Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:04, реферат
Сократ (469-399 гг. до н. э.) - первый философ-афинянин - все свое время посвящал философским беседам с молодыми людьми, философами, художниками. Он был убежден, что избран Богом и приставлен к афинскому народу, как овод к коню, дабы не давать ему впадать в духовную спячку и заботиться о своих делах больше, чем о своем нравственном и интеллектуальном совершенствовании. Многие видные афинянине не могли простить Сократу того, что он указывал на несправедливости, ими совершаемые
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент
научно-технологической
Федеральное государственное учреждение
Высшего
профессионального образования.
Волгоградская
Государственная
Экономический
факультет.
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Философия».
на тему:
«Философские
взгляды Сократа».
Выполнила: студентка Бух-21
Экономического факультета
Тимошилова М.В.
Проверил:
Фрадлина Е.М.
Волгоград 2010г
Сократ (469-399 гг.
до н. э.) - первый философ-афинянин - все
свое время посвящал философским беседам
с молодыми людьми, философами, художниками.
Он был убежден, что избран Богом и приставлен
к афинскому народу, как овод к коню, дабы
не давать ему впадать в духовную спячку
и заботиться о своих делах больше, чем
о своем нравственном и интеллектуальном
совершенствовании. Многие видные афинянине
не могли простить Сократу того, что он
указывал на несправедливости, ими совершаемые.
Формы этического рационализма: проблема
выбора критериев выбора I метод фактич.
установление статуса понятий "Истина"
и "Ложь", этапы беседы. Начиная с
Сократа, стало употребляться слово "философия".
Сократ иронизировал над тем, что софисты
берутся обучать мудрости, а сами отрицают
возможность всякого знания. В противоположность
софистам Сократ приписывал себе не саму
мудрость, а только любовь к мудрости и
называл себя не мудрым, как софисты, а
философом, то есть любящим мудрость. В
этом значении слово "философия"
стало употребляться учениками Сократа
и с тех пор обозначает особую сферу интеллектуальной
деятельности.
Выступая против софистов, Сократ в то
же время в своих взглядах выражал те особенности
философской деятельности, которые были
характерны для софистов. Прежде всего,
Сократа сближала с софистами гуманистическая,
человековедческая направленность его
интересов. Познание природы он полагал
делом ненужным и безбожным. Философия
должна заниматься рассмотрением человека,
его нравственных качеств. Но в отличие
от софистов все внимание Сократа сосредоточивается
не на человеке чувствующем, а на человеке
нравственном и познающем. Кроме того,
Сократа отличала от софистов вера в существование
объектной истины и в возможность ее отыскания.
Важнейшим для человека Сократ считал
самопознание. Девиз "Познай самого
себя" становится главным девизом его
философии. Познать самого себя означало
для Сократа познать себя как общественное
и нравственное существо. Поэтому основное
содержание философии Сократа составляет этика.
В его этике отчетливо выражается рационализм:
добродетель у Сократа неотделима от знания.
Добродетель - это знание того, что хорошо
и вместе с тем полезно человеку, а дурное
- это незнание. Философ был убежден в том,
что никто не грешит сознательно, что совершающий
зло делает это по незнанию. Добродетели
можно обучить, так как знание прирождено человеку.
Стремление к добру существует у каждого
человека от рождения и для превращения
его в добродетель необходимо его вспомнить.
Процессу воспоминания должен способствовать
разработанный Сократом диалектический
метод, посредством которого развиваются, обосновываются
этические понятия.
Сократ не сообщал своим ученикам никакого
знания, да и не мог этого сделать, ибо
говорил: "Я знаю только то, что ничего
не знаю". Это утверждение следует рассматривать
в связи не столько с человеческим знанием,
сколько с божественным. В сравнении себя
со всеведущим Богом очевидной становится
вся ничтожность человеческого знания,
в том числе и его, Сократа, мудрости. Среди
сократических школ наибольшую известность
получили киническая (циническая) и гедонистическая.
Символом движения киников стал Диоген
(ум. ок. 330-320 гг. до н.э.), прославившийся
тем, что жил в бочке и днем среди толпы
с фонарем искал того, кого мог бы назвать
человеком.
Список литературы:
1) « Сократ, Платон, Аристотель, Сенека » Жизнь замечательных людей,
биографическая библиотека Ф. Павленкова. Москва, Издательство
«Республика» 1995
2) «Курс лекций по древней философии». А.Н.Чанышев. Москва.«Высшая школа».1981.
3)интернет