Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 21:57, лекция
Философия и идеология Просвещения представляют особый период в историческом развитии европейской мысли XVIII века. Наследуя традиции мыслителей прошлого Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница, Т.Гоббса и других, отвечая на вызов своего времени, просветители важнейшим условием достижения "царства разума" считали распространение знаний.
Проблемы науки и философии становятся предметом обсуждения в образованных слоях общества. Большое значение деятели Просвещения придают образованию монархов, государей, руководителей государств, полагая, что просвещенные правители обязательно внедрят принципы разума в повседневную жизнь своих подданных.
Под сильным воздействием
идей английского и французского
П. (особенно идей Дж. Локка, французских
материалистов, Ж. Ж. Руссо) формировалось
просветительское движение в Северной
Америке, где оно стало идейным
знаменем первой буржуазной революции
на Американском континенте — Войны
за независимость в Северной Америке
1775—83. Ведущими деятелями американского
П. были: Б. Франклин — учёный, экономист,
писатель, организатор Американского
философского общества (1743); Т. Джефферсон
— революционный демократ, автор Декларации
независимости 1776; Т. Пейн — самый радикальный
из американских просветителей. Для американского
П. характерна резко выраженная антиклерикальная
позиция, противопоставление христианскому
религиозному культу культа разума. С
особенно резкими нападками на христианскую
церковь выступали Пейн, И. Аллен, К. Колден.
Американские просветители были деистами
(не атеистами), ведущим здесь было радикальное,
демократическое крыло деистов. Они пропагандировали
и другие передовые философские и общественные
теории своего времени: стояли на позициях
рационализма, теории естественного права,
развивали положение о врождённом, естественном
равенстве людей, были сторонниками республики.
Демократизм, непосредственное участие
в революции были характерны для большинства
американских просветителей, делавших
из своей философии революционные выводы,
отстаивавших идеи народного суверенитета,
обосновывавших право народа на революцию.
Материалистические идеи развивали учёные-просветители
Т. Купер, Б. Раш, Дж. Бьюкенен, подчёркивавшие
необходимость связи философии с естественными
науками. Помимо научных трудов и политической
публицистики, П. получило отражение в
художественной литературе (поэзия Ф.
Френо, сатирические романы X. Брекенриджа).
Революционно-демократические идеи американского
П. и особенно конституционные документы,
принятые в революционную эпоху и воплотившие
идеи П., — виргинская Декларация прав
(1776), Декларация независимости 1776 — оказали
влияние на идеологию и законодательство
Великой французской революции. В Италии
П. («Illuminismo») было связано с борьбой за
национальное объединение. Большое место
в трудах просветителей занимал вопрос
о едином литературном итальянском языке:
«Опыт философии языков» (1800) М. Чезаротти,
статьи в «Венецианской газете» и «Наблюдателе»
(издатель Г. Гоцци), журналах «Литературный
бич» (издатель Дж. Беррети) и «Кафе» (издатели
братья П. и А. Верри). Особенно отчётливо
просветительские идеи сказались в творчестве
и деятельности философов, юристов, экономистов
П. Верри, Ч. Беккариа, Г. Филанджери. В художественной
литературе итальянского П. ведущая роль
принадлежала К. Гольдони, создателю реалистических,
выражавших демократические идеи бытовых
комедий, В. Альфьери, автору классицистических,
проникнутых идеями П. трагедий.
В Испании П. развивалось
под влиянием идей французских физиократов
и энциклопедистов. Просветители 18
в. подвергли критике
В Германии на П. наложили
отпечаток относительная
В эпоху, наступившую
после Великой французской
Просвещение
во Франции
Национальные школы
Просвещения имели свои особенности.
Философия французского Просвещения
отличается своей радикальной социальной
и антиклерикальной направленностью.
Для нее характерна блестящая
литературная форма, в ряде случаев
дающая литературные и публицистические
шедевры (Дидро, Вольтер, Руссо). При
все своем остром интересе к социальной
и исторической проблематике французские
просветители не создают общей философии
истории, растворяя специфику
Английское
и немецкое Просвещение
Английское Просвещение
сосредоточено на проболемах утилитарной
морали (Шефтсбери, Хатчесон, Гартли, Мандевиль)
и сенсуалистической эстетики (Хом, Берк,
Шефтсбери, Хатчесон). В гносеологии оригинальна
шотландская школа «здравого смысла».
Английский деизм более увлечен проблемой
веротерпимости и свободомыслия, чем богословскими
проблемами (Толанд, С. Кларк, А. Коллинз).
Немецкое Просвещение
более метафизично и плавно вырастает
из традиций классического рационализма
17 в. (Чирнхауз, Пуфендорф, Томазий, Вольф,
Крузиус, Тетенс). Позднее немецкое просвещение
увлечено религиозными спорами (под влиянием
пиетистского фермента) о веротерпимости,
пантеизме, соотношении прав государства
и церкви (Реймарус, Мендельсон, Лессинг,
Гердер). Баумгартен и Лессинг вносят заметный
вклад в эстетику. Гердер – один из первых
создателей принципа историзма — создает
обширную картину эволюции природы от
неорганической материи до высших форм
человеческой культуры.
Кризис европейского Просвещения становится заметен в таких предромантических явлениях как апология эмоциональной и народной стихии у позднего Руссо, немецкое литературно-философское течение «Буря и Натиск» с его агрессивным волюнтаризмом, интуиционизм зрелого Гете, антипросвещенческие выпады Гамана и Ф. Якоби, визионерская мистика Сведенборга.
Информация о работе Философские и политические идеи просвещения