Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:51, контрольная работа
Контрольная работа по философии. Представлены описание взглядов некоторых философов
1.Практическая работа……………………………………………3
2.Контрольная работа 1…………………………………………..5
Задание 1…………………………………………………..5
Задание 2…………………………………………………..7
Задание 3………………………………………………….10
Используемая литература……………………………………..14
Содержание
Задание 1…………………………………………………..5
Задание 2…………………………………………………..7
Задание 3………………………………………………….10
Используемая литература……………………………………..14
Интерпретация понятий
в
работе М. Хайдеггера
«Отрешенность»:
Понятие | Интерпретация |
«Бегство от мышления» | Человек от природы наделен способностью мыслить. Мышление бывает осмысляющее и калькулирующее. Осмысляющее мышление, основанное на поиске смысла любого процесса, предмета, действия, обстоятельств, требует больших упражнений и подготовки, поэтому люди чаще в повседневной жизни им не пользуются. Бегство от мышления - это предпочтение человеком калькулирующего мышления перед осмысляющим, что создает основу для его бездумности, причём человек не хочет признаться в этом себе самому, заявляя, что он только тем и занимается, что мыслит. |
«Калькулирующее (вычисляющее) мышление» | Специфичность этого вида мышления состоит в том, что, человек всегда считается с данными условиями. Он берет их в расчет, исходя из определенной цели, и заранее рассчитывает на определенные результаты. Это рассчитывание - отличительная черта вычисляющего (калькулирующего) мышления. Вычисляющее мышление — это не осмысляющее мышление, оно не способно подумать о смысле, царящем во всем, что есть. В настоящее время этот вид мышления становится преобладающим. |
«Осмысляющее раздумье» | Осмысляющее мышление основано на поиске смысла любого процесса, предмета, действия, обстоятельств. Осмысляющее раздумье бесполезно в практической жизни. Для осмысляющего мышления необходимы высшие усилия. Оно требует более длительного упражнения. Но только оно способно открыть человеку глаза на окружающий мир и процессы, в нём происходящие. |
«Укорененность» | Укоренённость – наличие у каждого человека корней, связывающих его с родиной, родной землёй, семьёй, домом. Чтобы труд человека принес действительно радостные и целебные плоды, человек должен подняться в эфир из глубины своей родной земли. Для человека не должно быть ничего ближе, чем пашни вокруг его двора, чем небо над землей, чем смена ночи днем, чем обычаи и нравы его села, чем предания его родного мира. Оторвавшись под воздействием СМИ, телевидения, технического прогресса от реальной жизни, природы, человек теряет корни, жизнь его становится бессмысленной и не может принести достойные плоды. Потеря укоренённости становится важной проблемой современного общества. |
«Отрешенность» | Это такое отношение человека к миру вещей, которое отличается спокойствием, постоянством. Не надо становиться рабом вещей и технического прогресса, надо к ним относиться осмысленно. Ведь те мощные природные силы, на которых основана современная техника, не зависят от человека и могут выйти из-под его контроля. Человек должен исследовать природу, проникать в ее тайны, по делать это не с помощью вычисляющего мышления, а с помощью осмысляющего раздумья. |
Задание 1
КЛАССИЧЕСКИЙ (СОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД)
К этому этапу относятся софисты, Сократ, Платон, Аристотель.
Главное
отличие этого этапа: ярко выраженный
антропоцентризм и именно в это
время возникают сложные
Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) – яркий представитель классического периода античной философии. Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся мудрец, философ-педагог, полемист. Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были этические проблемы, затрагивающие всех людей: добро, зло, любовь, счастье, честность и т.д. Именно поэтому Сократ считается автором концепции антропологической этики. Сократ не был понят официальными властями и воспринимался как человек, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом.
Учение
Сократа называется этический рационализм.
Сократ считал, что сущностью человека
является душа (именно ее наличие отличает
человека от всех других существ). Под
душой же Сократ понимал наш разум
и нравственно ориентированное
поведение. Отсюда цель жизни по Сократу
– стать нравственно
Большое значение деятельности Сократа в том, что он открыл метод майевтики. С помощью иронии, наводящих вопросов, в диалоге Сократ подводил собеседника сначала к освобождению от ошибочного мнения, а затем и к открытию, рождению истины в душе человека.
