Философские идеи Г.В. Плеханова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:14, доклад

Описание

Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) был выдающимся марксистским мыслителем конца XIX – начала ХХ в.

Из обширного философского наследия Плеханова выделим то, что характеризует его как оригинального мыслителя и продолжателя марксистского учения. Одной из особенностей философского творчества Плеханова является то, что он развивал марксизм в борьбе с теми, кто, по его мнению, фальсифицирует и ревизует это учение.

Работа состоит из  1 файл

плеханов-ленин.docx

— 22.72 Кб (Скачать документ)

 Философские идеи Г.В. Плеханова

 Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) был выдающимся марксистским мыслителем конца XIX – начала ХХ в.

 Из  обширного философского наследия Плеханова  выделим то, что характеризует  его как оригинального мыслителя  и продолжателя марксистского учения. Одной из особенностей философского творчества Плеханова является то, что он развивал марксизм в борьбе с теми, кто, по его мнению, фальсифицирует и ревизует это учение.

 Определяя статус исторического материализма в системе общественных наук, он отождествляет его с общесоциологической  теорией марксизма.

 Исторический  материализм Плеханов рассматривал как общую методологию для  всех общественных наук, подразумевая под этим использование тех принципов, на которые опирается учение Маркса.

 Анализируя  ход общественного развития, Плеханов отстаивал марксистский тезис о  решающей роли производительных сил, являющихся основой общественных отношений  и одновременно движущими силами исторического процесса. Кроме того, производительные силы выступают как  формирующая сила, влияя на изменение  производительных отношений.

 Противоречивый  характер исторического процесса, обусловленный  характером развития способа производства, требовал более детального анализа  сути этих противоречий и их разрешения. В решении этой проблемы на общем  теоретическом уровне Плеханову  принадлежит несомненная заслуга. Он следующим образом характеризует  последовательность проявления противоречий в общественном развитии: “Всякая  данная совокупность отношений производства прочна лишь в том и до тех пор, пока она соответствует состоянию  общественных производительных сил; когда  исчезает это соответствие, уничтожаются и данные отношения производства — данная экономическая структура, — уступая место новой совокупности отношений. Разумеется, всякая данная экономическая структура не сразу  перестает соответствовать состоянию  общественных производительных сил: это  целый процесс, совершающийся, смотря по обстоятельствам, с большею или  меньшею быстротою. Оружием для  устранения отжившей экономической  структуры служит политический “фактор”. Изменения происходят не стихийно и  не сами по себе, а являются итогом деятельности людей, классовой борьбы.

 Плеханов  подверг критике взгляды сторонников  экономического материализма, утверждавших, что общественное развитие совершается  в рамках одних производительных сил. В таких работах, как “Социализм и политическая борьба”, “Наши разногласия”, “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю” Плеханов убедительно  раскрывает огромную роль активной, творческой деятельности людей в деле ускорения  исторического процесса. Не только базис, но в свою очередь производственные отношения и надстройка оказывают  большое влияние на ход человеческой истории.

 Плеханов  уделял внимание взаимодействию объективных  условий и объективного фактора. Критикуя идейных противников за то, что они приписывали марксизму  фатализм, он подчеркивал, что изменения, происходящие в обществе, осуществляются не автоматически, и не в малой  степени под воздействием субъективного  фактора, выступающего в лице класса, политической партии, отдельных личностей.

 Анализ  диалектики взаимодействия объективных  условий и субъективного фактора, а также базиса и надстройки Плехановым содействовал развитию марксистской философии, так как в его трудах исследовались  механизмы влияния экономического базиса на надстройку.

 В своих  сочинениях мыслителю удалось внести вклад в освещение проблем  общественного сознания. Плеханов показывает зависимость форм общественного  сознания от общественного бытия  и в то же время обращает внимание на их относительную самостоятельность. Ему удалось продемонстрировать зависимость правового, морального и эстетического сознания от экономического положения его носителей. Он показывает, что политика, мораль, право и  искусство выражают интересы классов.

 В труде  “К вопросу о роли личности в  истории” Плехановым был дан образец  материалистического решения проблемы роли выдающихся людей в истории  общества. При этом он подчеркивал, что личности становятся великими тогда, когда они в своих действиях  выражают объективную необходимость, имеющую место в ходе истории.

 Существенное место в трудах Плеханова занимает анализ социально-классовой структуры общества, классовой борьбы и социальной революции.

 Согласно  Плеханову, “понять различие классовых  интересов — значит понять ход  исторического развития”. Наряду с  классовыми интересами существуют интересы общества. “В исторической жизни каждого  класса… бывает период, когда его  “частный” интерес есть также  интерес поступательного движения и тем самым интерес всего  общества”. Совпадение интересов и  формирование общего интереса происходит, согласно Плеханову, в период борьбы за кардинальные прогрессивные преобразования в обществе.

 Вкладом Плеханова в философию является анализ классового характера общественной идеологии. Именно интересы класса определяют и формируют его идеологию. “Каждый  класс, — отмечает Плеханов, — всегда прекрасно, хотя и бессознательно, приспосабливает  к своим экономическим нуждам свои “идеалы”. Но это приспособление может произойти различным образом, и почему оно совершается так, а не иначе, это объясняется не положением данного класса, взятого  в отдельности, а всеми частностями  отношения этого класса к его  антагонисту (или к его антагонистам). С появлением классов противоречие становится не только двигающим, но и  формирующим началом”.

 Противоречивым является подход Плеханова к анализу социальной революции. В начале своей деятельности он придерживался марксистского положения о социальной революции как законе исторического развития. В дальнейшем точка зрения Плеханова на движущие силы революции и условия ее осуществления изменяются. Теоретически допуская необходимость социальной революции, по существу Плеханов выступал за примирение классовых интересов. Применительно к России он абсолютизировал необходимость созревания объективных предпосылок, т. е. уровня экономического развития, недооценивал решимость рабочего класса и крестьянства к социальным изменениям, отводя им пассивную роль, и возводил на роль гегемона стихийного исторического процесса буржуазию.

 Подытоживая, можно сказать, что, несмотря на некоторые  расхождения с классической марксистской теорией, Плеханов рассматривается  историками отечественной философии  как один из крупнейших продолжателей  и пропагандистов марксизма в  России. 
 

 Философские идеи В.И. Ленина

 Владимир  Ильич Ленин (1870-1924)- последовательный продолжатель марксистского учения. Его вклад в теорию оказался таким, что в ХХ в. марксисткое учение с полным на то основанием стали называть марксизмом-ленинизмом.

 В области  диалектического материализма Ленин  развил материалистическую диалектику, теорию познания (обобщил достижение общественных наук, главным образом  в области физики). В области  социальной философии В. И. Ленин  дал философский анализ социально-экономической  ситуации, сложившейся в мире на рубеже XIX — XX вв., выявил тенденции  в развитии мирового революционного и освободительного движения, разработал основные принципы социалистического  строительства в России. Нельзя не сказать и о последовательной защите В. И. Лениным марксистских идей в теоретической и политической борьбе с теми, кто пытался ревизовать или исказить учение Маркса. Среди  трудов, в которых разрабатываются  теоретические проблемы марксизма, следует прежде всего отметить: “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?”(1893), “Материализм и эмпириокритицизм”,(1909) “Философские тетради”(1914-1915), “Государство и революция”(1917), “Очередные задачи Советской власти”, “Великий почин”(1919).

 Огромное  внимание Ленин уделял дальнейшему  развитию диалектического материализма - это развитие марксистского учения о материи, познании, абсолютной, относительной  и объективной истине, о единстве диалектики, логики и теории познания.

 Значителен  вклад В. И. Ленина в разработку теории познания. Он развивает марксистскую теорию познания, опираясь на диалектико-материалистическую теорию отражения, суть которой состоит в том, что все наше знание есть не что иное, как более или менее достоверное отражение действительности.

 Важную  роль в познании играет выяснение  сущности объективной абсолютной и  относительной истины. Под истиной  В. И. Ленин понимает верное отражение  в человеческом сознании объективно существующего мира, законов его  развития и процессов, происходящих в нем. 
 
Весьма существенный вклад внес Ленин в развитие марксистского учения о практике. Ленин показывает, что практика имеет как абсолютное, так и относительное значение, т. е. не все в этом мире можно проверить с помощью практики.

