Фалес
Милетский
Фале́с (др.-греч. Θαλῆς ὁ Μιλήσιος, 640/624 — 548/545 до
н. э.) — древнегреческий философ и математик из Милета (Малая
Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской
(ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Традиционно считается
основоположником греческой философии
(и науки) — он неизменно открывал список
«семи
мудрецов», заложивших основы греческой
культуры и государственности
Эмпедокл
Акрагантский
Эмпедо́кл
из Акрага́нта (др.-греч. Ἐμπεδοκλῆς) (ок. 490 до
н. э., Агридженто — ок. 430 до
н. э.) — древнегреческий философ, врач, государственный деятель,
жрец. Труды Эмпедокла написаны в форме
стихотворных поэм. Был плюралистом, то
есть признавал множественность архэ. Являлся сторонником демократии.
Основу учения
Эмпедокла составляет концепция
о четырёх стихиях, которые образуют «корни»
вещей, так называемое архе. Этими корнями
являются огонь, воздух, вода и земля. Им соответствовали Зевс, Аид, Нестис (сицилийское божество воды)
и Гера[1]. Они заполняют всё пространство
и находятся в постоянном движении, перемещаясь,
смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны
и вечны. Все вещи как бы складываются
из этих стихий, «вроде того, как стена
сложена из кирпичей и камней». Прочие
Боги также были производными этих 4 «корней».
Наиболее равномерно эти 4 «корня» вещей
распределены в крови человека. «Корни»
вещей являются «пассивными» началами.
Эмпедокл отвергает мысль
о рождении и смерти вещей. Последние
образуются посредством смешения и соединения
стихий в определённых пропорциях. Так,
кость состоит из двух частей воды, двух
частей земли и четырёх частей огня.
Стоицизм
Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть
до конца античного мира. Своё имя школа получила
по названию портикаСтоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»),
где основатель стоицизма, Зенон
Китийский, впервые самостоятельно выступил
в качестве учителя. До того стоиками в
Афинах называли сообщество поэтов, собиравшихся
в Стоа Пойкиле за сто лет до появления там
Зенона и его учеников и единомышленников [1]. В истории стоицизма различают
три главных периода: Древняя (Старшая)
Стоя (конец IV века до н.э. — середина II
века до н.э.), Средняя (II-I века до н.э.), Новая
(I-III века н.э.).
Учение стоиков принято
разделять на три части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии
с фруктовым садом: логика соответствует
ограде, которая его защищает, физика является
растущим деревом, а этика — плодами. Также
свою систему классификации стоики сравнивали
с животным и с яйцом. В первом случае кости —
логика, мясо — физика, душа животного —
этика; во втором — скорлупа — логика, белок —
физика, а желток яйца — этика.
Анаксимен
Анаксиме́н
Миле́тский (др.-греч. Ἀναξιμένης, 585/560 — 525/502 до
н. э., Милет) — древнегреческий философ, представитель милетской
школы натурфилософии, ученик Анаксимандра.
Анаксимен - последний
представитель милетской школы. Анаксимен
укрепил и завершил тенденцию стихийного материализма — поиск естественных причин
явлений и вещей. Как ранее Фалес и Анаксимандр, первоосновой
мира он полагает определенный вид материи.
Такой материей
он считает неограниченный, бесконечный,
имеющий неопределённую форму воздух, из которого возникает всё остальное.
Анаксимандр
Анаксима́ндр
Миле́тский (др.-греч. Ἀναξίμανδρος, 610 — 547/540 до
н. э.) — древнегреческий философ, представитель милетской
школынатурфилософии, ученик Фалеса
Милетского и учитель Анаксимена[1]. Автор первого греческого научного сочинения, написанного
прозой («О природе», 547 до
н. э.)
Анаксимандр стремился не
только геометрически точно описать
мир, но и понять его происхождение.
В сочинении «О природе», известном
по пересказам и единственному сохранившемуся фрагменту, Анаксимандр дает описание Космоса от момента его возникновения
до происхождения живых существ и человека.
Вселенная, по Анаксимандру,
развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских
богов. Источником происхождения
всего сущего Анаксимандр полагает некое
бесконечное [божественное] начало — апейрон
Гераклит
Эфесский
Геракли́т
Эфе́сский (др.-греч. Ἡράκλειτος ὁ Ἐφέσιος, 544—483 гг. до н. э) — древнегреческий философ-досократик. Единственное его сочинение,
от которого сохранилось только несколько
десятков фрагментов-цитат[1], — книга «О природе», состоявшая
из трех частей («О природе», «О государстве», «О боге»).
Основатель
первой исторической или первоначальной
формы диалектики. Гераклит был известен как
Мрачный или Тёмный, и его философская
система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие
поколения.
Согласно его учению, все произошло
из огня и пребывает в состоянии постоянного
изменения. Огонь — наиболее динамичная,
изменчивая из всех стихий. Поэтому для
Гераклита огонь стал первоначалом мира,
в то время как вода — лишь одно из его
состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух
превращается в воду, вода — в землю
Пифагор
Пифагор
Самосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, математик имистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Учение Пифагора следует разбить
на две составляющие части: научный подход
к познанию мира и религиозно-мистический
образ жизни, проповедуемый Пифагором.
Заслугой пифагорейцев было выдвижение
мысли о количественных закономерностях
развития мира, что содействовало развитию
математических, физических, астрономических
и географических знаний. В основе вещей
лежит число, учил Пифагор, познать мир —
значит познать управляющие им числа.
Парменид
Пармени́д
из Эле́и (др.-греч. Παρμενίδης; ок. 540 до н. э. или 520 до н. э. — ок. 450 до н. э.) — древнегреческий философ и политический деятель. Свои
взгляды выразил в поэме О природе. Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное
мнение. Доказывал, что существует только
вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы:
- Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление, и мыслимое[2] есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.
- Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.
Ксенофан
Ксенофа́н
Колофо́нский (др.-греч. Ξενοφάνης ὁ Κολοφώνιος, лат. Xenophanēs Colophōnius; 580/577 до
н. э., Колофон, Малая
Азия —485/490 до
н. э., Элея, Южная Италия) — древнегреческий
странствующий поэт и философ.
Считается основателем Элейской
школы и учителем Парменида («первый среди элеатов цельный
ум», по словам Аристотеля; в отличие от элеатов интересовался
неонтологией, но преимущественно теологией и космологией). Отдавал предпочтение «мудрости»,
свободной прежде всего от чувственных
образов. Ксенофан — ранний представитель
греческого свободомыслия в отношении
религии.
Зенон
Элейский
Зено́н
Эле́йский (др.-греч. Ζήνων ὁ Ἐλεάτης) (ок. 490 до
н. э. — ок. 430 до
н. э.), древнегреческий философ, ученик Парменида. Знаменит своими апориями, которыми он пытался доказать
невозможность движения, пространства и множества. Научные дискуссии, вызванные
этими парадоксальными рассуждениями,
существенно углубили понимание таких
фундаментальных понятий, как роль дискретного
и непрерывного в природе, адекватность
физического движения и его математической
модели и др.
Анаксагор
из Клазомен
Анаксаго́р
из Клазомен (др.-греч. Ἀναξαγόρας, ок. 500 до н. э. — 428 до н. э.) — древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской философской
школы. Анаксагор учил о вечных элементах
мира, «семенах» (или «гомеомериях»), которые
включают в себя всю полноту мировых качеств
и управляются космическим Умом. Стараясь
объяснять естественными причинами такие
явления, как солнечное и лунное
затмение,землетрясения и. т. п., он навлёк на себя обвинение
в оскорблении богов. Его судили и приговорили
к смерти, от которой спасло его только
красноречие Перикла.
Протагор
Протаго́р (др.-греч. Πρωταγόρας, ок. 490 до
н. э. — ок. 420 до
н. э.) — древнегреческий философ. Один из старших софистов. Приобрел известность благодаря
преподавательской деятельности в ходе
своих многолетних странствий.
Софист Протагор
был последовательным сенсуалистом и считал, что мир таков, каким
он представлен в чувствах человека. Протагор
заложил основы научной грамматики через
различение видов предложений, родов существительного
и прилагательного, времен и наклонений
глаголов.
Демокрит
Демокри́т Абдерский (Δημόκριτος; Абдеры, ок. 460 до
н. э. — ок. 370 до
н. э.) — великий древнегреческий
философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.
