Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 22:09, реферат
Цели реферата:
1. Изучить философские идеи Библии и Корана
2. Найти отличительные особенности Ветхого Завета и Корана и их общие черты.
Введение. 3
Глава I. Философские идеи Библии. 5
Глава II. Философские идеи Корана. 8
Заключение. 14
Список использованной литературы: 16
Федеральное агентство по образованию
Государственная полярная академия
Кафедра философии, культурологии и истории
Факультет
экономики
Реферат
по дисциплине
«Философия»
«Философские
идеи Библии и Корана»
Выполнила: студентка 591 гр.,
Волкова Ю.Е.
Научный руководитель:
доктор
философ. наук, проф.
Резвицкий И.И.
Санкт-Петербург
2010
Содержание
А жизнь людей мгновенно, и убога,
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Н. Гумилёв
Вера
принимает самые различные
Все религиозные системы мира имеют священные писания, написанные, согласно их вероучениям, по внушению Бога (у монотеистов), или богов (у политеистов). У буддистов это Питаки, у зороастрийцев – Авеста, у индуистов – Веды. Монотеистические религии представлены двумя книгами Библией (в Иудаизме и Христианстве) и Кораном (в Исламе).
Принимая во внимание исторические данные, а также схожесть многих действующих лиц и событий в Ветхом завете и Коране следует, что они исходят от единой древнейшей семитической монотеистической традиции. У истоков этой традиции, согласно этим священным писаниям, стоял пророк Ибрахим (Авраам) и его потомки. Книги Ветхого Завета (евр. Танах) зародились в среде евреев – его потомков от младшего сына Исхака (Ицхака), а Коран в среде арабов – потомков его старшего сына Исмаила (Ишмаэля). Этим обстоятельством объясняются отличительные особенности Ветхого Завета и Корана.
Актуальность рассматриваемой мною темы, заключается в том, что В нашей стране присутствуют религии тех народов, которые либо изначально жили на ее территории, либо входили в ее состав на протяжении последующих веков. В России религиозных войн не было. Но не будем забывать и о том, что базовые религиозно-этические принципы традиционных для России вероисповеданий неизменно ориентировали своих последователей на взаимодействие с людьми других конфессий и убеждений в духе мира и согласия. В настоящее время, пожалуй, значимость их даже увеличивается на фоне заметного снижения уровня нравственности в обществе, в том числе и среди людей, составляющих сами религиозные институты и тут есть серьезный предмет для беспокойства духовных авторитетов всех традиционных религий России. Стабилизация традиционных основ российского общества позволит встать на путь укрепления России. Для этого потребуется определить главные принципы духовного развития общества в Концепции вероисповедной политики России. Но ее содержание должно не только быть сформулировано специалистами, но и рождено самосознанием и сотворчеством народа. Поэтому я считаю, что тема моего реферата актуальна для каждого человека, проживающего в нашей стране.
Цели реферата:
Ни
одна философия не обходится без
определенного взгляда на сущность
и устройство мира, определения места
человека в нем.
Не ушла от этого вопроса и Библия. Ведущей
философской идеей Библии является теоцентризм.
По Библии, Бог является основателем Вселенной,
вершителем судеб человечества. Проблемы
мироздания в Библии фундаментально представлены
в первой Книге «Бытие». Она была написана
около V в. до н. э. В этой Книге используются
два мифа о сотворении мира - вавилонский
и шумерский. Древний человек, наблюдая
причинно-следственную зависимость, пытался
установить повторяющиеся закономерности,
найти причину тех или иных явлений. Например:
Кто вырастил хлеб? - Земледелец. - А вещи
сделал? - Человек. - А мир кто создал? - Творец.
И человек, согласно такой логике мыслей,
делал вывод о том, что за каждым творением
стоит творец. Следовательно, и у человека,
и у Земли, и у Вселенной должен быть творец.
Если повозку везет лошадь, то, стало быть,
и весь движущийся мир кто-то должен «двигать»,
«заводить», «быть Перводвигателем Вселенной».
В Книге «Бытие» раскрывается картина
самого процесса сотворения мира Богом,
последовательно, день за днем создающего
свет, воду и небо, сушу, растения, небесные
светила, пресмыкающихся, птиц, «скотов
и гадов» и зверей «земных». После пяти
дней творения Бог создает человека по
Своему подобию и только после этого на
седьмой день «почил от всех дел Своих»
(Быт. 1: 27).1
Господь Бог создает первого человека Адама из «праха земного» для того, чтобы он господствовал над природой. Не случайно после создания Адама Бог создает животных, и Адам присваивает каждому виду животных имена. Чтобы Адам не скучал, Бог в помощь ему создает из ребра человека женщину и называет ее Евой («жизнь») - «И навел Господь Бог на человека крепкий сон: и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт.2:21-23)2.
По
библейским представлениям, в раю, в
Эдемском саду у человека было все.
Это был золотой век
Библия - имеет религиозно-нравственную цель: примирить человека с Богом и тем самым помочь выполнить людям свое назначение на Земле. Образно говоря, задача Священного Писания заключается не в том, чтобы научить нас законам небесной механики, а в том, как, еще будучи на Земле, постичь небесное. А поэтому современное богословие не рассматривает Библию как энциклопедию научных данных обо всех мировых процессах и об исторических событиях, сообщаемых священными писателями.
В Библии мы находим первые философские представления о человеке, личности, обществе и государстве, сформулированные в соответствии с принципом теоцентризма.
Одной из ведущих идей Библии является идея Предопределения, запрограммированности человеческой жизни и общества в целом, соотношения предопределения и свободы личности. Прежде чем перейти к изложению этого вопроса, следует уточнить, что понимается под понятием «личность» в библейских текстах.
Существенной особенностью религиозной трактовки личности в любом варианте является рассмотрение ее в тесной связи со сверхъестественным, Богом. Согласно библейским представлениям, все существующее в мире, в том числе и человеческая личность, создано Богом и движимо к предначертанной им цели. В основание человека при его творении было положено два начала. Одно материальное - тело, другое духовное - душа. В Библии подчеркивается, что человек - это «червь земной», «тварь» и зависимое от Бога существо. Материальное, плотское, связывающее человека с природой, будучи временным, является несущественным. Отсюда и человек, как существо физическое, телесное, ограниченное в пространстве и времени, находящееся в причинной зависимости от природного мира, является несовершенным, смертным, чем-то низшим по сравнению с его духовной сущностью. Человека делает личностью только его вторая природа - его душа, дух, которые христиане толкуют по-разному.
В
Библии внимательный читатель найдет
ответ на вопрос, почему человек
и человечество в целом страдает, испытывает
множество потрясений. Причина злоключений
человека кроется в его греховной природе.
Согласно Библии, человек вначале обладал
гармоничным действием всех телесных
и духовных сил. Он получил от Бога все
для развития своей духовной жизни и должен
был через смирение и угождение Ему достичь
гармонии. Когда человек согрешил, Бог
его проклял и выгнал из рая. С той поры
Бог отвернулся от человека, чем нарушил
гармоническую связь тела и духа, прекратился
приток Божественной силы. Человек деградировал,
стал немощным, обезличенным, бессильным.
Такое состояние повлияло и на отношение
человека с природой.
Коран
(араб. أَلْقُرآن — Qur'ān) — религиозная
книга, священная для приверженцев
всех исламских направлений. Она служит
основой мусульманского законодательства
как религиозного, так и гражданского.
Название книги происходит от слова на
арабском языке «аль-куран» — «чтение
вслух, наизусть». Мусульмане считают,
что Коран передавался Мухаммеду частями
в Мекке и Медине между 610 и 632 гг. Новой
Эры через архангела Джебраила.
Коран, как единая книга, был составлен после смерти Мухаммеда, до этого он существовал в виде разрозненных списков и в памяти сподвижников.
Источники этого периода гласят, что через двенадцать лет после смерти Мухаммеда, когда Осман стал халифом, в ходу были различные записи Корана, сделанные известными соратниками пророка, в частности Абдаллахом ибн Масудом и Убаййей ибн Каабом. Спустя семь лет после того как Осман стал халифом, он приказал систематизировать Коран, опираясь в первую очередь на записи Зайда, спутника Мухаммеда. Семь способов чтения канонического текста Корана были установлены Абу-Бакром.
Коран состоит из 114 сур — глав расположенных по формальному принципу от больших к меньшим за исключением суры 1 «Фатиха» («Открывающая»). В свою очередь, каждая сура делится на отдельные высказывания — аяты. Все суры Корана, кроме девятой, начинаются словами: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного…»3.
Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других - к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее, в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха - это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.
Декалог в христианской Библии, более известный как десять заповедей, является прототипом основных законов Аллаха, и хотя они (заповеди) не изложены в Коране так же категорично, как в Исходе 20:1–17 и Второзаконии 5:6–21, они в той или иной форме появляются в различных отрывках его текста. Коран подтверждает, что законы Бога были переданы Моисею на двух каменных скрижалях: «И начертали для него Мы на скрижалях суть всякой вещи и разъяснение понятий всех вещей...»4 (Сура 7:145)
Один
из отрывков Корана (сура 17:23–40) звучит
так же, как отрывок из Левита.
Многие из десяти заповедей четко
воспроизведены в нем. Заповедь Бога
о том, что поклоняться следует
только Ему одному, объединена с предписанием
относиться по-доброму и с почтением к
родителям (сура 17:23). Прелюбодеяние запрещено,
поскольку постыдные и греховные деяния
открывают путь другим грехам. Покушение
на чужую жизнь, за исключением случаев,
имеющих полное основание для него, также
запрещено, поскольку Аллах сделал жизнь
священной (сура 17:32–33). Отрубание конечностей
предписано в качестве наказания за воровство
(сура 5:41). Ничто на свете не может служить
предметом поклонения наряду с Аллахом,
это совершенно справедливо приведет
идолопоклонника в ад (сура 17:39). В Коране
мы найдем и третью заповедь, в которой
говорится, что поскольку имена Аллаха
являются самыми прекрасными из всего
существующего, то тот, кто посмеет осквернить
их, будет наказан (сура 7:180). В Коране также
упоминается и установление священного
дня отдохновения для иудеев, дня, который
необходимо строго соблюдать и который
они склонны нарушать (сура 7:163). Говорить
ложь — безнравственно (сура 51:10). А десятая
заповедь звучит так:
«И не желайте вы тех благ, которыми Господь
одних из вас перед другими наделил. Мужчине
надлежит все то, что он заслужит, и женщина
получит то, что должно ей. Себе ж щедрот
вы испросить должны у Бога. Господь, поистине,
о всякой вещи знающ!»5(Сура 4:32)
Краеугольным
камнем религиозной теории мусульман,
основным кредо ислама является широко
известная и часто употребляемая фраза:
“Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк
его”. В этом изречении чётко и определённо
выражена идея монотеизма, доведённая
до своего наиболее последовательного
завершения именно в исламе. Здесь только
один Аллах - бог единственный, безликий
и всемогущий, мудрый и всемилостивейший,
творец всего сущего и его верховный судья.
Слово и волю Аллаха, его заповеди и суть
учения донёс до правоверных великий пророк
Мухаммед.
Главной и, пожалуй, единственной особенностью
философии ислама является её неотрывная
связь с главным источником вдохновения
всего арабского мира, с Книгой Жизни -
Кораном. Доктрины исламской философии
опираются на её содержание и делают попытки
осмыслить или “растолковать” смысл,
заложенный в Священном писании. Поэтому
возьму на себя смелость применительно
к исламской философской мысли уровнять
такие понятия, как “философия” и “теология”.
Такой выдающийся ум, как Авиценна, для
того чтобы выпустить в свет свои труды,
был вынужден вписывать в них упоминания
имени Аллаха, по воле которого происходили
“чудесные исцеления”. Существующие
вещи не созданы Всевышним Аллахом все
вместе, а Он создал их в нисходящем порядке,
отправляющемся от него в виде цепи порядка.