствах обычно образуются в тех местах, где происходит концентрация прибавочного труда всех общин, или там, где сконцентрирована внешняя торговля. Таким образом, возникновение государства происходит первоначально путем объединения общин внеэкономическим путем на религиозной почве, на основе отражения общей опасности в лице захватчиков или стихийного бедствия и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Научные исследования  средневековых мыслителей  Востока 

     Блаженный Августин

     Августин  (354 - 430) – выдающийся, гениальный мыслитель, вписавший заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей античности своими многочисленными трудами и заложивший мощный фундамент религиозно-философской мысли средневековья.

     Он  осуществил тончайший анализ жизненного пути человека – разработал философскую антропологию. Душа, согласно Августину, - нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна. В учении о происхождении человеческих душ родителями вместе с телом и идеей креационизма – творения душ новорожденных Богом.

     Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре духовных устремлений –  Бог как исходный и конечный пункт  размышлений. Креационизм (творение), сформулированный в Священном Писании, осмысливается  и комментируется крупнейшими мыслителями. Августин рассматривает Бога как внематериальный Абсолют, соотнесенный с миром и человеком как своим творением. Он истолковывал  Бога как личность, сотворившую все сущее.

     Размышления Августина о творении мира Богом  привели его к проблеме вечности и времени. В результате глубоких размышлений Августин пришел к выводу: мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени. Время и пространство существует только в мире и с миром. Начало творения мира есть вместе с тем и начало времени. Вот удивительно точное определение времени: время есть мера движения и изменения.

     Большое влияние на последующую христианскую философию оказало учение Августина  о божественной благодати в ее отношении к воле человека и о  божественном предопределении. Без  определенной божественной благодати человек не может иметь доброй воли. Учение Августина о предопределении можно назвать религиозным фатализмом.  

     Фома  Аквинский

     Фома  Аквинский (1225 или 1226 - 1274) – центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений – томизма. В его работах, кроме богословия и философии, рассматриваются вопросы права, морали, государственного устройства и экономики. Аквинат рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как «чистую форму», «чистую актуальность».

     В трактовке Аквината индивидуальность человека – это личностное единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Душа нематериальна и самосуща: она -  субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Но телесность имеет сущностную значимость: именно через нее душа только и может образовывать то, что есть человек. Душа всегда носит уникально-личностный характер.

     Фома  Аквинский завершил построение здания католической теологии. Начиная с  XIV в. и поныне его учение признается католической церковью как ведущее направление философского мировоззрения (в 1323г. Фома Аквинский был причислен к лику святых).

      

     Роджер  Бекон

     Роджер  Бекон (1214 - 1292) внес существенный вклад в развитие естествознания и философии позднего средневековья. Исходные принципы его философии состоят в том, чтобы прежде всего преодолеть преграды в сознании людей. Отвергнув догмы, основанные на преклонении перед авторитетами и схоластическими умозрениями, он призывал к опытному исследованию природы – к разработке оптики, механики и астрономии. Целью всех наук он считал увеличение власти человека над природой. Схоластическим дедукциям он противопоставил метод познания, основанный на эксперименте и математике. Многогранная и увлеченная конкретными исследованиями личность, Р. Бекон высказал немало смелых, опережающих свою эпоху научных и технических догадок, например, о телескопе и даже летательных аппаратах. Но его учение было осуждено, а его самого отстранили от преподавания в Оксфордском университете, а затем заточили в монастырскую тюрьму, где он провел 14 лет, но и там умудрялся экспериментировать.  

     Иоанн Дунс Скот

     Выдающийся мыслитель средневековья Иоанн Дунс Скот (ок. 1265 – 1308, родился в Шотландии, преподавал в Оксфордском и Парижском университетах) развивал оригинальное учение, в котором подверг критике воззрения Аквината, Р. Бекона, сторонников Аверроэса и других средневековых мыслителей. Для него главным был вопрос об отношении богословия к философии, веры к знанию. Он считал, что предмет богословия – Бог, а предмет философии (или метафизики) – бытие.

     В учении о познании Д. Скот подчеркивал  активность познавательной деятельности: знание не есть ни чистая восприимчивость, ни чистая активность – оно всегда складывается и из того, что идет от нас, и из того, что идет от познаваемого предмета.  

