Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:20, реферат
Философия эпохи Возрождения – это учения эпохи перехода от феодального к раннебуржуазному обществу, эпохи зарождения европейского капитализма. Культура этого общества XV–XVI вв. также имеет переходный характер – религиозные ценности постепенно утрачивают своё господство и во многом уступают место мирским, светским. В городах появляется новая, светская интеллигенция – образованные люди, не связанные с церковью и университетом.
Философия возрождения
Философия эпохи Возрождения – это учения эпохи перехода от феодального к раннебуржуазному обществу, эпохи зарождения европейского капитализма. Культура этого общества XV–XVI вв. также имеет переходный характер – религиозные ценности постепенно утрачивают своё господство и во многом уступают место мирским, светским. В городах появляется новая, светская интеллигенция – образованные люди, не связанные с церковью и университетом. Происходит глубокий, “тектонический” сдвиг в мировоззрении общества, секуляризация сознания. Церковь теряет авторитет и власть, утрачивает духовную монополию, исключительное право на обладание истиной.
Философия понемногу освобождается от её власти. Снова появляется свободное, независимое, не связанное никаким безусловным авторитетом философствование, которое подвергает критике схоластику. Античное философское наследие восстанавливается и осваивается в полном объёме – возрождаются забытые в Средние века античные философские школы. Заново переосмысливаются и учения Платона и Аристотеля – они освобождаются от схоластической оболочки.
Более того: впервые
делаются попытки превзойти античность
(самого Философа – Аристотеля) и
создать принципиально новое, небывалое
ещё объяснение мира. Наука постепенно
утрачивает книжный и традиционный
характер и обращается к опыту, к
самостоятельному изучению действительности.
Благодаря развитию ремесла и
кругосветному мореплаванию появляется
масса новых эмпирических сведений,
благодаря которым рушатся
Философия Возрождения ставит на место средневекового теоцентризма принцип антропоцентризма. Эпоха Возрождения в философии начинается с появления кружков учёных людей, гуманистов, в которых развернулись активные поиски античных рукописей, их перевод, популяризация, подражание им в целях воссоздания подлинной античности, не искажённой духовенством и “варварской” латынью схоластов. В связи с этим делаются попытки восстановить и первоначальное, подлинное христианство, которое противопоставляется “обмирщённой” католической церкви.
Обе эти тенденции объединяются в стремлении сблизить христианство с античной культурой, в “паганизации” христианства, т. е. насыщении его “языческим” содержанием. К ним добавляется совершенно новая, чисто ренессансная и, по сути, не христианская и не античная идея могущества человека – “титанизм” Возрождения, нашедший своё ярчайшее воплощение в живописи и скульптуре XV-XVI вв.
Для ренессансного
гуманизма характерна совершенно новая,
антисозерцательная установка. Он не столько
призывает к покаянию, смирению, аскетизму
и покорности воли Божьей, сколько прославляет
всякую созидательную деятельность, работу,
творчество. Беречь время, строить жизнь
рационально, успеть побольше, достичь
власти над природой и своей судьбой –
это уже идеи не феодальные, не христианские,
не античные, но – буржуазные.
Общепризнанный родоначальник
гуманизма в Италии – Франческо
Петрарка. Гуманизм дал человеку широту
взгляда, открытость к новым идеям, свободу
выбора традиции. Лоренцо Валла доказывал
бессмысленность монашеского ухода из
мира и аскетизма. Нищета жизни приводит
и к нищете, неразвитости духа, скудости
внутренней жизни души. Духовное богатство
невозможно без чувственного богатства,
без телесного благополучия.
Валла возрождает эпикуреизм,
проклятый апостолом Павлом и преданный
забвению средневековьем: “жить без наслаждения
невозможно, а без добродетели – можно”.
Добродетель увязывается им с пользой
для общества. Трактату Иннокентия III “О
презрении к миру и ничтожестве человека”
Джаноццо Манетти противопоставляет работу
“О достоинстве и превосходстве человека”.
В Средние века платонизм
существовал лишь в его христианизированной
форме – в виде августинизма.
Неприятие схоластики привело гуманистов
к неприятию Аристотеля и к стремлению
вернуться к учению подлинного Платона.
Платонизация – главное направление паганизации
христианства в эпоху Возрождения. В 1459
г. во Флоренции была возрождена (почти
через тысячу лет) Платоновская Академия
– кружок гуманистов. Марсилио Фичино
был главой Академии и одновременно католическим
священником.
Антиклерикализм гуманистов
привёл их и к религиозному синкретизму,
и к идее веротерпимости (толерантности).
Так, у Пико делла Мирандола мы находим
смешение образов и учений Христа, Магомета,
Моисея, Зороастра, орфиков, Платона, Плотина,
Аристотеля, Авиценны, Фомы Аквинского
и т. д. Он одним из первых переосмыслил
древнее понятие магии, положив начало
натуральной магии – как могущества человека,
основанного на научном познании тайных
сил природы, т. е. сил естественных, а не
сверхъестественных. Его знаменитая “Речь
о достоинстве человека” (1486 г.) резюмирует
антропоцентрические идеи гуманистов.
Он даёт замечательное
определение свободы человека, которое
лежит в основании современной
философской антропологии: всякая сущность
в мире имеет свою природу (сущность),
которая и предопределяет её жизнь
от начала до конца, способ и смысл
её существования, один только человек
не имеет никакой определенной природы,
которая ограничивала бы его возможности.
Природа человека – быть свободным, т.
е. создавать самого себя, самому определить
свою сущность, сотворить себя в действии.
Важнейшее
место в философии Возрождения принадлежит
Hиколаю Кузанскому. В отличие от других
гуманистов он глубоко интересовался
математикой и естествознанием и создал
своеобразный христианский натуралистический
пантеизм. Мир существует в Боге и Бог
существует в мире, а поскольку Бог актуально
бесконечен, то мир – безграничен, т. е.
в нём можно перейти любую границу. Так
началась великая революция в мировоззрении
европейцев – преодоление аристотелевско-птолемеевско-
Из бесконечности
мира следует далее и бесконечность
процесса познания. Знание и истина
– это многоугольник и круг:
как ни велико число сторон знания,
оно, хотя и приближается к действительности,
но никогда не совпадает с ней.
Знание бесконечно углубляется, но абсолютное
знание так же недостижимо, как время
не достигает вечности. Это уже идеи не
средневековые и не античные. Они готовят
Новое время.
Пьетро Помпонацци представляет
другое направление, возникшее уже в XVI
в., – гуманистический аристотелизм. Здесь
гуманизм достигает чисто прагматического
истолкования религии: её цель – нравоучение,
но не истина. Основатели мировых религий
– три великих обманщика во благо общества.
Однако вера в воздаяние и бессмертие
не обязательна для соблюдения моральных
норм. Мораль страха – рабская, свойственная
толпе. Добродетель – сама по себе лучшая
награда. Помпонацци не признаёт никаких
сверхъестественных причин того, что происходит
на Земле, в том числе и с человеком, признавая
демокритовский детерминизм.
Никколо Маккиавелли
в юности переписал Лукреция и перенёс
античную атомистику на понимание общества,
превратив её в этический индивидуализм.
Самый могущественный стимул деятельности
человека, согласно Макиавелли, – интерес,
главным образом – интерес сохранения
и приумножения собственности. Сначала
собственность, а затем уже совесть и честь.
Одним из первых он ввел в теорию общества
понятие человеческой природы, почерпнутое
из эмпирических наблюдений за народом
и весьма пессимистическое. Неискоренимый
эгоизм человеческой природы требует
сильной государственной власти, устанавливающей
порядок путём насилия, принуждения.
Сила есть основа
права – эта мысль перейдет
к крупнейшим мыслителям Нового времени.
Макиавеллизмом в последующем стали
называть принцип, согласно которому общее
благо народа превыше всего, и
достижение его оправдывает любое
насилие, обман и т. д. – любые
средства. Насилие и обман, разумеется,
– не самоцель, они должны созидать,
а не разрушать.
Другой крупный
представитель гуманизма XVI в. – Эразм
Роттердамский, самый выдающийся латинист
Возрождения, лидер северного европейского
гуманизма. Он подготовил первопечатное
издание Библии на греческом и латыни
с комментарием к Евангелиям (1517). Его взгляды
характеризует антисхоластическая установка,
борьба за подлинную “философию Христа”.
