Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:57, реферат
С середины XIX возникает иррационализм - направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.
Основоположником европейского иррационализма является Шопенгауэр.
Общая харрактеристика иррационализма.
Ключевые направления иррациональных учений
Иррационализм как мировозренческая основа русских философоа: Н. Бердяева, Л. Шестова, Д. Мережсковского.
Вариант 10
Общая харрактеристика иррационализма.
Ключевые направления иррациональных учений
Иррационализм как мировозренческая основа русских философоа: Н. Бердяева, Л. Шестова, Д. Мережсковского.
С середины XIX возникает иррационализм - направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.
Основоположником европейского иррационализма является Шопенгауэр. Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление. Воля — это абсолютное начало всякого бытия, некая космическая и биологическая по своей природе сила, сотворившая мир и человека. С появлением последнего возникает мир как представление, как человеческая картина. Человек является рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным ни было его существование. Она заманивает индивида призраками счастья и такими соблазнами, как, например, сексуальное наслаждение. На самом же деле человек имеет для воли лишь косвенное значение, так как служит средством для ее сохранения. У человека есть только один выход — погасить в себе волю к жизни. По его мнению, каждый человек располагает тремя высшими благами жизни — здоровьем, молодостью и свободой. Пока они есть, индивид их не осознает и не ценит, осознает же лишь в случае их утраты, поскольку эти блага, по Шопенгауэру, только отрицательные величины.
Одним из ярчайших представителей европейского философского иррационализма был немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844—1900). Жизнь Ницше рассматривал как "волю к власти". Все живое, согласно философу, стремится к власти, неравенство же сил создает естественное разграничение. Жизнь — это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Насилие, согласно Ницше, есть чистое проявление прирожденной воли человека к власти.
Понятие иррационализма объединяет
разнородные философские
Отвержение рационального метода познания (личности) и утверждение иррационального метода характерно и для философии Н.Бердяева. Личность “нельзя превратить в объект научного исследования, - вот тезис, роднящий экзистенциальную философию Бердяева с учениями о человеке Киркегора, Ясперса, Хайдеггера, Сартра”. Как и вышеуказанные философы, Бердяев выступает против всеобщности .“Он отвергает трактовку свободы как подчинение всеобщему нравственному закону: именно в подчинении вообще, ... а тем более в подчинении всеобщему началу русский философ видит рабство, несвободу”.
Взглядам Бердяева на необходимость, на подчинение всеобщности созвучны взгляды Л.Шестова, главная тема у которого - принцип алогизма, иррациональности бытия. Шестов говорит о “страшной власти” разума над людьми, и считает, что так как “власть необходимости закрепляется в сознании индивидуума разумом и наукой в виде бесспорных истин”, это ведет к порабощению человека, делает его подобным заживо погребенному. Для Шестова разум есть общее, отрицающее индивидуальное, личное, и в этом он усматривает ущербность разума. Науку Шестов считает “низшим” родом знания, который только “упрощает вопрос о смысле человеческого существования”. Взгляд Шестова на философию характерен для иррационалистов. Шестов считает, что философия должна базироваться не на логике, а на интуиции и вере, т.к. “она пытается дать человеку ощущение подлинного целостного бытия”. “Философское творчество для него граничит с религиозной проповедью”.
Необходимость создания абсолютно
новой веры является главной мыслью
и в творчестве Д. Мережковского в конце
19 в., который считал себя проповедником
этой веры. Учение Ницше, воспринятое Мережковским
как “язычество”, окрашено в тона романтического
полурелигиозного мистицизма, “в котором
Также одним из самых заметных течений русской религиозной философии конца Х1Х - начала ХХ в. считается персонализм , философию которого в целом можно охарактеризовать как иррационализм, хотя “по форме это еще классическая университетская философия рационалистического типа”. Персонализм сформировал взгляды Бердяева и Шестова, послужив предтечей религиозного экзистенциализма в России.
Мы попытались показать, что влияние иррационализма как течения в философии в 19-20 вв. На гуманитарный и философский мир очень велико. Причина этого влияния не раз затрагивалась в различных статьях, но мы считаем необходимым систематизировать различные точки зрения. Почему стала возможна критика рационализма и научного метода познания? Ведь это самое время характеризуется и ростом революционных настроений, появлением различных революционных программ преобразования мира, вдохновляемых как будто бы рационализмом. Как мог рев. процесс, исполненный пафоса разрушения, найти точки соприкосновения с методом “спокойного опосредования любой реальности”?
Одна из точек зрения на сильное влияние иррационализма заключается в том, что рационализм как способ познания не оправдал своих претензий “на познание глубинных основ бытия”. Из философии Л.Шестова следует, что трагизм человеческого существования связан со знанием, ищущим ответа на вопрос “почему?” , в то время как “высшие истины, раскрывающие суть бытия, иррациональны по своей природе”, поэтому обнаружение причинно-следственных отношений не сможет дать удовлетворительного результата. Шестов неоднократно указывает на разрушительную силу рационализма, который стремится заключить “в жесткую логическую схему все многообразие и богатство духовной жизни индивида”. Схематизация, в свою очередь, вызывает “процесс нравственного опустошения личности”. “Опасность рационализма заключается ... и в умении скрывать пагубность своего воздействия на глубинные уровни человеческой натуры”, а также в способности нивелировать личность, уравнивать ее с другими индивидами “ради функционирования системы в целом”. Шестов противополагает рациональному знанию веру, утверждая, что только вера может вывести человека за пределы разума.
Сущность прогресса и его противоречия. Критерии общественного прогресса.
Понятия глобальных проблем современности, их социально-философский аспект.
Обострение глобальных проблем человечества за последние десятилетия войны и мира: экологической, продовольственной, демографической и т. д.
Гуманистическое переустройство общества на основе высших форм производства и научного управления социальными процессами.
Проблема исторического прогресса является одной из центральных во всех значительных философских учениях. И это не случайно, так как именно философия призвана рефлексивно осмыслить исторический процесс. Но вопрос об историческом прогрессе долгое время трактовался упрощенно - как непрерывное восхождение по пути к совершенству. Если в научно-технической сфере прогресс несомненен, то уже в области экономики он не столь очевиден (по крайней мере, экономика служит базой для многих негативных процессов), а состояние нравственности, развитие культуры не позволяют даже непомерным оптимистам говорить о громадном скачке по сравнению с прошлым.
Поэтому уже с середины XIX века ставится вопрос о плате человечества за прогресс в производительных силах, о неоднозначности и противоречивости прогресса в разных сферах общественной жизни. Перед человечеством встала задача научиться сочетать изменения в научно-технической, социальной и духовной сферах, чтобы между ними не разрушалась гармония, чтобы бездумное покорение природы и насилие под историей не подвели людей к краю бездны.
Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать с выявления взаимосвязи прогресса и развития.
Развитие нельзя считать простым синонимом изменения или приравнивать его к прогрессу. Развитие - процесс более сложный, чем изменение или совокупность изменений. Сформулировать понятие развития можно на основе анализа различных типов универсальных связей, выраженных в законах и категориях диалектики. Развитие - это особый тип изменения.
Развитие нельзя понимать
как линейный процесс. Так, реальное
социально- историческое развитие происходит
с постоянными отклонениями в сторону,
с возвратами назад, нередки случаи расщепления,
дивергенции развивающегося процесса
(эволюция приматов) или конвергенции
- слияния, синтеза, объединения различных
линий развития (формирование крупных
наций из различных племен).
Объективные закономерности исторического
развития прокладывают себе дорогу не
в единственно возможной форме. Их реализация
варьируема. И важно учитывать многообразие
возможных форм, путей развития.
Наиболее сложным типом развития является история общества, включающая в себя, кроме объективных, также субъективные факторы: взгляды, цели, интересы людей. Это чрезвычайно усложняет характер детерминации общественно-исторических процессов. В реализации исторических перспектив, возможностей участвуют человеческий выбор, идеалы, воля к действию.
Теоретическое осмысление исторических
процессов требует применения всего
комплекса знаний, методов диалектики.
В процессах развития сложно и многообразно
проявляет себя противоречивый характер
изменений. Двумя наиболее общими противоположными
по своим характеристикам, разнонаправленными
друг от друга, диалектически связанными
тенденциями развития являются прогресс
и регресс.
Прогресс (от лат. progress - движение вперед,
успех) - тип, направление развития, характеризующееся
переходом от низшего к высшему, от менее
совершенного к более совершенному. О
прогрессе можно говорить применительно
к системе в целом, к отдельным ее элементам,
к структуре и др. параметрам развивающегося
объекта. Понятие прогресса соотносительно
с понятием регресса.
Прогресс предполагает такую дифференциацию
и интеграцию элементов и связей системы,
которая повышает степень ее целостности,
ее приспособленность к среде, функциональную
эффективность, устойчивость, надежность
и обеспечивает высокий потенциал последующего
развития. Если же в результате процесса
развития уменьшается набор полезных
для системы функций, распадаются существовавшие
ранее структуры, уменьшается число подсистем,
элементов и связей, обеспечивающих существование,
устойчивость и жизнедеятельность данной
системы, то такой процесс называют регрессом.
Представление о том, что
изменения в мире происходят в
определенном направлении, возникло в
глубокой древности, и первоначально
было чисто оценочным. В развитии
докапиталистических формаций многообразие
и острота политических событий
сочетались с крайне медленным изменением
социально-экономических основ
Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного познания: уже Ф. Бэкон и Р. Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что научное познание мира идет вперед. Затем идея прогресса распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе).
Просветительские теории прогресса обосновали ломку феодальных отношений, на их основе складывались многочисленные системы утопического социализма. Но рационалистическим теориям прогресса был чужд историзм. Прогресс общества в теориях просветителей имел телеологический характер, они возводили в ранг конечной цели истории преходящие идеалы и иллюзии буржуазии. Вместе с тем уже Вико и особенно Руссо указывали на противоречивый характер исторического развития. Романтическая историография начала XIX века в противовес рационализму просветителей выдвинула идею медленной органической эволюции, не допускающей вмешательства извне, и тезис об индивидуальности и несравнимости исторических эпох. Однако этот историзм был односторонне обращен в прошлое и часто выступал в роли апологии архаических отношений. Более глубокую трактовку прогресса дал Гегель, выступив как против просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма романтической "исторической школы". Однако, понимая исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Его философия истории превращается в теодицею, оправдание бога в истории.
Современный материализм выработал принципиально иной подход к этой проблеме, выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса. Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или трансцендентная цель исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью, неисторичностью. Общая тенденция исторического развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Более высокому уровню развития производительных сил соответствуют и более сложные формы производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия общественно-экономические формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества. Но процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Отсюда и рост социального пессимизма, многочисленные философские и социологические теории ХХ в., прямо или косвенно отрицающие прогресс и предлагающие заменить это понятие либо идеей циклического круговорота (Шпенглер, Тойнби, Сорокин), либо "нейтральным" понятием "социального изменения". Широкое распространение получают также различные концепции "конца истории" и пессимистические антиутопии. В этом же духе интерпретируются многие глобальные проблемы современности - экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, угроза ядерной войны, сохранение психического и физиологического здоровья населения.
Информация о работе Философский иррационализм, его генезис и основные исторические типы