     Уильям  Оккам

       Крупной фигурой позднего средневековья  является английский философ Уильям Оккам (ок. 1300 - 1349). Он преподавал в Оксфордском университете, был привлечен по обвинению в ереси к суду, провел четыре года в заточении. Будучи активным политиком-публицистом, Оккам решительно боролся против господства церкви над государством, за строгое разграничение сфер их юрисдикции. Он практически прокладывал дорогу Реформации. Оккам утверждал, что предмет всякого познания – только единичное, индивидуальное, различия при этом познания интуитивное и абстрактное. Он внес существенный вклад в разработку логики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия. 

     Расцвету, схоластики в Западной Европе в XIII в. предшествовало прогрессивное развитие арабской философии, философии Средней Азии и еврейской философии. Поворотным пунктом в развитии философии этих стран было усвоение учения Аристотеля в соответствии с новыми историческими задачами и достижениями науки, в особенности математики, астрономии и медицины. Были разработаны многие самобытные философские идеи. В этих регионах было немало талантливых, крупных и разносторонних мыслителей.

     Основным  смыслом арабской философии было защитить ислам и его церковные  догматы, поэтому в основных чертах и исходных положениях она совпадает  со схоластической философией.

     У начал исламской философии стоят два великих мыслителя. Первым из них является арабский приверженец идей Аристотеля аль-Кинди (800 - ок.870), современник Эриугены, переводчик и комментатор Аристотеля. Впоследствии он отходит от чистого аристотелизма и переходит к неоплатонизму. Стойким последователем Аристотеля в X столетии был аль-Фараби (870 - 950), который жил и творил в Багдаде, Алеппо и Дамаске в 900- 950 гг. однако он также начинает интерпретировать систему Аристотеля в духе неоплатоников, взяв от Аристотеля четкое и логическое разделение действительности на отдельные области научных интересов.

     По  отношению к христианской схоластике важное значение имеет творчество великих  аристотеликов арабской философии: на Востоке это был Авиценна, на Западе - Аверроэс

     Авиценна. Под этим именем был известен в Европе Ибн Сина (ок. 980 - 1037) – необычайно разносторонний мыслитель, философ и политик, астроном и алхимик, врач, поэт и музыкант. Им написано более 100 книг. Особой славой пользовался «Медицинский канон», остававшийся в течение веков одной из руководящих книг по теории и практике врачевания. Основным его философским трудом была энциклопедическая «Книга исцеления», разделявшаяся на логику, физику, математику и метафизику. Авиценну называли «князем философов» и «князем врачей». В своих собственно философских воззрениях он развивал идеи восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии, логики и отчасти онтологические концепции неоплатонизма. Труды Авиценны были переведены в Европе, они изучались и изучаются поныне; особенно ценны его медицинские идеи и удивительно утонченная практика врачевания. Некоторые фундаментальные учения, прославившие крупных западноевропейских философов XIII в., были заимствованы у Авиценны и других арабских мыслителей. Таково, например, введенное Авиценной различие сущности и существования.

     Аверроэс  – арабский философ Ибн Рушд (1126 - 1198), представитель восточного аристотелизма, автор и медицинских трудов. В трактате «Опровержение опровержения» он отвергал нападки теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Им проведено разграничение рациональной религии, доступной немногим образованным, и образно-аллегорической религии, доступной всем, что явилось одним из источников теории двойственной истины. Аверроэс исходил из признания вечности мира и безначальности первоматерии. Он отрицал идею бессмертия индивидуальной души. Эти идеи Аверроэса оказали большое влияние на развитие европейской средневековой философии.

     Еврейская философия, будучи близкой к арабской, не растворяется в ней и имеет самостоятельное значение. Она выдвинула несколько значительных фигур, оказавших большое влияние на европейскую философскую мысль. Одним из крупнейших еврейских мыслителей средневековья был Маймонид.

     Маймонид  (Моисей бен-Маймун, 1135-1204) стремился рационализировать иудейскую теологию на основе учения «царя философов» Аристотеля. По Маймониду, нужно верить в то, что не противоречит разуму, но это не значит, что все может быть им доказано. Согласно Маймониду, философия ведет к интеллектуальному, нравственному и телесному совершенству. Учение Маймонида о независимости значения от веры и подчинении знанию буквального смысла библейских выражений показалось раввинам непозволительным ограничением библейского авторитета, «продажей Священного Писания грекам». Споры за и против Маймонида временами достигали крайнего ожесточения. Труды Маймонида приобрели большую известность в Западной Европе и оказали значительное влияние на развитие средневековой мысли.  

Информация о работе Философская мысль Востока в эпоху Средневековья. Общая характеристика развития Восточных государств в эпоху Средневековья. Научные иссле