Философские размышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:36, контрольная работа

Описание

Философия является древнейшей из наук, это ценная область знания, она зародилась в VI–V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции. В далёкие времена философия являлась системой, которая включала в себя все знания, накопленные человечеством. Знаний было немного, и их можно было объединить в одну систему. В философию входили знания физики, медицины, астрономии, математики, алхимии.

Работа состоит из  1 файл

Контра по философии.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

 

    1. Ценность и знание

 

Философия является древнейшей из наук, это ценная область знания, она зародилась в VI–V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции. В далёкие времена философия являлась системой, которая включала в себя все знания, накопленные человечеством. Знаний было немного, и их можно было объединить в одну систему. В философию входили знания физики, медицины, астрономии, математики, алхимии. С развитием общества знания накапливались и начинали отделяться от философии, науки о человеке выделились последними. В настоящее время идёт разделение наук (например: из генетики выделяется такая самостоятельная наука, как генная инженерия), в то же время идёт и обратный процесс – интеграция наук (например: биофизика, биохимия), происходит объединение философии с математикой, медициной и т.д. Самые серьёзные открытия делаются на стыке различных наук.

К середине XIX века сложилась ситуация, когда перед философией в острой форме возникает вопрос о том, что же остаётся на долю самой философии. Если отвечать на этот вопрос одним словом, то это – мышление. Мышление, его происхождение, его сущность, его истинные формы, его приёмы, способы и методы.

В настоящее время  философия сама является наукой о  наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество, окружающая среда – смысл и цель философии.

 

Основная специфика  философского знания заключается в  его двойственности, так как оно:

  1. имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
  2. однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии  от всех других наук заключается в  том, что философия является теоретическим  мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством  знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философские проблемы могут  успешно решаться, обсуждающиеся  только в том обществе, где допускается  критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.

Можно выделить также  следующие особенности философского знания:

  1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);
  2. носит предельно общий, теоретический характер;
  3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
  4. во многом субъективно – несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
  5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.
  6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
  7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
  8. имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;
  9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
  10. в то же время динамично – постоянно развивается и обновляется;
  11. опирается на категории – предельно общие понятия;
  12. неисчерпаемо по своей сути;
  13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.

Философия – это знание личностное, так как идеи, которые  высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.

 

    1. Абсолютность и относительность вещей

 

           Наступило странное время: часть философов пустилась в поиски абсолютов. Теологам это простительно, ибо без признания абсолютов рушится вся религиозная система. Но философам...

          Что такое "абсолют"? Это то, что ни от чего не зависит, ничем не обусловлено, неизменно, и совершенно. Абсолют ни в чем не нуждается, он самодостаточен, он первоначало всего. Ю.М. Федоров, например, в книге "Сумма антропологии" писал: "Основу Мироздания в Тайной Доктрине составляет Абсолют. В нем до поры до времени свернут непроявленный, нераспакованный Мир и "алгоритм" его потенциального исторического самодвижения". Термин "абсолют" был введен в философию в конце XVIII века двумя метафизическими мыслителями - М. Мендельсоном и Ф. Якоби.

 

          Но развитие науки, философии развенчивает один абсолют за другим. Абсолютов нет, и поиск их обречен на провал. Другое дело - абсолютность. Она присуща всему.  Вера в существование абсолютов еще не ушла в прошлое. Она проявляется в рассуждениях представителей интуитивистской этики об абсолютном благе, в положениях экзистенциалистов об абсолютном небытии, в отношении части специалистов к некоторым константам как ни от чего независящим. "Часто можно слышать, что теория относительности делает в физике все относительным, что она разрушает все абсолюты. Ничто не может быть дальше от истины. Она делает относительными некоторые понятия, которые раньше считались абсолютными, но при этом вводит новые абсолюты", - пишет М. Гарднер в книге "Теория относительности для миллионов". Отвлечемся пока от того, действительно ли теория относительности вводит новые абсолюты. Слова М. Гарднера здесь приведены для того, чтобы показать справедливость утверждения о существовании в наши дни веры в абсолюты.

          Современная наука не устранила проблемы отношения абсолютного и относительного. Она сделала эту проблему еще более актуальной и острой. В самом деле, если в теории относительности А. Эйнштейна, оказавшей влияние на все современное естествознание и современную философию, содержатся постулаты об абсолютах, то правомерно ли это, не является ли это тормозом развития физики? Ответить на эти вопросы невозможно без исследования отношения абсолютного и относительного. К сожалению, эта проблема стали лишь недавно предметом углубленного специального исследования.

