Философская система Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:46, контрольная работа

Описание

Величайшего древнегреческого философа Аристотеля Ф. Энгельс называл «самой универсальной головой», мыслителем, исследовавшим «существенные формы диалектического мышления». Аристотель жил в IV в. до н. э. Во времена Аристотеля в древней Элладе существовало уже несколько философских школ, крупнейшей из которых была школа самого Аристотеля, насчитывавшая несколько сот учеников. Античная философия развивалась быстро.
Античную философию, которая была целостным явлением в истории философии, т. е. имела свое начало, середину и завершение, можно разделить на пять периодов.

Содержание

Вступление 3
1 Жизнь Аристотеля величайшего ученика Платона и древней Академии 4
2 Философская система Аристотеля 7
2.1 Практическая философия Аристотеля 11
2.2 Государство и государственное устройство, политика 12
2.3 Этика 20
2.4 Поэтическая философия 24
Заключение 25
Список использованных источников 26

Работа состоит из  1 файл

Философия 4 сем.- к.р..docx

— 57.20 Кб (Скачать документ)
    1. Практическая философия Аристотеля

На этих общих теоретических  основаниях зиждется и практическая философия Аристотеля. Целью всякого  человеческого поступка является благо, осуществляемое посредством деятельности; само же оно есть всегда только средство для достижения высшей цели – блаженства, ради которого именно желается и все  остальное.

Свойство, при помощи которого человек наисовершеннейшим образом отправляет присущую ему деятельность, есть добродетель. Из ее применения вытекает, как необходимое следствие совершенной деятельности, - удовольствие.

Но задача разума двойная; с одной стороны, она состоит  в познании, с другой – в управлении желаниями и поступками посредством  этого самого познания. Сообразно  с этим, Аристотель различает дианоэтические и этические добродетели, первые суть высшие, в них раскрывается разум, как чистая деятельность формы; они доставляют самое благородное и совершенное удовольствие; через них человек получает доступное для него участие в божественном блаженстве.

Этические же добродетели  имеют свое начало в воле. Этическая  добродетель есть то постоянное свойство воли, благодаря которому практический разум господствует над желаниями. Для выработки ее, кроме задатков к ней и разумного усмотрения, нужно и упражнение, причем направление  воли должно утвердиться посредством  привычки.

Укрощение страстей разумом  состоит только в том, что между  крайностями, к которым стремятся  необузданные страсти, выбирается правильная середина.

Из этого принципа с  тонким знанием жизни и людей  выводит Аристотель отдельные этические  добродетели в восходящем порядке. При этом чисто греческим принципом  является ценность правильной меры.

    1. Государство и государственное устройство, политика

Сущность политики Аристотель раскрывает через её цель, а она, по мнению философа, самая высокая - воспитательная и состоит в том, чтобы придать гражданам хорошие  качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. Иначе говоря, «цель политики - благо, притом справедливое, то есть общее  благо». Поэтому политик должен искать наилучшего, т. е. наиболее отвечающего  указанной цели, политического устройства.

Объектами политической науки  являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика  предстаёт как начало политики, введение к ней.

Аристотель различает  два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую.

Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа - область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т. п.

Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих  благ по достоинству, пропорционально  вкладу и взносу того или иного  члена общения. Здесь возможно как  равное, так и неравное наделение  соответствующими благами: деньгами, властью, почестью.

Основным итогом этических  исследований, существенным для политики, является положение о том, что  политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными  людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворённость.

Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению: «Мы видим, всякое государство представляет собой  своего рода общение». Первым видом  общения является семья, из нескольких семей появляется род, селение, а  объединение нескольких селений  составляет государство - высшую форму  человеческого общежития.

Всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся  к тому или иному благу, причём больше других, и к высшему из всех благ стремится то общение, которое  является наиболее важным из всех и  обнимает собой все остальные  общения. Это общение и называется государством или общением политическим.

Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство.

Государство принадлежит  к тому, что существует по природе.

Человек по природе своей  есть существо политическое.

Политическое устройство есть тот порядок, который лежит  в основании распределения государственных  властей и определяет собою как  верховную власть, так и норму  всякого в нем общежития.

Политическое устройство предполагает власть закона; ибо где не властвуют законы, там нет политического устройства.

Государство образуется благодаря  моральному общению между людьми. Политическое сообщество опирается  на единомыслие граждан в отношении  добродетели. Как наиболее совершенная  форма совместной жизни, государство  предшествует семье и селению, т. е. является целью их существования.

«Государство не есть общность местожительства, оно не создаётся  для предотвращения взаимных обид или  ради удобств обмена. Конечно, все  эти условия должны быть налицо для  существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе взятых, ещё не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда  образуется общение между семьями  и родами ради благой жизни».

Аристотель подчёркивает, что «государство по природе своей  множество», «нечто сложное», «состоит из многих частей», причём друг другу  неподобных. Прежде всего, это люди, ибо из людей одинаковых государство  образоваться не может. Каждый должен быть знатоком своего дела, ибо «один  человек наилучшим образом может  исполнить только одно дело».

Аристотель выделяет также  в государстве благодарных и  неблагодарных, богатых и бедных, воспитанных и невоспитанных, свободных  и рабов. Он подробно описывает элементы, необходимые для существования  государства, различая элементы качества и элементы количества: под элементами качества он разумеет свободу, воспитание и благородство рождения, а под  элементами количества -- численное превосходство массы.

В отношении частной собственности Аристотель утверждает, что «частная собственность коренится в природе человека, в его собственной любви к себе». Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще частной: «К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота». Люди заботятся больше всего о том, что принадлежит лично им.

Аристотель выступал решительным  противником обобществления имущества, как это было у Платона: «Трудно  выразить словами, сколько наслаждения  в сознании того, что нечто принадлежит  тебе».

Таким образом, он оправдывает  существование частной собственности.

Рабство тоже, по Аристотелю, коренится в природе и является элементом семьи. В защиту рабства философ приводит следующие аргументы. Решающий среди них - естественные, природные различия между людьми.

Рабство установлено природой, варвары, которые обладают могучим  телом и слабым умом, способны исключительно  к физическому труду. Аристотель призывал охотиться на них, как на диких животных, порабощать варваров силой: «Такая война по природе своей  справедлива».

Рабство с экономической  стороны вызвано потребностями  ведения хозяйства и производственной деятельности: «Если бы ткацкие челноки  сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, тогда и зодчие не нуждались  бы в работниках, а господам не нужны  были бы рабы».

Государственное устройство, по Аристотелю, - это распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления, а последний и есть государственное устройство: «Я имею в виду, например, то, что в демократических государствах верховная власть - в руках народа; в олигархиях, наоборот, в руках немногих; поэтому и государственное устройство в них мы называем различным».

Многообразие форм политического  устройства объясняется тем, что  государство есть сложное целое, множество, состоящее из многих и  разных, неподобных частей. У каждой части свои представления о счастье  и средствах его достижения; каждая часть стремится взять власть в свои руки, установить свою форму  правления.

Кроме того, одни народы поддаются  только деспотической власти, другие могут жить и при царской власти, а для иных нужна свободная  политическая жизнь.

Но главная причина  в том, что во всяком государстве  происходит «столкновение прав», ибо  на власть претендуют и благородные, и свободные, и богатые, и достойные, а также вообще большинство, которое  всегда имеет преимущества перед  меньшинством. Поэтому и возникают, сменяют друг друга разные политические устройства. При изменении государства  люди остаются теми же самыми, меняется лишь форма управления.

Аристотель делит политические устройства по количественному, качественному  и имущественному признакам. Государства  различаются, прежде всего, тем, в чьих руках власть - у одного лица, меньшинства  или большинства. И одно лицо, и  меньшинство, и большинство могут  править правильно и неправильно.

Кроме того, меньшинство или  большинство может быть богатым  или бедным. Но так как обычно бедные в государстве составляют большинство населения, а богатые - меньшинство, то деление по имущественному признаку совпадает с делением по признаку количественному. В результате получается шесть форм политического  устройства: три правильные и три  неправильные.

Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы  отыскать совершенное государственное  устройство. С данной целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки, а также причины  государственных переворотов.

Правильными формами государства  являются монархическое правление (царская власть), аристократия и  полития, а соответствующими ошибочными отклонениями от них - тирания, олигархия и демократия.

Сам по себе перечень форм государства  не оригинален. Примерно такую же классификацию  можно найти и в диалоге  Платона «Политик». Однако новым  в теории Аристотеля было то, что  он попытался свести всё многообразие государственных форм к двум основным - олигархии и демократии. Их порождением  или смешением являются все остальные  разновидности власти.

Наилучшей формой правления  Аристотель называет политию. В политии правит большинство в интересах обшей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии.

Среди признаков политии выделяются следующие:

  • преобладание среднего класса;
  • правит большинство;
  • торговцы и ремесленники должны быть лишены политических прав;
  • умеренный имущественный ценз на правящие должности.

Обладает ли большинство  преимуществом перед меньшинством?

Аристотель отвечает на этот вопрос положительно. Каждый член большинства  хуже каждого члена аристократического меньшинства, но в целом большинство  лучше меньшинства: «Многие лучше  не порознь, а все вместе». Ибо  «каждый обращает внимание на одну какую-нибудь часть, все вместе видят  всё», но это при условии, что большинство  достаточно развито.

Кроме того, большинство имеет  больше оснований претендовать на власть, ибо, если исходить из личного достоинства, богатства или происхождения, то всегда найдётся самый достойный, самый  богатый, самый благородный, поэтому  господство достойных, богатых, благородных  не устойчиво, власть же большинства  более самодовлеюща.

Монархия - древнейшая, «первая и самая божественная» форма политического устройства. Аристотель перечисляет виды царской власти, говорит о патриархальной и абсолютной монархии. Последнее допустимо, если в государство есть человек, который превосходит абсолютно всех других. Такие люди бывают, и для них нет закона; такой человек «как бог между людьми», «попытаться подчинить их закону смешно», «они сами закон».

Аристократией по справедливости можно признавать только тот вид государственного устройства, когда управляют мужи, безусловно наилучшие с точки зрения добродетели, а не те, кто доблестен при некоторых предпосылках; ведь только при этом виде государственного устройства хороший муж и хороший гражданин - одно и то же, тогда как при остальных хорошими бывают применительно к данному государственному строю.

Аристократия, однако, предпочтительнее царства. При аристократии власть находится  в руках немногих, обладающих личными  достоинствами, и она возможна там, где личные достоинства ценятся  народом. Так как личное достоинство  обычно присуще благородным, то при  аристократии правят благородные - евпатриды.

Аристотель резко отрицательно относится к тирании: «Тираническая власть не согласна с природою человека», «чести больше не тому, кто убьёт вора, а тому, кто убьёт тирана».

Олигархия, как и аристократия, - власть меньшинства, но не достойных, а богатых.

Олигархия усугубляет существующее неравенство.

«Олигархией следует считать  такой строй, при котором власть находится в руках людей богатых  и благородного происхождения и  образующих меньшинство».

Демократия основана на законе. Это «самая … сносная из всех худших форм политического устройства».

Говоря о демократии, Аристотель также подчиняет количественный принцип имущественному; важно, что это власть большинства не только свободных, но и бедных: «Там только демократия, где представителем верховной власти является большинство, хотя свободных, но в то же время недостаточных».

Демократия чрезмерно  уравнивает богатых и простой  народ.

Рассуждения Аристотеля о  демократии и олигархии свидетельствуют  о том, что ему были понятны  социальные противоречия, которые определяли развитие рабовладельческого государства.

Олигархия - власть немногих, становясь властью одного, превращается в деспотию, а становясь властью  большинства - в демократию. Царство  вырождается в аристократию или  политику, та - в олигархию, та - в  тиранию, а тирания в демократию.

Информация о работе Философская система Аристотеля