Философско-религиозные учения Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Спор реалистов и номиналистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:50, реферат

Описание

В средние века философская мысль развивается в тесной связи с религиозной формой сознания; господствующей в этот период. Связь эта, однако, носит сложный характер, и через полемику разных направлений можно увидеть неоднозначность этой связи. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а бог. Бог-творец дарит вещам бытие. Только в боге бытие и сущность совпадают.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 21.07 Кб (Скачать документ)

      Философско-религиозные учения Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Спор реалистов и номиналистов.

      В средние века философская мысль  развивается в тесной связи с  религиозной формой сознания; господствующей в этот период. Связь эта, однако, носит сложный характер, и через  полемику разных направлений можно  увидеть неоднозначность этой связи. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а бог. Бог-творец дарит вещам  бытие. Только в боге бытие и сущность совпадают.

      Вся средневековая философия делится  на два периода: период патристики и период схоластики. Фактором, отделяющим патристику от свободного философского исследования, каким его знала античная философия, становится идея откровения. Исходящее от бога знание рассматривается как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. Заостренное противопоставление веры и разума еще не характерно для патристики, стремившейся истолковать философию как разъяснение Библии, Библию как подкрепление текстов Платона и Аристотеля. Онтология построена вокруг идеи бога как абсолютного бытия. Характеризуя первый этап средневековой философии, необходимо особо остановиться на фигуре Августина Блаженного, который первым заговорил о субъективном моменте человеческого выбора и внутреннем психологическом измерении души. В философском плане это приводит к открытию самосознания как особой реальносги субъективной, но при этом более достоверной и открытой человеку, чем любая внешняя реальность. То есть, теологические идеи оказались подчинены у Августина идее личности и ее индивидуального восхождения к Богу. Его формула "Верую, чтобы понимать" открывает дорогу средневековому рационализму. 

      Средневековая философия – это философия доиндустриального общества, для которого характерны господства теологии (teos – бог, logos - учение) и религии. Период изменения характера и целей философии. Период к монотеистическим религиям.

      Исходным  пунктом философских размышлений  стали догматы священного писания, предпочтение отдавалось вере, а не знанию религии и не науке. Характерной  чертой стал теоцентризм,  т.е. обращение к Богу, его сущности, как к первопричине и первооснове мира. В философию стал интенсивно проникать понятийный аппарат религии и поэтому получаются основания для существования термина религиозная философия. В философии  средних веков выделяют:

      1) Патристика (pater - отец) – это философские учения «отцов» церкви, система теолого-философских взглядов, обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства. Августин Блаженный – яркий представитель (354-430гг). Епископ северной Африки доказал необходимость существования церкви, как посредника между богом и людьми. Основным из его произведений является «Оградие Божие», «Об истинной религии» и т.д., более 40 томов. Учение о бытии (онтология) – Бог создал мир из ничего. Бог есть источник бытия. Все существующее есть благо, а зло это не субстанция, а ее порча или недостаток. Поддержание мира есть постоянное творение его богом вновь. Доказывает, что мир один. Т.о., мировоззрение Августина глубоко теоцентрично, т.е. проблема Бога и его отношения к миру выступает как основная. Он обосновал криоценизм – учение о сотворении природы Богом. «Сотворив природу и вещи, бог сотворил и время. Бесспорно, вещи находятся во времени они меняются ивремя есть мера их изменения».         

Разрабатывает философскую антропологию и выдвигает проблему свободы личности. С Августина Блаженного начинается разработка философии истории. Он впервые осмыслил связь прошлого, настоящего и будущего. Он сделал попытку охватить всемирно исторический процесс, поставив историю человечества в тесную связь с планами и намерениями Бога. По Августину: «Человечество в историческом процессе образует два «града», с одной стороны светское государство – царство зла, дьявола, а с другой – христианская церковь – царство божие на земле». Град божий – это мир добра, поэтому власть церкви выше светской власти, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви. История (Бог) ведет к тому, что силы света постепенно одолевают силы тьмы, но процесс этот бесконечен.         

2) Схоластика (6-15вв) (school - школа) – это средневековая христианская философская, господствовавшая в школьном преподавании и всецело зависящая от теологии. Ее представители – схоласты, стремились на рациональной основе объяснить и систематизировать христианские вероучения. 