          Термин "абсолютный" соответствует словам 1) "безусловный", "безотносительный"; 2) "совершенный", "полный". Термин "относительный" имеет противоположные смыслы. Вот поэтому отождествление термина "абсолютный" с такими как "главный", "первичный" и т.д. хотя и встречается в философской литературе, неправомерно. Термину, за которым закрепилось определенное значение, нельзя придавать смысл по своему произволу.

          Перевод слов, который здесь приведен, еще мало что дает для ответа на вопрос об отношении абсолютности и относительности как качеств. Надо углубляться в их сущность и проявления, обобщить то, что дают в интересующем нас аспекте история научного познания.

           В теории относительности длина, длительность и т.д. рассматриваются как относительные потому, что они являются разными в различных системах отсчета. Одновременные события в определенной системе отсчета не являются таковыми в другой. Современная этика показала - то, что является благом, в другом "направлении", в другом отношении приносит вред. Известно, далее, что любая истина, примененная к условиям, сторонам объекта, которые она не отражает, превращается в заблуждение, то есть в свою противоположность. То или иное оценивается как относительное потому, что выступает как иное в сравнении с другим, в другой система отсчета, в отношении к условиям, отличным от первых.

 

          Сказанное обосновывается дедуктивно, когда рассуждение опирается на принцип материалистической диалектики, по которому любое есть отношение единства и противоречия, борьбы противоположностей. Чтобы быть диалектиком, недостаточно признавать наличие противоположных сторон у вещи. Диалектика заключается не только в этом, но еще и в признании, что любое нечто выступает как иное, как своя противоположность в другом отношении. Нет таких качеств, которые были бы одинаковыми для всех условий, в сравнении с другими вещами. Действие закона единства и борьбы противоположностей делает все (достигнутый результат, прогресс, ценность, качество и т.п.) относительными. Именно поэтому положение "Все относительно" входит в диалектику. Но диалектика признает и абсолютное.

          Абсолютным что-то является потому, что вещь обладает качеством и только им в данном отношении (нам удобнее говорить, пользуясь термином "качество"; это можно делать, поскольку все, любое есть качество: книга, студент, справедливость, заблуждение и т.д.), Абсолютное значение любых, например, физических констант и законов в том и состоит, что они при определенных взаимодействиях являются непреложными. Это относится и к константам теории относительности.

          Какова же связь абсолютного и относительного? Все воззрения на отношение абсолютного и относительного можно делить на метафизические и диалектические. Метафизика существует в двух видах. Менее распространенный сейчас - это отрицание вообще противоположностей в мире. Более распространен в наше время такой вид: наличие противоположностей в мире признается, но не признается, что они присущи одновременно вещи, и противоречат друг другу. Отрицание единства и борьбы противоположностей - вот ядро метафизики, общий признак метафизического способа мышления. Абсолютное и относительное присущи разным вещам - такова суть метафизических мировоззрений. В диалектике решение этой проблемы выводится из исходного положения о том, что если вещи присуще нечто, то ей в другом отношении присуще противоположное нечто и противоположности находятся в единстве и борьбе (противоречии). Но не только, Решение выводится также из обобщения того материала, который дают социальные науки. История научных исканий свидетельствует о том, что то, что считалось только абсолютным, оказывалось относительным (температура плавления, траектория, протяженность, длительность и т.д.). И наоборот, то, что считалось только относительным, оказывалось, имело абсолютное значение в определенных условиях, в определенной системе отсчета (покой, скорость, истина и т.д.). Это наталкивало на мысль не только о единстве таких качеств как абсолютное и относительное, но и о всеобщности их единства. Принятие этого вывода опирается также на результаты применения к отдельным вещам.

           Нет такого закона, который не был бы абсолютным и относительным. Все дело в том, чтобы определить ту предметную область, которой он ограничен. Ф. Энгельс, обобщая открытие Реньо, писал в "Анти-Дюринге", что закон Бойля верен в известных и только в известных пределах давления, температуры и для определенных газов. Это значит, что любое обобщение ограничено относительностью законов. Недопустимо перенесение законов конечных систем на бесконечность. Попытки применить второй начало термодинамики к Вселенной не дали и не могли дать положительного результата. Это относится и к эффекту красного смещения. Законы диалектики абсолютны для всех конечных систем, но бессмысленно применять их ко всей Вселенной, например, говорить о ее развитии, на что обращал внимание П.Ф. Копнин в книге "Диалектика как логика" (Киев, 1961) или о ее начале и конце.

