Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:54, курсовая работа
Просвещение - это идейное и общественное движение в Европе и Северной Америке конца XVII - XVIII вв., связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило распространение в основном в период между "славной революцией" 1688 г. в Англии и революцией 1789-1790 гг. во Франции, оставив неизгладимый след в литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм"), а главным образом в истории общественно-политической мысли и философии.
ИСКУССТВО КАК
ИДЕАЛ ПРОСВЕЩЕНИЯ
В это время
значительно возросло число книг,
брошюр, памфлетов, пропагандировавших
просветительские идеи и обращение к широкому
демократическому читателю. Эпоха Просвещения
в Западной Европе предваряет широко развернувшийся
в XVII в. общий прогресс реальных знаний,
необходимых для нужд материального производства,
торговли, мореплавания. В это время очень
популярным персонажем становится Робинзон
Крузо, который своими руками на необитаемом
острове смог построить жилище и без всякой
помощи цивилизации долго жить там одному.
Кроме того, на острове произошло его духовное
воспитание, так как он был отдален от
пагубных воздействий современного ему
общества. Научная деятельность многих
известных ученых знаменовала важный
этап освобождения от духовной власти
религии (теперь уже не могло случиться
то, что произошло с Г.Галилеем и Д.Бруно).
Происходит бурный рост естественных
и точных наук - физики, механики, математики,
астрономии.
“Просвещение
умов” мыслилось идеологами прежде всего
как нравственное, гражданское воспитание.
Отсюда воинственность и непримиримость
по отношению к другим формам мировоззрения:
религиозному, дворянско-аристократическому.
Просветители обожествляли природу и
“естественный порядок вещей”, считали
необходимым уподобить ему всю общественную
жизнь. Вообще, всей культуре Просвещения
свойственны нравоучение, дидактизм, часто
не скрытые, а явные. Например, знаменитый
английский художник Уильям Хогарт, любивший
писать сразу несколько картин, которые
объединялись в цикл, в одном из своих
повествований “Модный брак” рассказывает
о браке по расчету между разорившимся
аристократом и девушкой из богатой семьи.
Хогарт в этом цикле показывает, что происходит
с его героями дальше, поучая своих зрителей.
Содержание полотен Хогарта хочется пересказывать
(на это подталкивает даже названия его
циклов: “Выборы в парламент”, “Карьера
повесы”) и обязательно вывести мораль,
которая бы говорила что хорошо и что плохо.
Французский
художник Жан Батист Грез тоже последовательно
использовал искусство как средство нравственного
воспитания человека. Все жанровые композиции
живописца не без основания кажутся современному
зрителю скучными, а его живопись назидательной.
В известных работах “Паралитик”, “Балованное
дитя”, “Посещение священника” главное
внимание Грез уделяет подробному повествованию,
из которого обязательно должна следовать
мораль. У некоторых деятелей Просвещения
произведения были не такие назидательные
и скучный, потому что они могли вложить
глубокий смысл, что понимает любой человек,
например, развлекательную повесть. Так
сделал Вольтер, написав “Кандид”, не
философский труд, но книгу, легкую для
восприятия и со скрытым нравоучительным
смыслом. Герой книги очень много странствовал.
Где он только ни был! Путешествовал по
Европе, служил в армии, побывал в Эльдорадо
и только потом он понял, что счастье не
надо нигде искать, счастье - это труд.
Труд гонит от нас три великих зла: скуку,
порок и нужду. Так в интересной и веселой
книге кроется философский смысл. Стал
бы Вольтер так популярен, если бы написал
трактат о пользе труда?
Просветители
активно выступали против абсолютной
монархии. Многие из них в своих трудах
пытались описать устройство идеального
общества, характеризовать различные
модели государственного устройства.
Самым лучшим исследование признана книга
“Путешествие Гулливера” Джонатана Свифта.
В своем произведении, состоящем из нескольких
частей, писатель рассматривает некоторые
виды государственного управления и приходит
к выводу, что все они плохи, так как практически
при всех видах народ живет плохо, ведь
при возвышении одних неизменно следует
унижение других.
Итак, практически
во всех странах главными идеями Просвещения
были разумный подход к устройству государства,
жизни людей, борьба за просвещение народа,
распространение знаний. Так было везде,
кроме Германии, где просвещение превратилось
в оружие для объединения всего государства.
Тогда Германия была раздробленным и бедным
государством, в отличие от Англии, где
уже давно произошла буржуазная революция,
и Франции - централизованного европейского
государства, она еще оставалась средневековой
страной с феодальными порядками. Германия
была разделена на множество мелких княжеств,
враждовавших между собой, у немцев не
было чувства национального единства.
Поэтому главной задачей германских просветителей
была задача объединения, сплочения нации.
