Философское осмысление соотношения времени и вечности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:10, контрольная работа

Описание

Цель данной работы проанализировать Философское осмысление соотношения времени и вечности.
Данная цель реализуется посредствам решения следующих взаимосвязанных задач:
- исследовать прошлое – настоящее – будущее;
- охарактеризовать время и вечность;
- изучить попытки преодоления времени.

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)


ВВЕДЕНИЕ

В философии неслучайно исключительно важное место занимает проблема времени. Она является одной  из центральных тем философской  рефлексии и по праву становится предметом специальных научных  исследований. Над вопросом "что  есть время?" размышляли на протяжении веков, пытались понять его, выделить и осмыслить свойства. Вслед за философией начали заниматься временем и другие науки.

Актуальность избранной  темы объясняется рядом причин. Прежде всего, время относится к числу  важнейших философских категорий – понятий предельно общих, фундаментальных, отражающих самые существенные связи и отношения действительности и познания. Вспомним утверждение Фалеса Милетского: "Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё".

Во-вторых, время обладает особым статусом в жизни человека. Осмысление времени означает осмысление не столько бытия как такового, но и бытия человека. Проблема времени имеет важное мировоззренческое значение.

В-третьих, интерес ко времени резко возрастает в переломные для истории человечества эпохи  при завершении определенного этапа в развитии. Наша эпоха, вне сомнения, является таковой.

В-четвертых, в настоящее  время, с одной стороны, все острее встает проблема сохранения традиций, с другой, все ощутимее нужда в  прогнозе: каким окажется стремительно приближающийся XXI век? Сейчас масштабы пристального внимания сразу и к прошлому и к будущему беспрецедентны, отсюда интерес к самому времени.

Далее, с каждым годом  все возрастает поток информации, увеличивающаяся "плотность" событий "торопит" нас, невольно заставляя задуматься, что представляет собой время.

Наконец – вероятно, это  главное – отношение людей  ко времени всегда будет оставаться по-особому эмоциональным, страстным  и даже пристрастным, поскольку это  единственное, чему с непреложностью подвластна наша жизнь. Человек всегда ощущал временность своего существования на земле.

Таким образом, цель данной работы проанализировать Философское осмысление соотношения времени и вечности.

Данная цель реализуется посредствам решения  следующих взаимосвязанных задач:

- исследовать прошлое – настоящее – будущее;

- охарактеризовать время и вечность;

- изучить попытки  преодоления времени.

Теоретической основой настоящей работы являются труды специалистов в области философии: Н.Ф. Бучило, В.Д. Губина  и другие.   Структура работы определяется целью и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, четырех параграфов, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОШЛОЕ – НАСТОЯЩЕЕ – БУДУЩЕЕ

Время распадается на прошлое, настоящее и будущее, прошлого уже нет, а будущего еще нет.… Ну а что же есть? Старое изречение утверждает: "Прошлое – время, в котором мы ничего не можем изменить, но относительно которого питаем иллюзию, что знаем о нем все. Будущее – время, о котором мы ничего не знаем, но питаем иллюзию, что можем его изменить. Настоящее – граница, где одна иллюзия сменяется другой".

Что собой представляет, с точки зрения философии граница  между прошлым и будущим, которую  мы зовем настоящим? Сложность с  ее определением была одной из причин, которая позволила усомниться в реальности времени.

Еще Аристотель в IV главе "Физики" писал: "Что время совсем не существует,… будучи чем-то неясным можно предполагать на основании следующего. Одна часть его уже была, и ее уже нет, другая будет, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени.…А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию".1

Это пытался преодолеть Аврелий Августин: "Где бы они (прошлое и будущее) ни были, но они существуют только как настоящее. И правдиво рассказывая о прошлом, люди извлекают из памяти не сами события – они прошли, – а слова, подсказанные образами их…" Блаженный Августин пришел к тому, что "есть три времени – настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего".

Прошлого уже нет. Но все, что в нем было реально, входит в настоящее. Вся прошлая история  нашей жизни, вся прошлая история  человечества входит в наше настоящее  и лишь в этом качестве существует. Об этом писал Н.Бердяев: "… моя судьба  осуществляется во времени, разбитом на прошлое и будущее, время есть реализация судьбы, и вместе с тем прошлое и будущее без которых нет реализации моей судьбы, существуют лишь в моем настоящем".

Что касается настоящего, то основная сложность для человека пережить всю полноту и радость момента. Практически невозможно в этом моменте настоящего освободиться от "отравы прошлого и будущего" (Н.Бердяев), от печали о прошлом и от страха будущего.

Будущее, как и прошлое, присутствует в настоящем. Оно открывается не как фатум, в отношении к нему проявляется свобода человека, оно может активно твориться.

Трем модусам времени (прошлому, настоящему, будущему) соответствуют  три состояния сознания: память (или  воспоминание), созерцание, ожидание (или творчество).

А.Блок в одном из писем  в 1912г. выразил мировоззренческую  позицию, которая была весьма знаменательна  не только для его собственной  художественной философии. Блок писал: "То чудесное сплетение противоречивых чувств, мыслей и воль, которое носит имя человеческой души, именно оттого носит это… имя, что оно все обращено более к будущему, чем к прошлому… Человек есть будущее. Когда же начинает преобладать прошедшее, хотя бы в чистейших и благороднейших своих формах, … то человеку… грозит опасность быть перенесенным в елисейские поля.… Одно непоправимо: нет будущего. Значит, нет человека".

Устремленность к будущему, стремление увидеть мир преображенным, ориентация на утопию – все это  было и остается характерным для  русского сознания. В то же время нельзя не отметить существование иных приоритетов и иных позиций, когда не "прошлое страстно глядится в грядущее", а, напротив, все обращено к прошлому.

Минувшее в этом случае является вместилищем красоты и  гармонии, тогда как настоящее и будущее с ним трагически разлучены. Это связывают, в частности, и с важнейшими свойствами человеческого сознания: память привносит в восприятие гармонию, поддерживает историческую связь времен. Настоящее и будущее оказываются понятиями дисгармоническими.

Н.Бердяев восстает против футуристического чувства жизни, которое "построено на культе будущего…  такое футуристическое мироощущение было бы настоящим сумасшествием  человечества, при котором связь  бытия была бы окончательно разорвана, т.е. была бы потеряна всякая связь времен в памяти…".2

Вопреки устоявшемуся мнению, выскажем мысль, что жить настоящим  сложнее всего, практически невозможно (отсюда чеховская сентенция: "Русский  человек любит вспоминать, но не любит жизнь"). По словам Н.Бердяева, "переживание божественной полноты мгновения есть величайшая мечта человека и величайшее его достижение". Вспомним "carpe diem" ("лови мгновение") Горация. С восхищением Н.Бердяев пишет о мудрости Гете: "… вся значительность его жизненной судьбы связана с его даром переживать полноту мгновения, с этой его способностью видеть божественное целое в самой малой части космической жизни. Так преодолевал он по-своему болезнь времени".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ

Время — проявление бытия с точки зрения прошлого, настоящего, будущего и покоящихся на них отношений «раньше», «одновременно», «позже»; понятие время выражает длительность и последовательность событий. Время неразрывно связано с изменением. Без изменения, т. е. без процессов, нет времени. Но время не тождественно изменению и изменяющемуся. Оно относительно независимо от них в том смысле, что время безразлично к тому, что именно изменяется. Как писал Лейбниц, время относится к изменению так же, как числа к нумеруемому. 3

Время представляет собой единство (целостность) прошлого, настоящего, будущего и характеризуется, прежде всего, делением, течением, открытостью. Время длится — это означает, что настоящее существует. Смысл понятий «прошлое», «настоящее», «будущее» содержит два компонента. Один (абстрактный), остающийся жестким неизменным ядром понятия, является чисто временным, т. е. касается существования. Второй (конкретный) относится к событиям, наполняющим прошлое, настоящее, будущее, т. е. к совершающимся процессам. Если происходит изменение конкретного наполнения настоящего, то говорят: время течет. Время течет в будущее, события уходят в прошлое. В отличие от уже осуществившегося прошлого и от наполненного событиями настоящего, будущее не наполнено ими и открыто для созидания. Это свойство времени  называют открытостью времени. В философских учениях о времени, в соответствии с их ценностной ориентацией, эти три проявления времени имеют различный вес: прошлое или будущее выходит на передний план, а настоящее остается в тени. Время принадлежит не только внешнему миру, но и внутреннему миру человека, составляя элемент непреложности в его судьбе, малоподвластный воле человека. Человек не только познает время, но и переживает его, отчасти управляя им. Время вплетено во все сферы бытия, потому определенное истолкование Время входит в разные области духовной культуры: грамматику естественного языка, мифологию, философию, теологию, искусство и литературу, науку, обыденное сознание. Время является измеряемым. Способы его измерения различны: движение небесных тел, психологическое восприятие, смена времен года, биологические ритмы, исторические эпохи, процесс счета, часы (песочные, солнечные, механические, атомные, лазерные). Процедура измерения времени осуществляется за счет мысленной остановки течения времени, необходимой для того, чтобы можно было приложить эталон к измеряемому времени.

Вечность — всецелая собранность, неизменность и полнота бытия и жизни; нескончаемая длительность. В греческой философии и поэзии понятие вечности первоначально имеет значение «длительность жизни», «век» всякого, в т. ч. и смертного, существа.

Все дальнейшие представления о вечности можно понимать как разработку одного из этих двух представлении:

 - как нескончаемой длительности;

- пребывания в состоянии всецелой бытийной собранности, вне становления, изменения, возникновения и рассеяния, в неизменности настоящего.

Вечность не противопоставляется времени, но, не имея ни начала, ни конца, объемлет все целокупное время. Вечность же есть единое неизменное настоящее. Два отличительных признака характеризуют здесь вечность: во-первых, она нескончаема (inlerminabile), т. е. не имеет ни конца, ни начала, ни каких бы то ни было частей и, во-вторых, содержит в себе все сразу, вне какой-либо последовательности (tota simul existens).

Философы  Нового времени, интересуясь прежде всего возможностью точного и строгого познания меняющегося мира, основное внимание уделяют феномену времени, практически исключая из рассмотрения понятие вечности. Вечность относится к божественной жизни и мышлению, которые понимаются, однако, гл. о. как «всегда», как нескончаемая длительность (duratio infinita et interminablis, tempus interminatum, по выражению Лейбница). Генри Мор полагает, что вечность есть длительность без начала и конца; у Гассенди вечность выступает как «целое время», божественная длительность. Для Декарта вечность есть всегда-сущее, характеризующее божественную природу, которая всегда необходимо существовала и будет существовать. При этом вечными являются прежде всего истины, которые существуют постольку, поскольку мыслятся в божественном уме.

Современные философия и физика утрачивают представление о вечности, истолковываемой либо как только метафора, либо как нескончаемая длительность, каковой вечность предстает у Канта в антиномии конечности — бесконечности мира во времени. У Гегеля сущее представляется как развивающийся во времени дух, последовательно постигающий себя в различных формах и приходящий к познанию самого себя, вневременного во времени. Вечность предстает тогда как подлинное настоящее, однако в этом случае не время понимается как образ вечности, но вечность оказывается проекцией временности настоящего. У Ницше понятие вечности выступает лишь как один из аспектов представления об истинном и благом сущем, которое он отвергает как извращенное проявление нереализованной воли к власти. У Хайдеггера бытие неразрывно связано со структурой временности и понимается как время, что делает вопрос о вечности излишним и даже бессмысленным.

Существует точка зрения, согласно которой, время и вечность противоположны друг другу и никакая связь между ними не может быть установлена, время есть отрицание вечности. Но, может быть, время включается в вечность и с ней связано?

С точки зрения материализма, вечность – это "бесконечность времени существования материального мира, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи и ее атрибутов, материальным единством мира".

Вечность присуща лишь материи в целом, каждая конкретная материальная система имеет начало и конец во времени, является преходящей. В противоположность этому, теология и идеализм трактуют вечность как атрибут бога или абсолютного духа.4

Мысль о связи времени  с вечностью и мгновением высказывалась  многими философами. Мгновенность и  вечность – фундамент, основа времени. О соотнесении категории "время" с категорией "вечность" писал еще Платон в "Тимее": "Когда Отец усмотрел, что порожденное им, это изваяние вечных богов, движется и живет, он возрадовался и в ликовании замыслил еще более уподобить творение образу… Он замыслил сотворить некое движущееся подобие вечности… Тому, что вечно пребывает неподвижным, не пристало становиться со временем старше или моложе.… Нет, все это – виды времени, подражающего вечности и бегущего по кругу согласно закону числа".

Информация о работе Философское осмысление соотношения времени и вечности