 

Отрицание абсолютов  может при одностороннем подходе  породить ошибочное отрицание единства противоположностей. Это случилось с В. Хюттом, который в упоминавшейся выше статье объявил небытие только относительным (с.111). Небытие относительно, он есть небытие какого-то определенного бытия. Это было доказано еще Платоном и развито Гегелем. Но ведь наличие какого-то бытия вместо иного не означает и наличие этого иного. Иное бытие абсолютно не имеется, но это небытие относительно, ибо не есть небытие всего и находится в единстве с бытием. Рассуждая по аналогии, В. Хютт делает вывод и о покое как только относительном. "Каждый покой есть покой только в известном отношении", - говорится в статье (с. 111). Верно, но именно поэтому покой имеет признак абсолютности. Если тела А и В покоятся по отношению друг к другу в чем-то, то иного бытия в этом отношении нет (А и В в таком случае только абсолютно покоятся), но этот покой есть их движение в другой системе отсчета. В. Хютт, выражая свое несогласие с положением об абсолютности и относительности покоя, которое было высказано мною и Л. Зеленовым в статье "Единство абсолютного и относительного" (Ученые записки Томского гос. университета. - 1962. - N41) и утверждая, что небытие и покой только относительны, непоследовательно применяет принцип единства противоположностей. Впрочем, не только В. Хютт делает исключение для покоя, В учебной литературе покой характеризуется лишь как относительный. Это стало догмой, принятой без доказательств.

          Борьба (противоречие) противоположностей не только абсолютна, но и относительна, постольку единство противоположностей не только относительно, но и абсолютно. В самом деле, любые две противоположности исключают друг друга, противоречат, находятся в борьбе, но в другом отношении у них есть общее, они находятся в единстве. Вот поэтому борьба противоположностей оборачивается единством, единство - борьбой, то есть, то и другое относительно. Но то и другое абсолютно, ибо при различии есть только взаимовытеснение противоположностей, при тождестве - только единство. К. Маркс писал, что "северный полюс и южный являются одинаково полюсами, их сущность тождественна; точно так же мужской пол и женский образует один и тот же род, одну сущность - человеческую сущность". Дальнейшее развитие теории относительности и вообще физики невозможно без абсолютности всех констант, в том числе скорости света. Но ничто не должно быть превращаемо в абсолюты. Вера в абсолюты тормозит развитие науки. Рано или поздно приходит время, когда обнаруживается, что имеющее абсолютное значение в каких-то условиях, которые были известны, не имеет этого значения (то есть имеет другое) в иных условиях, которые ранее не были известны.

          Итак, абсолютным нечто является потому, что существуя в данном отношении, не зависит от других отношений, не обусловлено ими, является поэтому безусловным, безотносительным. Относительным нечто является потому, что обусловлено отношением, зависит от него.

 

 

    1. Мораль и право

 

           Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Что же общего между правом и моралью?

1. И те, и другие  являются надстроечными явлениями  над экономическим базисом и  обществом;

2. Имеют общую экономическую,  социально-политическую и идеологическую  основу;

3. Им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;

4. Они состоят из  общих правил поведения, выражающие  определенную волю, т.е. направлены  на установление и поддержание  на необходимом уровне дисциплины  и порядка в обществе;

5. Имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;

6. Представляют собой  средства активного воздействия  на поведение людей.

          Исследуя сущность морали, отмечают, что мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами социального целого, в преодолении противоречия между интересами личности и общества. Мораль выступает как нормативное осознание такого рода противоречий, как ответ на эту социальную потребность. И право и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются обособленной сферой социальных отношений. Они связанны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Учитывая это, а также принимая во внимание "универсальность" морали, ее "вездесущий", "всепроникающий" характер, можно сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Ведь право возникает и действует, прежде всего, в таких сферах как отношения собственности и политической власти. Однако они не обособлены от морали. В тоже время, действие права также выходит далеко за пределы указанных отношений.

Информация о работе Философские размышления