И с этой задачей справился Иоганн Волфганг
Гете. Он написал небольшую книгу “Страдания
юного Вертера”, всколыхнувшую всю Германию.
Героем произведения был Вертер, молодой
человек, не вынесший жизненных мучений
и покончивший жизнь самоубийством. Именно
такой слабый беззащитный
персонаж, а не немецкий рыцарь Гей фон
Берлихеген или античный Прометей, смог
стать общим для огромной страны.
Но не смотря на
экономический упадок, отсталый уклад
жизни (в ряде земель сохранялось крепостное
право), к этому времени относится творчество
выдающихся деятелей науки и культуры
таких, как философ Иммануил Кант, композитор
Иоган Себастьян Бах, множество талантливых
архитекторов.
Очень интересной
фигурой для мировой культуры, для германского
Просвещения был Бах. Он, также как и Гете,
старался найти символ, личность, предмет,
который был бы причиной к объединению
Германии. Бах думал, что его родина может
стать единой благодаря музыке. И вот,
он написал ораторию “Magnifikat”, которая
должна была исполняться во время рождественского
богослужения. Основной идеей ее была
радость (об этом свидетельствует даже
название, так как “Magnifikat” в переводе
с немецкого означает радостный). Оратория
исполнялась хором и солистом под звучание
органа. Объединение людей в церкви во
время радостного богослужения могло
бы привести к единению всех жителей Германии.
Иначе выглядит Просвещение Англии. Не
один из европейских стилей не существовал
в искусстве этой страны в чистом виде,
поскольку все они пришли на английскую
почву гораздо позже, чем в другие страны.
Поэтому черты барокко (стиль в европейском
искусстве конца XVI - середины XVIII вв.) и
классицизма могли оригинально переплетаться
в творчестве одного зодчего или художника.
Для английского искусства характерно
большое внимание к эмоциональной жизни
человека, постоянный поиск средств, которые
могли бы выразить сложный и изменчивый
мир чувств и ощущений. Все это нашло блестящее
воплощение в портретной живописи. Другая,
не менее важная черта английской художественной
культуры - обостренное внимание к проблемам
этики и морали. Английское Просвещение,
сложившееся на рубеже XVII-XVIII в.в., буквально
пронизано идеями нравственного воспитания
личности. Одним из ведущих в живописи
стал бытовой жанр, приобретший яркую
сатирическую окраску. Очень важным для
английских просветителей было ощущение
самобытности национальной культуры:
оно вызвало желание идти во всем своим
путем, и опыт европейской живописи часто
воспринимался критически.
До XVIII в. в Англии не было мастеров, которых
можно поставить в один ряд с ведущими
живописцами Европы. Однако в 16-18 в.в. здесь
работали два выдающихся художника - немец
Ханс Хольбейн Младший и фламандец Антонис
Ван Дейк. Их влияние во многом определило
неповторимый путь английской живописи
и английского искусства в 18 столетии.
Прежде всего, это проявилось в особом
внимании к жанру портрета: он занял главное
место, потеснив пейзаж и исторический
жанр.
Одним из самых известных портретистов
в Англии был Джошоа Рейнольдс. Он получил
блестящее художественное образование,
превосходно знал основные направления
современного искусства, В его творчестве
сочетались различные стили и средства:
классицизм, для изображения его героев
в виде античных или исторических персонажей,
традиции баталистов или просто пейзаж,
употребляемый для фона картины. Рейнольдс
изображал на своих полотнах знаменитых
людей. Благодаря его произведениям мы
можем через множество лет видеть его
известных персонажей. Картины художника
дают нам четкое понятие о характерах
и особенностях его героев. Еще одно значение
этого английского художника для мировой
культуры - развитие жанра портрета, живописец
был ступенькой от старых мастеров к новым.
Но Родиной Просвещения является Франция,
так как именно в этой стране впервые появились
идеи этого течения. Франция постепенно
перенимала эстафету у Италии, где искусство
достигло большого развития во время эпохи
Возрождения. В XVIII в. расстановка сил в
художественной жизни Европы изменилась.
Италия, хранительница культурных традиций
прошедших веков, превратилась в своеобразный
музей великих памятников прошлого. Однако
в XVIII столетии равных им не создавалось.
Итальянские государства беднели, мастера
не получали крупных заказов и вынуждены
были искать их за границей.
С середины XVIII в. европейское искусство
вновь обратилось к античности, что объясняется
несколькими причинами. Одна из них - достижения
археологии. Начавшиеся в 40-х г.г. раскопки
Помпей - средневекового города в Италии,
засыпанного пеплом при извержении Везувия
в 79 г. нашей эры, - открыли удивительные
по красоте и богатству памятники искусства
и вызвали огромный интерес к античной
культуре. Однако более важная причина
кроется в распространении идей Просвещения.
Просветители, размышляя о совершенствовании
личности и путях переустройства общества,
приходили к поискам идеала, который они
видели в истории и культуре Древней Греции
и Древнего Рима. Сложившийся на этой почве
стиль получил название неоклассицизм
(то есть новый классицизм). Творцы этого
стиля полагали, что красота существует
объективно и ее законы можно постигнуть
с помощью разума. Конечная же цель искусства
- преобразование мира и человека, согласно
этим законам и воплощение идеала из реальной
жизни.
В XVIII в. резко уменьшилась зависимость
художников от частных заказчиков. Главным
судьей произведений искусства стало
общественное мнение. Появилась художественная
критика, задачи которой заключались в
оценке произведений искусства с точки
зрения всего общества. Первые критики
Просвещения - выдающиеся Дидро, Жан Жак
Руссо и другие писали о театре, музыке
и живописи.
Во Франции, где новые формы искусства
возникали особенно быстро, важным событием
художественной жизни стали публичные
выставки - Салоны, которые ежегодно организовывало
парижская Королевская академия живописи
и скульптуры при поддержке двора. Успех
в Салоне означал для живописца или скульптора
настоящее признание, но добиться успеха
там было сложно. Произведения для Салонов
отбирала особая комиссия академии. Участвовать
в этих выставках стремились не только
французы, но и мастера из других стран.
Постепенно Париж превратился в общеевропейский
художественный центр.
В соответствии с взглядами просветителей,
с верой в преобразующую силу разума находилось
их особое внимание к проблемам воспитания.
Просветители внесли новые принципы в
педагогическую науку - идеи решающего
влияния среды на воспитание, природного
равенства способностей, необходимости
соответствия воспитания человеческой
природе, естественным склонностям ребенка.
Просветители считали, что человек рождается
“пустым”, и основное влияние на его развитие
оказывает окружающая среда, общество.
Конечно же, это неверно, так как с рождения
у человека присутствуют какие-то зародыши
его характера и его способностей. Но на
дальнейшее развитие человека среда оказывает
определяющее влияние. То же можно сказать
относительно мысли просветителей о природном
равенстве всех людей.
Идеология просвещения
находила выражение в разных художественных
направлениях литературы, изобразительного
искусства: просветительский реализм,
классицизм, сентиментализм, но не одно
из них не стало направлением, единственно
выражавшим эпоху, в большинстве случаев
они сосуществовали. Но все эти художественные
направления выражали одну общую для Просвещения
идею.
Идея Просвещения была крайне необходима
людям после “мрачного средневековья”.
Она несла знания и свет. Пусть у этой эпохи
были свои недостатки, хоть и весомые,
но она сыграла большую роль в развитии
культуры и искусства. После многовекового
простоя у лучших умов человечества накопился
импульс, который выразился в Просвещении.
Когда эта эпоха закончилась, искусство
не прекратило своего существования. Появлялись
новые течения, направления в культуре.
Но своим рождением они обязаны именно
Просвещению, которое было колыбелью для
развития искусств. После этой эпохи уже
не было таких застоев как в средневековье.
В этом тоже заключается заслуга Просвещения.
Оно смогло дать людям возможность получать
знания, лучше обустроить общество. Просвещение
- яркая страница в истории мировой художественной
культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения — свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм — как политических, так и религиозных. Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов.
Богатство
содержания и сложность общественно-
Философские
идеалы Просвещения, может быть, впервые
в истории европейской культуры
выявили напряженность между
актуальной реальностью и неизвестностью
будущего, рационализировали эту
напряженность и сумели направить
надежды людей на изменение существующего
мира. Однако в этом заключается и исток
драматических противоречий, связанных
с философией Просвещения. Провозгласив
и утвердив идеал единого философского
разума, как высшую инстанцию при решении
всех вопросов, она монополизировала Истину.
В этой монополизации царства Истины оказался
скрыт исток борьбы с
инакомыслием, с особой силой развернувшейся
во Франции в годы революции.
Идеал
свободомыслия в самом широком
значении этого слова приобрел у
философов XVIII в. поистине революционный
размах и остроту. Хотя прямого призыва
к ниспровержению государственного строя
в теориях просветителей не было, но они
внедряли в массовое сознание мысль о
том, что люди вольны переустраивать общество
и, следовательно, устранять преграды,
мешающие им сделать это. В этом, на мой
взгляд, заключался революционный характер
влияния философских идеалов просвещения
на общественное сознание.
А
в целом Просвещение смогло дать
людям возможность получать знания,
лучше обустроить общество. Просвещение
- яркая страница в мировой истории.
Список использованной
литературы: