Философские взгляды Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:24, контрольная работа

Описание

Краткая биография и основные идеи Аристотеля. Его работы можно разделить на три группы:
1. Работы, написанные им самим и предназначенные для широкого круга читателей.
2. Научные материалы были по содержанию как исторического, так и литературного и естественнонаучного характера.
3. Материалы, содержащие научные разработки и предназначенные для использования в школе.

Работа состоит из  1 файл

КР по философии.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

Абсолютное, необходимое, совершенное бытие, которое, само будучи неподвижным, приводит мир в движение — это не что иное, как то, что все называют Богом.

Аристотель противопоставлял вещи и идеи и в результате пришло противопоставление мира и Бога.

9. Космология. Дуализм мира и Бога, несовершенного и совершенного бытия отразился в космологии Аристотеля — и она стала дуалистичной. Как понимал Аристотель Бог действует неизменным образом, и поэтому движение, которое он сообщает миру, должно быть неизменным. Аналогичному же движению подвержено только небо постоянных звезд ( так называемое «первое небо»). Лишь его движение получает импульс непосредственно от Бога. На эту единственную внешнюю сферу мира «первопричина» действует непосредственно. Но, между тем, движение остальных сфер подобно движению «первого неба», поскольку Аристотель допустил, что привести их в движение могут сущности, сходные с «первопричиной», только менее совершенные. «Первопричина движения», изначально единая, стала множественной в астрономии.  Вся «надлунная» сфера была понята Аристотелем как область божественной деятельности.

Во Вселенной есть две сферы, природа которых принципиально отлична: небесная сфера и земная.

Теории о противопоставлении небесного и земного мира, теория влияния звезд вместе с учением о центральном положении Земли и о существовании божественных существ, которые приводят в движение мировые сферы,- пережили века под защитой научного авторитета Аристотеля.

10. Душа (психология). В психологии Аристотель применил общие принципы своей философии — понятия формы и материи — для того, чтобы понять соотношение души и тела. В результате он создал еще одну великую концепцию, согласно которой, душа не является субстанцией, которая оторвана от тела, но не является также и телом. Согласно Аристотелю, она является формой, или энергией, органического тела, а это означает, что душа и органическое тело составляют неразрывное целое: душа не может существовать без тела, тело же не может выполнять своих функций без души, которая его оживляет.

Сознание было только одной из функций таким образом понимаемой души, которая обладает столькими функциями, в скольких органических телах может себя проявить. Эти функции Аристотель изложил в виде иерархии. Высшими функциями он считал те, которые не могут быть осуществлены без участия нижних. В этом смысле мысль выше восприятия, а восприятие выше питания. Аристотель выделял три вида души:

-растительная душа

-животная душа

-мыслящая душа, присущая лишь человеку. Ее способность - разум - наивысшая из способностей души.

Разум познает одинаково как бытие, так и благо. Зная благо, управляет волей, в результате чего и воля становится разумной.

В понятии, которое Аристотель имел о разуме, была скрыта принципиальная трудность. Поэтому он разделил разум на пассивный и деятельный. Пассивный разум дает удовлетворенность рецептивности познания, а деятельный выражает самодвижения души. Пассивный разум является как бы фильтрующим аппаратом души, а деятельный — ее двигателем.

Практическая философия

1. Наивысшее благо. И в этике Аристотель в платоновские рамки ввел реалистическую и эмпирическую доктрину. Аристотель занимал позицию, согласно которой не существует иного блага, кроме реального. Платон выдвигал трансцендентные цели, а Аристотель же искал цели, которые можно достигнуть. Этика Платона была дедуктивной, у Аристотеля она стала эмпирической. Платон этику понимал сугубо нормативно, Аристотель связывал нормы с описанием человеческой деятельности. Для Платона мерой достаточности был лишь всеобщий закон,а для Аристотеля -живой пример доброго и мудрого человека.

Исходя из этих принципов, Аристотель считал, что природа блага может быть найдена не путем абстрактного размышления, а через установку, какую в реальной жизни люди ставят перед собой посредством цели. Цели людей разнообразны, однако есть среди них высокие и низкие

2. Добродетели. Деятельность разума охватывает две области: область познания и область практической жизни. В соответствии с этим добродетели разумного человека двояки: одни называются дианоэтическими, например, мудрость и рассудок, а вторые — этическими добродетелями, например, щедрость и мужество.

Систему добродетелей нельзя вывести дедуктивно, но ее можно установить на эмпирической основе. Добродетелей столько же, сколько у человека видов деятельности, поскольку каждая деятельность имеет свою добродетель. Например, когда человек имеет дело с внешними благами, тогда добродетелью является щедрость; когда человек преодолевает страх, тогда добродетелью является мужество. Щедрость также является достаточно удачным отношением к внешним благам, она есть нечто среднее между расточительностью и скаредностью. Подобным же образом в каждой области можно и необходимо обнаружить соответствующую «середину». На этой основе Аристотель определил добродетель как «стремление сохранить середину». Это была «теория середины», наиболее известная из этических теорий Аристотеля.

3. Искусство. Характерным для Платона было то, что он искал более высокую реальность, чем известная нам: над вещами — идеи, над опытом — интуитивное познание, над искусством — пророчество. Особенностью Аристотеля было то, что он отбрасывал эти надстройки как нереальные и иррациональные: отбрасывал идеи, интуицию, а также пророчества как претензии поэтов.

Только при жизни Аристотеля созрели условия для всеобщей, целостной теории искусства, которая охватывала бы все виды произведений — от поэзии до пластики. Аристотель же понимал искусство более широко и либерально; как и в остальных своих теориях он и в эстетике был далек от односторонности. Он включал в произведение искусства не только формальные факторы, но также (особенно в своей теории трагедии) чувственные факторы.

Сущность аристотелизма. Аристотелизм — это философская доктрина, которая избегала крайних решений и была склонна к признанию той части истины, которая содержится в каждом из них.

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ.
 

Прочитав и проанализировав труд Владислава Татаркевича «История философии. Античная и средневековая философия», я могу сделать следующие выводы:

Первая мысль о прочитанном труде говорит о том, что Аристотель, хоть и был учеником Платона, но был совершенно другим философом, имеющим совершенно новое мышление и философские взгляды. В последующим все выдвинутые теории Аристотеля долго прослужат основой для поколений того времени.

Я извлекла из прочитанного, что важнейшим пунктом аристотелевской философии  является его стремление преобразовать сократо-платоновскую философию познания в теорию, объясняющую мир явлений.

Также у меня появилось мнение, что работы Платона имели приближенный стиль, а Аристотеля имели точные формулировки, но тем не менее не все его теории способствовали пониманию, поэтому многие проблемы остались неясными. Также работам Аристотеля не хватало окончательного завершения или если можно сказать редактирования.

Проанализиров взгляды Аристотеля я сделала заключение, что спорные вопросы касаются больше всего эволюции его философии, хронологии его работ, их исходной редакции (особенно «Метафизики»). Кроме того, обсуждалась степень самостоятельности Аристотеля (особенно его зависимость от Платона) и последовательность его взглядов. Но в то же время их интерпретация содержит меньше спорных вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.      В. Татаркевич  «История философии. Античная и средневековая философия»;

2.      Конспект-лекций.

 



Информация о работе Философские взгляды Аристотеля