Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:46, реферат
Великий русский ученый – энциклопедист - Ломоносов оказал громадное влияние на развитие науки и культуры России. Его гений вторгся во все области человеческого знания: он и поэт, который открыл новые способы стихосложения, и художник, создатель грандиозных мозаичных панно, и автор первого учебника древней истории России, и картограф, и географ, и геолог, один из выдающихся естествоиспытателей своего времени, Ломоносов известен также как автор книг по металлургии, как талантливый инженер, педагог, один из создателей первого в стране университета.
Вступление…………………………………………………………………………………………..3
Биография……………………………………………………………………………………………4
Общие естественнонаучные и философские взгляды
М. В. Ломоносова……………………………………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………………………………17
Список литературы……
В этом положении содержится дальнейшее развитие идей, высказанных еще древними, о неуничтожимости и несотворимости материи и движения в природе. Эти идеи возрождаются в XVII в. и даже конкретизируются в механических законах: законе сохранения количества движения и законе сохранения живых сил. Ломоносов идет дальше в развитии общей идеи. Он говорит о всех изменениях, встречающихся в природе.
«В отличие от
своих предшественников,—
Ломоносов был противником признания существования дальнодействующих сил в природе. Неоднократно он высказывался против «ньютонианских притягательных сил» и подчеркивал, что всякое взаимодействие между телами невозможно через пустое пространство, не наполненное материей.
Ломоносов был также
противником развивающейся
В 1760 г. Ломоносов
задумал изложить свою философию
в большом сочинении под
Ломоносов представлял
себе природу как единое целое, в
котором все связано друг с
другом. Все процессы в природе
происходят так, что изменение в
одном месте связано с
Рассматривая природу
как единое целое, Ломоносов считал
необходимым производить
В своей теории познания Ломоносов также выступает как материалист. Задача познания заключается, по его мнению, в познании материальных вещей и материальных явлений природы. Ломоносов очень резко, часто в насмешливой форме возражает против какого бы то ни было вмешательства религии в область науки.
Само познание материальных вещей и явлений Ломоносов понимает как правильное их отражение в понятиях. В своем «Руководстве к красноречию» он протестует против приписывания словам какой бы то ни было потаенной силы и возражает против того, чтобы в познании имен содержалось познание самих вещей. «Мы учим здесь,— пишет Ломоносов,—-собирать слова, которые не без разбору принимаются, но от идей, подлинные вещи или действия изображающих, происходят. .. ». Основой познания, по Ломоносову, является опыт, одновременно он же является и единственным критерием правильности этого познания.
Говоря об истории науки и отмечая тот факт, что после «варварских» лет средневековья науки в новое время «столько возросли, что не токмо за тысячу, но и за сто лет жившие едва ли могли того надеяться». Ломоносов объясняет причину этого успеха наук тем, что «ныне ученые люди, а особливо испытатели натуральных вещей, мало взирают на родившиеся в одной голове вымыслы и пустые речи, но больше утверждаются на достоверном искусстве. Главнейшая часть натуральной науки физика ныне уже только на одном оном свое основание имеет. Мысленные рассуждения произведены бывают из надежных и много раз повторенных опытов»(9).
Считая опыт единственной основой нашего познания о естественных вещах и ставя успехи наук в непосредственную связь с успехами опытных исследований, Ломоносов выступает при этом против рационализма Декарта и его учения. «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».
Однако, выступая против рационализма, Ломоносов нигде не дает никакого повода для обвинения его хоть сколько-нибудь в грубом эмпиризме. Он писал: «Опыт, однако, я считаю нужным направлять на пользу физики. Те, кто приносит с собой одни лишь (органы) чувства, если хотят из опытов заключать истины, должны большей частью отказаться от изучения, так как они либо проходят мимо лучшего и важнейшего, либо не успевают использовать то, что они видят или познают другими чувствами». Если он выступает против рационализма, против тех, кто думает достигнуть познания естественных вещей единственно воображением, то он в гораздо более резкой форме протестует против простого собирания фактов и их констатации. «Для чего толь великих мужей были труды и жизни опасные испытания?—восклицает Ломоносов,—Для того ли только, чтобы, собрав великое множество разных вещей и материй в беспорядочную кучу, глядеть и удивляться их множеству, не размышляя о их расположении и приведении в порядок».
