Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:10, реферат
Целью реферата и является краткое раскрытие данного философского учения. Задачами реферата: изучение, понимание, письменный пересказ информации по данному вопросу в сжатом варианте. Изучение стоицизма, как и любого другого философского учения, всегда будет актуальным, так как для совладания со многими жизненными вопросами необходимо пройти школу стоической мысли.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. О стоиках и стоицизме……………………………………………..4
ГЛАВА 2. Римские стоики……………………………………………………..7
2.1.Сенека…………………………………………………………………..7
2.2. Эпиктет……………………………………………………………….10
2.3. Марк Аврелий………………………………………………………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………15
Известно, что Эпиктет родился во Фригии, потом оказался в Риме. Тогда в Риме был моден стоицизм, и многие образованные жители города Рима посещали лекции стоика Мусония Руфа. В числе слушателей бывал и Эпафродит – хозяин Эпиктета, сопровождаемый своим рабом. Лекции вряд ли пошли на пользу хозяину раба, но для самого раба они были судьбоносными. Эпиктет стал невольником-философом, а Мусоний Руф, его невольным учителем.[1]
Главный тезис Эпиктета состоит в утверждении, что существующий порядок вещей изменить нельзя, он от нас не зависит. Можно лишь изменить свое отношение к тому существующему порядку вещей. Его «Руководство» начинается словами: «Из всех вещей иные нам подвластны, а иные нет. Нам подвластны наши мнения, стремления нашего сердца, наши желания и наши отвращения, одним словом, все наши действия. Нам неподвластны тела, имения (собственность), репутация, чины, одним словом, все то, что не есть наши действия».
Главная мысль его познания - логика должна служить физике и этике. Логика состоит в обосновании и исследовании доказательств. Она позволяет понять, что такое доказательство, какое из рассуждений доказательно, а какое нет, что такое логическое следствие. Она помогает избежать нам противоречий и других логических ошибок. Помогает нам отличить истину от заблуждения. Но логика не может отличить правду от лжи, а это означает, что без нравственного воспитания логика бесполезна для общества. Поэтому нужнее логики этика. Этика учит, что лгать не следует, она внушает мысль о бесполезности и даже, по большому счету, опасности для лжеца его лжи.
Эта опасность обосновывается представлением Эпиктета о природе, его физикой. Вообще-то к физике Эпиктет равнодушен. И поэтому для него достаточно одной этики. Если что и можно для философии извлечь полезного из физики, то это, во-первых, возможность согласования своих желаний с естественным ходом вещей (а это знание от физики) и, во-вторых «знание» того, что в мире правят боги. И эти боги всезнающи. Вот почему ложь для лжеца всегда опасна: богов нельзя обмануть, они все знают и рано или поздно накажут лжеца за его ложь.[7]
Эпиктет
рационалист. Истинная сущность человека
– в его разуме, который является
частицей мирового космического разума.
Отнять у человека разум, – значит, убить
его. Человек далее не только разумное
существо, но и существо обладающее свободой
мысли и свободой воли. Эти достояния человека
также неотчуждаемы. Эпиктет говорит,
что никто не может отнять то и другое
у человека, даже если отнять у него имущество,
честь, семью и само тело.
2.3. Марк Аврелий.
Третьим выдающимся стоиком во времена Ранней Римской Империи был император Марк Аврелий (160-180 гг. правления).[1]
Мировоззрение Марка Аврелия противоречиво. Оно сочетает в себе очень острое сознание бренности, скоротечности и неновости жизни и проповедь необходимости быть деятельным, энергичным и справедливым государственным деятелем. Пожалуй, ни у кого не проявилось с такой силой противоречие между философской надвременностью и практическим погружением в эту самую временность, как (в силу его общественного положения) это произошло у Марка Аврелия.
Марк Аврелий как никто другой остро чувствовал течение времени. Краткость человеческой жизни. Смертность человека. Его мгновенность в бесконечном временном потоке. «Время есть река… стремительный поток. Лишь появится что-нибудь, как уже проносится мимо, но проносится и другое, и вновь на виду первое». «Оглянись назад – там безмерная бездна времени, взгляни вперед – там другая беспредельность». (Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления). Перед этой беспредельностью времени одинаково ничтожны и самая долгая, и самая короткая человеческая жизнь.
Как никто другой остро
Но
было бы неправильно односторонне сводить
мировоззрение Марка Аврелия
только к негативной его стороне,
хотя и самой сильной и
У Марка Аврелия есть совокупность несомненных для него нравственных ценностей. Он говорит о том, что лучшее в жизни: «справедливость, истина, благоразумие, мужество». Да, все «сущая суета», но все-таки есть в жизни то к чему следует относиться серьезно. Это праведное «помышление, общеполезная деятельность, речь, неспособная ко лжи, и душевное настроение, с радостью приемлющее все происходящее как необходимое, как предусмотренное, как проистекающее из общего начала и источника». [3]
У
Марка Аврелия есть положительный
идеал человека. Это существо «мужественное,
зрелое, преданное интересам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переворот,
совершенный стоиками в философии
можно назвать, если воспользоваться
современным термином «экзистенциальным»:
чем безразличней становится мудрей к
окружающему его миру (в том числе и социальному),
тем сильнее он проникал в сокровенные
глубины собственного Я, обнаруживая в
своей личности целую вселенную, ранее
совершенно неведомую и недоступную. Таков
правильный путь по которому должен идти
человек. Но как на него выйти? В этом нам
может помочь только философия. «Философствовать
же значит оберегать внутреннего гения
от поношения и изъяна, добиваться того,
что бы он стоял выше наслаждений и страданий,
чтобы не было в его действиях ни безрассудства,
ни обмана, ни лицемерия, чтобы не касалось
его, делает или не делает чего-либо его
ближний, чтобы на все происходящее и данное
ему в удел он смотрел, как на проистекающее
оттуда, откуда изошел и он сам, а самое
главное, - чтобы он безропотно ждал смерти,
как простого разложения тех элементов
из которых слагается каждое живое существо.
Но если для самих элементов нет ничего
страшного в их постоянном переходе друг
в друга, то где основание бояться кому-либо
их обратного изменения и разложения?
Ведь последнее согласно с природой, а
то, что согласно с природой, не может быть
дурным». (Марк Аврелий. Размышления.)
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