Центральное место занимал спор об «универсалиях» (это общие понятия) – это дискуссия  длилась несколько столетий. В  итоге философы разделились на: 1) реалистов (realis - вещественны). Стремились доказать, что общие понятия имеют реальное существование по отношению к отдельным вещам природы и предшествуют им, т.е. существуют дерево вообще, человек вообще и т.д. Отдельно от единых вещей, как их духовные сущности – прообразы. б) номиналистов (nomen - имя). Считали общие понятия лишь именами, названиями вещей. Реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия создаются нашим мышлением и не  только не существуют, не зависят от вещей, но даже не отражают их реальных качеств.         

Спор  реалистов и номиналистов явился философским, т.к. в нем фактически обсуждались проблемы природы единичного и общего и их диалектика.

      Центральной фигурой схоластической философии  был Фома Аквинский (1225-1274). Он создал систему, сосредотачивающую в себе все достижения схоластики. Основные труды: «Сумма теологии и сумма против язычников» (сумма философии). Среди обсуждаемых проблем, была проблема соотношения философии и теологии. Он считал, что по своему предмету философия и теология не различаются, обе имеют предметом бога и то, что он создает. Только теология идет от бога к природе, а философия от природы к богу. А отличаются они методом. Философия опирается на опыт и разум, а теология – на веру. Фома считает, что не разум должен направлять веру, а наоборот вера должна определять пути разума. А философия должна служить теологии. Древняя  проблема – это проблема существования Бога. Фома приводит 5 рациональных доказательств существования Бога1) все что движется имеет причиной своего движения нечто иное, приходится признать, что существует перводвигатель, т.е. Бог 2) Все, что мы видим, с чем соприкасаемся, есть следствие чего-то, т.е. все имеет свою причину, но и эти причины имеют свою причину, т.е. есть первопричина – Бог 3) высшая необходимость – это Бог 4) высшая степень или эталон – это Бог 5) разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе.

      В антологии Фома принимает аристотельскую концепцию материи и формы, приспосабливая к христианству. Рассматривая проблему универсалий, Фома выступает с позиции умеренного реализма, он утверждает, что общее существует до вещей, в вещах и поле вещей.

 

Единство  и многообразие мира.

Фрагментировать естественно-научные знания определяют актуальность проблемы единства мира. Эта проблема не может быть решена. Поэтому источником способов её решения в естествознании выступает философское учение о бытии.

3 основных аспекта решения проблемы единства мира:

  1. Субстанциональное единство мира предполагает рассматривание всего многообразия известных науке объектов с позиции их общей единой субстанциональной основы материи (представления веществе были дополнены о поле, которые подобно веществу, также обладают энергией). Но также понимание видов материи не позволяет удовлетворительно объяснить бесконечное многообразие  и сложную организацию мироздания на уровне биологической и социальной материи (единство) включается информационный аспект существования всех типов материальных систем.
  2. Единство мира определяется общностью законов, действующих в многообразных формах материи. Несмотря на существенные различия между макро,-микро,-мегамиров, закон сохранения, закон всемирного тяготения и другие действуют во всех мирах, образуя единую причинно – следственную сеть Вселенной. Единство мира было осознано ещё древнегреческими натурфилософами в виде принципа детерминизма. Сущность, которая заключается в утверждении всеобщей закономерной взаимосвязи явлений и процессов действительности. Современное естествознание формулирует законы не столько для изолированных, сколько для открытых систем. Именно такие системы, состоящие тот мир, в котором мы живём, находится в непрерывном изменении, от хаоса к порядку.
  3. Эволюционное единство мира определяется генетической взаимосвязью всех форм движения материи. Рассматривание единства мира с позиции принципа развития позволяет получить более глубокое понимание единства мира. Во-первых, становится очевидной внутренняя взаимосвязь бесконечно многообразных форм движения материальных систем как в количественном, так и в качественном отношениях. Во-вторых, сами законы в различных формах движения материи рассматривается как изменяющаяся, то есть система законов материальной Вселенной направленно изменяется и развивается.

    Осознание системной взаимосвязи этих трёх аспектов в обосновании проблемы единства мира позволяет построить  и единую научную картину мира, в которой показано как исходные физические формы движения материи, развиваясь  по своим собственным  законам, обуславливают последовательность других основных форм движения материи, включая социальное, неотъемлемым свойством  которого является сознание.

 

Информация о работе Философско-религиозные учения Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Спор реалистов и номиналистов