Задание 2
Философия
Людвига Фейербаха (1804-1872) считается
завершающим этапом немецкой классической
философии и началом
Главное
направление философии
Философия
Людвига Фейербаха стала первым
случаем глубоко
Л. Фейербах в противовес объективному идеализму Гегеля выдвинул теорию антропологического материализма. Согласно этой теории, единственно существующими реальностями является природа и человек, человек – часть природы, это единство материального и духовного, а значит психофизическое единство, то есть единство души и тела и он должен стать главным интересом философии. Идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека, поэтому необходим антропологический принцип и в процессе познания: всякое познание внешнего, объективного должно быть основано на чувстве любви к другому человеку как признание существования внешнего.
Все, что нас окружает (предметы, явления) – это различные проявления материи, но для Фейербаха важна не сама категория «материи», понимаемая абстрактно или механистически, для него «материя» – не механизм, а целостный организм, в котором материальный человек – тоже телесная целостность, единство души и тела.
Особое
место в философии Фейербаха
занимает проблема Бога, непримиримая
борьба против религии и критика
идеализма, который Фейербах понимал
как рационализированную форму
религии. В отличие от прежних
философов-материалистов, искавших компромисс
между своими материалистическими
взглядами и идей существования
Бога, – деистов и др., Фейербах:
выступает с атеистических
Основные
положения критической
Согласно Фейербаху, Бог – это идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек, а также выражение человеческой потребности в любви, объект человеческой любви; Бог в действительности не является творцом, Он – творение человека, его разума, в то время как истинный творец – человек. Поэтому Бог – это отчужденная родовая сущность самого человека; здесь отчуждение понимается как раздвоение: часть в человеке – то, что он признает в качестве «себя», часть – то, что он понимает под «внешними силами», то есть он становится чужд части самого себя. Именно таким образом, полагал Фейербах, человек воспринимает Бога как независимую, внешнюю силу, а себя как бессильное перед ним существо.
По мысли Фейербаха, критики Бога и идеализма достаточно для того, чтобы люди поняли подлинный смысл идеи Бога, преодолели отчуждение и примирились с собой.
Задание 3
Эпоха просвещения
Джордж Беркли (1685-1753) родился в Ирландии близ Килкенни и был выходцем из английской дворянской семьи. Жизнь Беркли небогата яркими событиями. Он окончил Дублинский университет, где получил, в том числе, и естественно-научную подготовку. По окончании университета Беркли становится учителем теологии в колледже. С 1713 года он много путешествует, совершает поездки в Италию и во Францию, где, в частности, знакомится с последователем Декарта Н. Мальбраншем. В ходе этих путешествий Беркли посещает Северную Америку, где предполагает заняться миссионерской деятельностью. Но из-за отсутствия средств он вынужден вернуться на родину. Получив в 1734 году сан епископа англиканской церкви, Беркли проводит остаток жизни в местечке Клойн в Южной Ирландии. Скончался Беркли в Оксфорде, куда переехал незадолго до этого.
Первая
серьезная философская работа Беркли
вышла в 1709 году и называлась "Опыт
новой теории зрения". Уже в
ней он по-новому интерпретирует взгляды
Локка. Через год выходит другая,
самая известная, работа Беркли "Трактат
о принципах человеческого
Второй период творчества Беркли приходится на 30-е гг. XVII века. В 1732 году он пишет работу "Алсифрон, или Мелкий философ", направленную против деизма, ограничивающего роль Бога в мироздании первотолчком. Как уже говорилось, эти взгляды в Англии того времени имели много сторонников. Работа "Аналитик, или Рассуждение, адресованное неверующему математику" (1734) была направлена им против анализа И. Ньютоном бесконечно малых величин. Последняя работа Беркли "Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований" была написана в 1744 году и содержит самоанализ его собственного философского развития. В ней субъективный идеализм уже безусловно уступает объективному идеализму, что вполне естественно для епископа с 10-летним стажем.
Локк
дал повод для
Будучи вначале преподавателем теологии, а затем епископом, Беркли прекрасно понимал, что философский материализм так или иначе связан с атеизмом. Именно поэтому в работе "Трактат о принципах человеческого знания" он прямо заявляет: "Единственная вещь, существование которой мы отрицаем, есть то, что философы называют материей или телесной субстанцией. Отрицание ее не приносит никакого ущерба остальному роду человеческому, который, смею сказать, никогда не заметит ее отсутствия. Атеисту действительно нужен этот призрак пустого имени, чтобы обосновать свое безбожие, а философы найдут, может быть, что лишились сильного повода для пустословия. Но это единственный ущерб, возникновение которого я могу усмотреть".