Ломоносов требует в научном исследовании неразрывной связи теории и практики, понимая под последней наблюдение и опыт. О необходимости единства теории и эксперимента Ломоносов говорит неоднократно во многих своих исследованиях, статьях и речах.
Теория познания Ломоносова лишена какого бы то ни было агностицизма. «Науки подают ясное о вещах понятие и открывают потаенные действий и свойств причины». Наши чувства, по его мнению, нас не обманывают, а правильно представляют в ощущении предметы материального мира. Но мы должны познавать не только то, что непосредственно воздействует на наши чувства, но и то, что лежит за их пределами. Физика, по Ломоносову, кроме познания непосредственно наблюдаемых нами естественных вещей, «в уме воображает, что от чувств наших долготою времени, дальностью расстояния или дебелостью великих тел закрыто, или для безмерной тонкости оным не подвержено».
Более того, именно в ненаблюдаемых, в недоступных нашим чувствам, «нечувствительных частичках» лежат, по Ломоносову, причины множества наблюдаемых явлений, свойств и качеств вещей («частичные качества»). А так как Ломоносов требует не простого описательного познания этих явлений а качеств, а познания их «оснований», причин и сущностей, то он считает совершенно необходимым познание тех «нечувствительных частичек», которые лежат за пределами наших чувств. Эти частицы, в отличие от видимых тел, познаются только размышлением, воображением, а не чувствами, «.. . должно разумом достигать потаенного безмерною малостию виду, меры, движения и положения первоначальных частиц, смешанные тела составляющих», - пишет Ломоносов, рассуждая о познании этих частиц. Познание частиц достигается косвенными методами, и заключения, полученные при этом, могут быть также только косвенным образом проверены на опыте. Здесь мы доверяемся не только нашим чувствам, но и нашей способности делать выводы, умозаключения, проводить убедительнейшие рассуждения и доказательства. В этом случае мы полагаемся не только на наши чувства, но и на силу нашего ума. И здесь, следовательно, нужно допустить в область физики, химии и вообще естествознания гипотезу, правда, не вымышленную, а гипотезу научную, которая опирается на наблюдение и опыт и которая проверяется наблюдением и опытом.
Метод познания, который
предлагает Ломоносов, очень хорошо
выражен в следующем его
Познание, по Ломоносову,
представляется как процесс обобщения
материалов наблюдений и экспериментов,
построения на основе этого теории
и проверки следствий из этой теории
на новом опытном
Прежде чем переходить
к рассмотрению работ Ломоносова
по физике мы должны сделать следующее
замечание, которое нужно всегда
иметь в виду при оценке этих работ.
Конкретные представления о физическом
строении вещества в XVIII в. были еще весьма
примитивными и грубыми. Но эти конкретные
модельные представления могли содержать
в себе, как это было у Ломоносова, общие
глубокие идеи, которые не зависели от
этих модельных представлений. Между прочим,
эти представления относятся и к более
позднему периоду, Достаточно вспомнить
модели электромагнитного поля, используя
которые Максвелл получил уравнение.
Заключение
Несмотря
на то, что со времени, когда жил
и работал великий русский
учёный, прошло более двух столетий,
его имя живёт в памяти народов
нашей страны и за рубежом. Его
жизни и деятельности посвящено
много книг и статей; его образ
запечатлён в произведениях живописи,
графики, скульптуры; его имя носят
в нашей стране города и села,
улицы и площади, учебные заведения
и школы. Имя Ломоносова присвоено
открытому Российскими учёными
подводному горному хребту в бассейне
Северного Ледовитого океана; одному
из кратеров на обратной стороне Луны;
экваториальному течению в
Список
литературы: