Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:31, контрольная работа
Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия данной темы: бессознательное, Бытие, идеальное, интенциональность, интуиция, культура, мышление, общество, объект, отражение, познание, рациональность, реальность, рефлексия, сознание, субъект, сущность, ценность, чувственный, явление, язык.
Задание первое
Задание второе
Задание третье
Задание четвертое
Задание пятое
Список использованной литературы
Мнение З.Фрейда:
“Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что психический элемент, например, представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в такое случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным...
Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным... Скрытое бессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным; термин бессознательное мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному; бессознательное( мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина: сознательное , предсознательное и бессознательное”.
Философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего основного вопроса. Идеалистический подход фактически мистифицирует сознание, поскольку рассматривает его в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Материализм, напротив, снимает с сознания покров таинственности и исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности вовсе не является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым.
Действительно, значительный материал о физиологических основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности, поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания. Сознание, как определяемое бытием, и выступает прежде всего в качестве свойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт эволюции материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с самых элементарных форм и кончая мышлением. При этом сама эволюция форм отражения определяется не изнутри, а на основе определенных взаимоотношений носителей отражения с окружающей средой. У человека это взаимодействие реализуется в практически - преобразующей деятельности, осуществляемой в рамках определенных сообществ. Поэтому сознание - не просто функция мозга, оно - общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в его органической связи с языком и в особенности - с практической деятельностью, в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая придает сознанию объективный характер, направленность на внешний мир с целью не только его отражения, познания, но и его изменения. К тому же сознание не только изначально формировалось в первичных формах общества, но и сегодня оно закладывается и развивается у каждого нового поколения только в обществе через деятельность и общение с себе подобными.
Сознание
- это в первую очередь совокупность знаний
о мире. Не случайно оно тесно связано
с познанием. Если познание есть сознание
в его активной направленности вовне,
на объект, то само сознание в свою очередь
результат познания. Здесь обнаруживается
диалектика: чем больше мы знаем, тем выше
наши познавательные потенциалы и наоборот
- чем больше мы познаем мир, тем богаче
наше сознание. Следующий важный элемент
сознания - внимание, способность сознания
концентрироваться на определенных видах
познавательной и любой иной деятельности,
держать их в своем фокусе. Далее, видимо,
следует назвать память, способность сознания
накапливать информацию, хранить, а при
необходимости и воспроизводить ее, а
также использовать ранее приобретенные
знания в деятельности. Но мы не только
знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание
неотделимо от выражения определенного
отношения к объектам познания, деятельности
и общения в виде эмоций. К эмоциональной
сфере сознания относятся собственно
чувства - радости, удовольствия, горя,
а также настроения и аффекты или, как
их называли в былое время, страсти - гнев,
ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным
ранее следует добавить и такой существенный
компонент сознания (которого, кстати,
многим из нас так часто не хватает), каким
является воля, представляющая собой осмысленное
устремление человека к определенной
цели и направляющая его поведение или
действие. Наконец, важнейшей составляющей
сознания, ставящей все остальные его
компоненты как бы за одну скобку, является
самосознание. Самосознание - своеобразный
центр нашего сознания, интегрирующее
начало в нем. Самосознание - это сознание
человеком своего тела, своих мыслей и
чувств, своих действий, своего места в
обществе, проще говоря, осознание себя
как особой и единой личности. Самый высокий
уровень развития самосознания - возникновение
сознания “Я” как такого образования,
которая хотя и похоже на “Я” других людей,
но одновременно неповторимо, причем способно
не только совершать поступки, но и нести
ответственность за них, что предполагает
необходимость и возможность как контроля
за своими действиями, так и их самооценки.
Таким образом, самосознание характеризует
не только самопознание, но и сопоставление
себя с некоторым идеалом “Я”, а значит,
контроль и самооценку, поэтому самосознание
не есть некая константа, оно не только
возникает в процессе совместной деятельности
и общения с другими людьми, но и постоянно
проверяется и корректируется в процессе
углубления и расширения межличностных
отношений.
3.
Источники, структура и функции сознания
Поскольку сознание - есть свойство материи, отраженный мир, то возникает вопрос - как этот мир существует в сознании ? А.Г.Спиркин определяет сознание как идеальное отражение действительности превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни. Сознание - субъективный образ мира, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Образ предмета - это идеальная форма бытия предмета «в голове» человека. Это не означает, что в голове есть реальные признаки как такового (мыслимый огонь не жжет наш мозг, образ снега не делает его холодным ), но содержит эти реальные признаки (жар и холод) как образ. В идеальной форме предмет лишается своего материального субстрата ( носителя). Эта форма, которая заменяет любой материальный субстрат сохраняет свойства, качества, сущность вещей и их связи.
Условие идеального образа мира является физеологические материальные процессы, совершающиеся в мозгу и теле человека. Материальной основой психики человека поэтому являются нейтрофизиологические процессы в мозгу. От уровня структурной организации мозга зависит уровень его отражательных способностей.
Однако, сознание являясь результатом развития и деятельности (функции) высокоорганизованной материи центральной характеристикой своей сущности имеет нематериальность, а идеальность. В коре мозга нейрохирург видит не яркие мысли, а серое вещество. Идеальное противоположно материальному, Бытие идеального носит функциональный характер и выступает как образ предмета и ценностное суждение, как цель и план деятельности и т.д.
Сознание, являясь идеальным существует только в материальной форме своего выражения - языке. Сознание и язык одновременно едины и различаются. Нет языка без мышления, мышления - без языка. Однако, структура мышления и структура языка различны. Ведь законы мышления едины для всех, а язык национален. Человек как деятель, производит мир и самого себя. Вся его жизнь возможна, как социальная совместная деятельность. А для такого способа жизни необходим язык. Он и возникает как средство человеческой деятельности, общения, управления, познания и самопознания.
Для реализации познания, его передачи и общение человеку необходимо слово, речь. Осуществляя речевую деятельность человек мыслит, мысля, оформляет мысль в слове. Но нельзя отождествлять речь и мышление . Говорить - не значит мыслить, но мыслить - значит оттачивать мысль в слове.
Таким образом речь как и орудия труда, это важнейший фактор формирования сознания, человека и его мира. А Язык - есть символическое выражение в звуке и письме психической жизни человека.
Наряду с языком существуют и другие знаково-символические системы.
Наряду с естественными есть и искусственные языки, созданные человеком для решения определенных задач. Это языки науки, машинные языки, жаргоны эсперанто. Особо значительную роль в условиях научно-технической революции стали играть формализованные и машинные языки. Формализованный язык - это логические и математические исчисления, в которых используются математические знаки и формулы. Формализованные языки машинизируются. Знаки в силу их материального характера удобны для машинной обработки, для развития технических систем связи. Такого рода языки есть ступеньки к информационной цивилизации.
Еще раз отметим, что идеальное - главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Идеальное есть характерный для взаимодействия субъекта и объекта способ воспроизведения целостных характеристик объективной реальности посредством репрезентантов этой реальности. Оно начинается с предметно-чувственных репрезентантов ( объекта или знака ), сопряженной с объектом схемы практического или умственного действия; и завершается материальным и субъективным образом, реализующим способность человека с помощью мозга воспроизводить в сознании образ класса вещей, стоящих за этим объектом.
Сознание выступает в качестве интеллектуальной деятельности субъекта поскольку человек помимо активного отражения - связывает новые впечатления с прежним опытом, эмоционально оценивает действительность, обеспечивает внешний мир.
Структуру сознания можно представить в виде круга, это «поле» делится на четыре части.
1.Сфера телесно-перцептивных способностей знания получаемого на их основе.
· ощущения, восприятия, конкретные представления, с помощью которого человек получает первичную чувственную информацию. Главная цель.
· полезность и целесообразность бытия тела человека.
2.Сфера логико-понятийных компонентов сознания связана с мышлением, которое выходит за пределы чувственного данного в сущностные уровни объектов. Это сфера понятий, суждений, умозаключений, доказательств. Главной целью этой сферы сознания является истина.
У разных людей - разная степень сознания: от самого общего, мимолетного контроля над потоком мыслей о внешнем мире, до углубленных размышлений над собой.
К самосознанию человек приходит только через социализацию. Человек осознает себя через осознание собственной деятельности, в процессе самосознания человек становится личностью и осознает себя как личность. Такое представление самосознания как внутренне положенное в сознании свидетельствует о рефлексивной функции его по отношению к сознанию.
Исходя из рассмотренного представления сознания можно выделить функции сознания:
· Познавательная
· Прогноза, предвидения, целепологания
· Доказательства истинности знания
· Ценностная
· Коммуникативная
· Регулятивная
Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.
В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.