 Материалистическую  диалектику Ленин разрабатывает  как теорию развития и метод познания. Наиболее глубоко это раскрыто в  “Философских тетрадях”.

 Большая роль принадлежит Ленину в теоретическом  осмыслении великих открытий в естествознании, происшедших в конце XIX — начале XX вв. Помимо чисто философских вопросов Ленин разработал и глубоко обосновал  необходимость тесного союза  между философами и учеными-естествоиспытателями.

 Социальная  философия марксизма получила дальнейшее развитие в трудах Ленина и это  в немалой степени обусловлено  новыми историческими условиями  и в первую очередь переходом  капитализма в империалистическую стадию, возникновением первого социалистического  государства — Советской России. Ленин неоднократно отмечал: “Мы  вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и  неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни”.

 Одной из оригинальных идей, получивших в трудах Ленина всестороннее развитие, является учение о соотношении субъективных и объективных факторов в истории. Уже в одной из первых работ “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?” острой критике подвергается трактовка общественных явлений народниками, в соответствии с которой исторические события осуществляются благодаря деятельности “критически мыслящей” личности. Такому подходу Ленин противопоставляет свою позицию, заключающуюся в том, что при радикальных общественных преобразованиях решающая роль принадлежит народным массам, передовому классу. Одновременно определяются условия, при которых становится результативной деятельность выдающихся исторических личностей, реализуются выдвинутые ими цели и задачи. В других работах Ленин подвергает критике различные концепции о стихийности рабочего движения во время кардинальных общественных преобразований. Он считает, что огромное мобилизирующее значение принадлежит в этих процессах революционной теории, целенаправленной организующей деятельности классов и политических партий. Ленин выдвинул и обосновал идею о неравномерности развития капитализма в эпоху империализма. Причиной этого он считает господство частноэкономических интересов, политику империалистических кругов в колониях, полуколониях, да и в отношениях между собой, и как результат — неравенство экономического положения различных стран. Это, в свою очередь, способствует появлению кризисной ситуации в общественно-политической жизни, а в дальнейшем и формированию революционной ситуации. Однако происходит это не сразу во всех странах, а в зависимости от обострения социально-политических противоречий.

 Заслуживают внимания ленинские идеи о социальной революции. Как свидетельствует  история, социальная революция —  один из способов перехода от одной  общественно-экономической формации к другой. Опираясь на марксистскую теорию и осмысливая революционную  борьбу интеллигентных классов в  первую очередь в России, Ленин  разрабатывает учение о революционной  ситуации, которая формируется в  процессе обострения социальных антагонизмов до такого состояния, когда разрешение противоположных интересов становится возможным только через социальный взрыв: “Основной закон революции, — писал Ленин, — подтвержденный всеми революциями и в частности  всеми тремя русскими революциями  в XX веке, состоит вот в чем: для  революции не достаточно, чтобы эксплуатируемые  и угнетенные массы осознали невозможность  жить по-старому, и потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы  эксплуататоры не могли жить и  управлять по-старому. Лишь тогда, когда  “низы” не хотят старого и когда  “верхи” не могут по-старому, лишь тогда революция может победить. Иначе эта истина выражается словами: революция невозможна без общенационального (и эксплуатируемых и эксплуататоров затрагивающего) кризиса”.

 Итак, по Ленину, необходимым условием для  осуществления социальной революции  является наличие в стране общенационального  кризиса. Без него ни политическая партия, ни передовой класс не могут завоевать  политическую власть и осуществить  революционные преобразования.

 Плодотворной  оказалась идея Ленина об историческом сосуществовании двух противоположных  социально-экономических систем —  социалистической и капиталистической. Идея о мирном сосуществовании была представлена как диалектическое противоречие между двумя противоположными системами.

 В заключение можно сказать, что и в наше время ленинское философское  наследие помогает глубже понять происходящие в мире события. 

 Список  литературы

  1. Философия: учебник / Под ред. Н.И. Сидоренко. - М.: Изд-во Рос.экон. акад., 2004.- 218с.
  2. http://www.grandars.ru/college/filosofiya/

Информация о работе Философские идеи Г.В. Плеханова