Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:21, контрольная работа
Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, и в средние века - религиозная жизнь - проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понимается кик наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.
1. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения
2. Философские учения, утопия Возрождения
Литература
Содержание
1. Основные черты
мировоззрения человека эпохи
Возрождения
2. Философские учения,
утопия Возрождения
Литература
1. Основные черты
мировоззрения человека эпохи
Возрождения
Важнейшей отличительной
чертой мировоззренческой эпохи
Возрождения является ориентация на
человека. Если в центре внимания философии
античности была природно-космическая
жизнь, и в средние века - религиозная
жизнь - проблема «спасения», то в эпоху
Возрождения на передний план выходит
светская жизнь, деятельность человека
в этом мире, ради этого мира, для
достижения счастья человека в этой
жизни, на Земле. Философия понимается
кик наука, обязанная помочь человеку
найти свое место в жизни.
Философское мышление
этого периода можно
Мировоззрение людей
эпохи Возрождения носит ярко
выраженный гуманистический характер.
Человек в этом мировоззрения
истолковывается как свободное
существо, творец самого себя и окружающего
мира. Мыслители эпохи Возрождения,
естественно, не могли быть атеистами
или материалистами. Они верили в
Бога, признавали его первотворцом
мира и человека. Сотворив мир и
человека Бог, по их мнению, дал человеку
свободную волю, и теперь человек
должен действовать сам, определять
всю свою судьбу и отвоевывать
свое место в мире. В философии
этой эпохи значительно ослаблены мотивы
греховной сущности человека, «испорченности
его природы" Основная ставка делается
не на помощь Божию - «благодать», а собственные
силы человека. Оптимизм, вера и безграничные
возможности человека присущи философии
этой эпохи.
Важным элементом
мировоззрения является также куль
творческой деятельности. В эпоху
Возрождения всякая деятельность воспринималась
иначе, чем в античности или в
средние века. У древних греков
физический труд и даже искусство
ценили невысоко. Господствовал элитарный
подход к человеческой деятельности,
высшей формой которой объявлялись
теоретические искания - размышления
и созерцания, потому, что именно
они приобщали человека к тому,
что вечно, к самой сущности Космоса,
в то время как материальная деятельность
погружает в переходящий мир
мнений. Христианство высшей формой деятельности
считало ту, которая ведет к
«спасению» души - молитву, выполнение
богослужебных ритуалов, чтение Священного
писания. В целом, все эти виды
деятельности носили пассивный характер,
характер созерцания. В эпоху же
Возрождения материально-
2. Философские учения,
утопия Возрождения
возрождение антропоцентрический
утопизм ренессанс
Одной из форм общественно-политической
модификации Ренессанса был утопизм.
Утопизм не был столь ярким
явлением, как доктрина Макиавелли.
Однако черты возрожденческого самоотрицания
здесь вполне заметны. Уже одно то,
что создание идеального общества приписывалось
весьма отдаленным и вполне неопределенным
временам, достаточно ярко свидетельствовало
о неверии авторов такой утопии
в возможность создать
Самое большее, что
было в этой области до сих пор,
- это уверенность в либеральных
реформах текущего и ближайшего настоящего
времени, которая и внушала иллюзию
стихийной самоутвержденности реального
тогдашнего человека. Утописты же отодвигали
все это в неопределенное будущее
и тем самым обнаруживали свое
полное неверие в идеальный артистизм
современного им человека.
а) Первый утопист
эпохи Ренессанса - это Томас Мор
(1478-1535), весьма либерально настроенный
английский государственный деятель,
сторонник наук и искусств, пропагандист
веротерпимости и яркий критик тогдашних
феодальных и зарождавшихся
На самом деле
изображение утопического человека
у Мора представляет собою причудливую
смесь всякого рода старых и новых
взглядов, часто либеральных, часто
вполне реакционных, но, по-видимому, с
одним основным отличием: от яркого
возрожденческого артистизма в утопическом
государстве Мора, можно сказать,
ровно ничего не осталось. Рисуется
человек довольно серого типа, по-видимому,
управляемый государством все же
достаточно абсолютистским. Все должны
заниматься физическим трудом по государственному
распределению, хотя науки и искусства
вовсе не отрицаются, но даже превозносятся
у Мора, особенно музыка.
Общество разделено
на семьи, но семь и эти понимаются
скорее производственно, в силу чего
принадлежность к той или иной
семье определяется не только естественным
происхождением членов семьи, но в первую
очередь также и
Семьям рекомендуется
столоваться не отдельно, но в общих
столовых. Кроме некоторых отдельных
случаев, и одежда должна быть у всех
одинаковой. В этом идеальном государстве
рабы тоже играют не последнюю роль.
Не только утверждается самый институт
рабства, но показывается даже и весьма
выгодным как для государства, получающего
в лице рабов дешевую рабочую
силу, так и для всего населения страны,
для которого рабы оказываются примером
того, чего не нужно делать. Материальные
удовольствия признаются. Однако у Мора
мы читаем: "Утописты особенно ценят
духовные удовольствия, их они считают
первыми и главенствующими, преимущественная
часть их исходит, по их мнению, из упражнения
в добродетели и сознания беспорочной
жизни". Другими словами, яркая и блестящая
артистическая эстетика Ренессанса сведена
здесь только на моралистику, которая
и объявлена высшим "духовным удовольствием".
Бросается в глаза
превознесение производства в сравнении
с потреблением. Вместе с тем у
Мора выпирает на первый план уравниловка
в трудах и обязанностях, а также
примат государства над любыми общественными
организациями и над семьей. Ясно,
что все такого рода черты утопизма
Мора были связаны с детским состоянием
тогдашнего буржуазно-капиталистического
общества. Но для нас важнее то, что
это является модифицированным Ренессансом
и что модификация эта
б) Другой представитель
возрожденческого утопизма - Томмазо
Кампанелла (1568-1639). Это крупный писатель
и общественный деятель своего времени,
пострадавший за подготовку антииспанского
заговора в Неаполе и проведший
27 лет в тюрьме, монах и убежденный
коммунист раннего утопического
типа. Черты раннего утопического
коммунизма выступают у Кампанеллы
гораздо ярче, чем у Мора. В
своем трактате 1602 г. под названием
"Город Солнца" Кампанелла выдвигает
на первый план учение о труде, об отмене
частной собственности и об общности
жен и детей, т.е. о ликвидации
семьи как первоначальной общественной
ячейки. В яркой форме ничего этого
не было у Мора. Говорили о влиянии
на Кампанеллу идей раннего христианства.
Однако внимательное изучение идей Кампанеллы
свидетельствует о том, что это
влияние почти равно нулю. А
что, несомненно, повлияло на Кампанеллу,
так это, конечно, учение Платона
в его "Государстве".
В идеальном Государстве
Солнца Кампанеллы, как и у Платона,
во главе стоят философы и мудрецы,
созерцатели вечных идей и на этом
основании управляющие всем государством
не столько светские правители, сколько
самые настоящие жрецы и
Тем не менее, сказать,
что Кампанелла совсем не имеет никакого
отношения к Ренессансу, тоже нельзя.
Он не только проповедник позитивно
понимаемого труда; вся его утопия,
несомненно, носит на себе следы
возрожденческих воззрений. Поэтому
точнее будет сказать, что тут
перед нами именно модифицированный
Ренессанс и именно Ренессанс, критикующий
сам себя в общественно-политическом
отношении.
Что касается отдельных
деталей, то утописты Кампанеллы издеваются
над такими правителями, которые
при случки лошадей и собак
очень следят за их породой, а при
случки людей никакого внимания на
эту породу не обращают. Другими
словами, с точки зрения Кампанеллы,
человеческое общество должно быть превращено
в идеальный конный завод. "Начальник
деторождения", подчиненный правителю
Любви, обязан входить в такие
интимности половой жизни, о которых
мы здесь не считаем нужным рассказывать,
причем астрология применяется в
половых делах в первую очередь.
Чистейшей наивностью являются указания
на то, что люди днем должны ходить все
в белых одеждах, а ночью и
за городом - в красных, причем шерстяных
или шелковых, а черный цвет запрещается
совсем. Такого же рода советы о труде,
торговле, плавании, играх, лечении, о
вставании утром, об астрологических
приемах при основании городов
и много других. Палачей при
осуществлении смертной казни не
полагается, чтобы не осквернять государства,
а забивает преступника камнями
сам народ, и в первую очередь
обвинитель и свидетели. Солнце почитается
почти на языческий манер, хотя истинное
божество считается все-таки выше. Коперниканство
отвергается, и небо признается в
средневековом смысле.
У Кампанеллы поражает смешение языческих, христианских, возрожденческих, научных, мифологических и целиком суеверных воззрений. Тем самым эстетически модифицированный Ренессанс обрисован в этой утопии самыми яркими чертами. Главное же - это игнорирование того стихийно человеческого и артистического индивидуализма, которым эстетика Ренессанса отличалась с самого начала. Если мы скажем, что здесь мы находим самокритику и даже самоотрицание Ренессанса, то в этом мы едва ли ошибемся.