В своих философских
воззрениях выступал с оппозиционной Элеатам точкой зрения в отношении мыслимости
множества и мыслимости движения, однако
полностью соглашался с ними в том, что
истинно сущее бытие не может ни возникать,
ни исчезать. Материализм Демокрита, что
характерно практически для всех ученых
той поры, является созерцательным и метафизическим.
Сократ
Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г.
до н. э., Афины — 399 г.
до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует
поворот в философии — от рассмотрения
природы и мира к рассмотрению человека.
Используя метод
диалектических споров, Сократ пытался
восстановить через свою философию авторитет знания,
поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ
сделал её своей возлюбленной.
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель
проистекает из знания, и человек, знающий,
что такое добро, не станет поступать дурно.
Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура
интеллекта может сделать людей добрыми
Платон
Плато́н (др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до
н. э., Афины — 348 или 347 до
н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
В философии Платона легко обнаружить
признаки дуализма. Платон часто противопоставляет
душу и тело как две разнородные сущности.
Тело — разложимо и смертно, а душа — вечна.
Согласно учению, изложенному в диалоге
«Государство», в отличие от тела, которое
можно погубить, душе ничто не может помешать
существовать вечно. Философия Платона
почти вся пронизана этическими проблемами:
в его диалогах рассматриваются такие
вопросы как: природа высшего блага, его
осуществление в поведенческих актах
людей, в жизни общества.
Аристотель
Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до
н. э., Стагир — 2 октября[источник не указан 149 дней] 322 до
н. э., Халкида, остров Эвбея) —древнегреческий философ. Ученик Платона.
Аристотель
был первым мыслителем, создавшим
всестороннюю систему философии, охватившую
все сферы человеческого развития:
социологию, философию, политику, логику,
физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на
последующее развитие человеческой мысли.
Метафизическое учение Аристотеля было
принято Фомой
Аквинским и развито схоластическим методом. Аристотель разделяет
науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и
«поэтические» (творческие).
Эпикур
Эпику́р (греч. Επίκουρος; 342/341 до н. э., Самос — 271/270 до н. э., Афины) — древнегреческий
философ, основатель эпикуреизма в Афинах
Свою теорию
познания Эпикур именовал «каноникой»,
так как в её основе лежало учение
о критериях или канонах истины. Не соглашаясь с Платоном и Аристотелем, первичным и главным критерием
истины он считал ощущения, в которых даётся нам жизнь. Разум же Эпикур считал полностью
зависимым от ощущений
Скептицизм
Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) —
философское направление, выдвигающее
сомнение в качестве принципа мышления,
особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов,
проявляя сдержанность по отношению ко
всем гипотезам и теориям. В обыденном
смысле скептицизм — психологическое
состояние неуверенности, сомнения в чем-либо,
заставляющее воздерживаться от высказывания
категорических суждений.
Античный
скептицизм как реакция на метафизический догматизм представлен прежде всего Пирроном, затем средней академией (Аркесилай) и т. н. поздним скептицизмом(Энесидем, Агриппа, Секст
Эмпирик)
Неоплатонизм
Неоплатони́зм — идеалистическое направление античной
философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее
элементы философииПлатона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее
известным и значительным выразителем
идей неоплатонизма является Плотин. Парадигманеоплатонизма сводится
- к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа;
- к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи;
- к мистически-интуитивному познанию высшего;
Киники
Ки́ники (др.-греч. κῠνικοί, от κύων (собака) и/или Κῠνόσαργες (Киносарг, холм в Афинах); лат. Cynici), кинизм — одна из наиболее
значительныхсократических философских школ.
Идеи кинической этики
обнаруживают свою силу ещё в III в
до н. э. Киническое учение послужило непосредственным
источником стоицизма, в котором был смягчен киническийригоризм в отношении социальных норм
и установлений. Среди кинических подражателей
мы встречаем имена многих выдающихся
философов-моралистов и поэтов-сатириков
(Зенон,Эпиктет, Сенека, Мусоний Руф, Дион
Хрисостом, Филон, Варрон, Луцилий, Персий, Ювенал, Гораций, Петроний, Плутарх, Лукиан, Юлиан
Киренаики
Кирена́ики — представители греческой философской школы, последователи Аристиппа из Кирены.