Догматы и обряды – нечто второстепенное.
Важен истинный дух,
а не буква. Эразм прибегал здесь
к первоначальному
Томас Мор, близкий
друг Эразма, – основоположник утопического
коммунизма. Его взгляды на общественную
жизнь излагает “Весьма полезная,
как и занимательная, поистине золотая
книжка о наилучшем устройстве государства
и о новом острове Утопия...”
(1516). “Утопия” в буквальном значении
слова – Нигдея. Книга содержит,
прежде всего, описание общественной жизни
Англии эпохи первоначального накопления
капитала, т. е. по мнению Мора, заговор
богатых, под предлогом и от имени государства
думающих о своих выгодах.
Во второй части
книги описывается идеальная
жизнь осторовитян-утопийцев. Её основные
черты – антииндивидуализм, коллективизм,
отмена частной собственности, равенство
в потреблении. Мор опирается на учение
и практику первоначального христианства
и на теорию идеального государства Платона.
В коммунистическом обществе трудятся
все, ибо апостол Павел сказал: “не трудящийся
да не ест”. Всеобщий свободный труд приносит
изобилие вещей, которые учитываются и
распределяются централизованно. Поэтому
нет ни бедных, ни богатых.
Мишель Монтень, крупнейший
французский гуманист XVI в., ввёл в философию
новый жанр – эссе. Его мировоззрение
характеризуют обостренный психологизм,
интерес к собственному “я”, к личности
других, антисистематичность, максимальная
близость к реальной жизни, наблюдательность,
мудрость, спокойно-ироничный скепсис.
Согласно Вольтеру, это – самый несистематичный
и самый мудрый философ. Сильнее всего
в творчестве Монтеня эпикурейские мотивы.
Счастье и удовольствие – главный двигатель
человеческих поступков.
В XVI в. произошла религиозная
революция. Гуманизм касался интеллектуальной
элиты. Реформация же захватила умонастроения
масс. Она нанесла сильнейший удар по католической
церкви и привела к созданию третьего
основного направления в христианстве
– протестантизма. Мартин Лютер, ненавидевший
католическую церковь за её лицемерие
и продажность, положил начало Реформации
в 1517 г., прибив к дверям виттенбергской
церкви ряд тезисов.
С гуманистами он
разделял тягу к первоначальному
христианству и отцам церкви. Его
первый главный принцип: спасение одной
только верой, без всяких “дел” (культа).
Тем самым отменяется духовное пастырство
клира и лишается значения всё
“священное предание” (папские декреты,
послания, постановления соборов). Для
спасения человеку нужна одна лишь
Библия. Второй главный принцип протестантизма
– всеобщее священство.
Все равны перед
Богом. Тем самым духовенство
если и не ликвидировалось вовсе,
то существенно ограничивалось по числу
и правам, а монашество и вовсе
отменялось. В морали протестантизма
отразились раннебуржуазные добродетели,
протестантская этика: “молись и работай”,
будь деятелен, расчётлив, бережлив, скромен
и прост в жизни. Успех в “деле”, богатство
и карьера – признак призванности к этому
делу Богом и избранности им к спасению.
Католическая церковь,
однако, устояла и приспособилась
к новым условиям, а кое-где
даже потеснила протестантизм уже
в XVI в. Орден иезуитов был создан
в 1534 г. Его члены имели право
носить светскую одежду и должны были
тщательно изучать науки. Именно
здесь был сформулирован
Последний этап философии
Возрождения и непосредственный
предшественник научного естествознания
– итальянская натурфилософия XVI
в. Развитие ремесла, промышленности (ткачество,
часовое дело, мельничное, красильное,
металлургическое, производство алкоголя,
стеклодувное дело, очки, зеркала и
т. п.) доставило философам массу
новых фактов и предоставило в
их распоряжение новые инструменты
(для наблюдения и эксперимента).
Масса новых сведений
была получена благодаря великим
географическим открытиям. Книгопечатание
дало принципиально новые
Натурфилософия Возрождения
имела магико-мистический