Фолософия Фридрих Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:20, реферат

Описание

Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche) (1844-1900), немецкий философ и поэт. Родился в деревушке Рёккен близ Лютцена (Саксония) 15 октября 1844 года. Его отец и оба деда были лютеранскими священниками. Мальчик был назван Фридрихом Вильгельмом в честь правящего короля Пруссии. После смерти отца в 1849 году воспитывался в Наумбурге на Заале в доме, где жили его младшая сестра, мать, бабушка и две незамужние тетки. Позднее Ницше стал посещать знаменитую старую школу-пансион Пфорта, а затем учился в университетах Бонна и Лейпцига, где углубился в греческую и латинскую классику.

Работа состоит из  1 файл

Фридрих Ницше биография.doc

— 32.00 Кб (Скачать документ)

Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche) (1844-1900), немецкий философ и  поэт. Родился в деревушке Рёккен близ Лютцена (Саксония) 15 октября 1844 года. Его отец и оба деда были лютеранскими священниками. Мальчик был назван Фридрихом Вильгельмом в честь  правящего короля Пруссии. После смерти отца в 1849 году воспитывался в Наумбурге на Заале в доме, где жили его младшая сестра, мать, бабушка и две незамужние тетки. Позднее Ницше стал посещать знаменитую старую школу-пансион Пфорта, а затем учился в университетах Бонна и Лейпцига, где углубился в греческую и латинскую классику. В лавке старых книг в Лейпциге он однажды случайно обнаружил книгу "Мир как воля и представление" немецкого философа Артура Шопенгауэра, которая произвела на него сильное впечатление и повлияла на дальнейшее творчество.  

В 1869 году Ницше, опубликовавшего уже несколько  научных статей, но еще не имеющего докторской степени, пригласили занять кафедру классической филологии  в Базельском университете в Швейцарии. Став профессором, Ницше получил  и швейцарское подданство; однако во время франко-прусской войны 1870-1871 годов записался на службу в прусскую армию в качестве рядового санитара. Основательно подорвав здоровье, он вскоре вернулся в Базель, где возобновил преподавательскую деятельность. Стал близким другом композитора Вагнера, жившего тогда в Трибшене.  

В 1872 году Ницше  опубликовал свою первую книгу "Рождение трагедии из духа музыки". Первые пятнадцать глав книги представляют собой попытку  выяснить, что такое греческая  трагедия, в последних же десяти главах речь идет больше о Р. Вагнере. Первоначально влияние книги было незначительным, вместе с тем ее центральный тезис получил широкое признание: такие характеристики, как "благородная простота", "холодное величие", или "безмятежность" (выражения, характерные для 18 и 19 веков), указывают лишь на одну грань греческой культуры, "аполлоновскую", не учитывая "дионисийский" элемент темной страсти, который нашел свое крайнее выражение в празднествах бога вина Диониса.  

Вслед за первой работой вышли четыре "Несвоевременных размышления" (1873-1876). В первом из них Ницше атакует самодовольную поверхностность немецкой культуры в период после победы над Францией. Второе размышление "О пользе и вреде истории для жизни" оказало глубокое влияние на немецкую историографию 20 века развиваемой в нем концепцией "монументальной истории", попыткой через изучение героев прошлого показать, что человек способен на великое, несмотря на нынешнее господство посредственности.  

В третьем размышлении, "Шопенгауэр как учитель", Ницше утверждает, что обнаружить "подлинного себя", вовсе не "спрятанного глубоко внутри, но существующего безмерно выше", можно, если задаться вопросом: "Что ты действительно любил до сих пор?". В "монументалистской" манере Ницше приступает к созданию портрета Шопенгауэра, выделяя черты, которые его восхищают и по которым он намеревается "строить самого себя".  

Четвертое размышление  посвящено Вагнеру. Оно принесло Ницше массу неприятностей, его  отношения с композитором становились  все более напряженными. Для Вагнера Ницше был блистательным проповедником, но и мальчиком на посылках, его не интересовал собственный философский поиск Ницше. По многим важным вопросам они имели противоположные мнения, и Вагнер, будучи старше, не терпел, когда ему перечили. Пока композитор жил в Швейцарии непризнанным гением, его религиозные и расовые пристрастия можно было игнорировать; однако, когда он вернулся в Германию, чтобы основать центр вагнеризма в Байройте, разрыв стал неизбежен.  

В 1878 году Ницше  послал Вагнеру свою новую книгу "Человеческое, слишком человеческое" - собрание психологических наблюдений по образцу великих французских афористов, предваренное посвящением Вольтеру. Книга была отправлена почтой, и одновременно Ницше получил экземпляр новой оперы Вагнера "Парсифаль".  

В 1879 году Ницше оставил университет, сославшись на нездоровье, и с тех пор жил очень скромно, проводил лето в Швейцарии, а зиму в Италии. В 1879 и 1880 годах опубликовал два дополнения к "Человеческому, слишком человеческому", в последующие два года "Утреннюю зарю", где обсуждал вопросы морали, и "Веселую науку". Работы состоят из небольших разделов, около страницы каждый, и примечательны как совершенством стиля, так и язвительностью и своеобразием идей.  

Свести воедино  свои наиболее значимые выводы Ницше  попытался в книге "Так говорил Заратустра" (1883-1892). Стиль ее - то поэтический, то пародийный (в том числе пародийно-библейский), эпиграммы чередуются с довольно выспренними пассажами и проповедями (против общепринятой религии и морали), а в четвертой части помещена история, в которой Заратустра выступает против своих почитателей, которые ему ненавистны. Первые две части книги были опубликованы отдельно в 1883 году, третья в 1884 году. Их практически никто не заметил. Четвертую часть Ницше выпустил тиражом всего в сорок экземпляров и раздал семь из них друзьям, отказавшись от прежнего плана продолжить эту работу. Первое широкое издание четвертой части было предпринято в 1891 году. Вскоре вся книга была признана классикой мировой литературы, стала необыкновенно популярной в Германии и была переведена на многие языки.  

В этой книге  Ницше впервые выдвинул теорию сверхчеловека  и воли к власти, однако он понимал, что его идеи требуют пояснений  и защиты от непонимания. С этой целью  он опубликовал работы "По ту сторону  добра и зла" (1886) и "К генеалогии морали" (1887).  

В 1888 году Ницше  завершил пять книг: небольшую полемическую работу "Случай Вагнера" (1888); стостраничное  резюме своей философии "Сумерки  кумиров" (1889); страстную полемическую работу "Антихристианин" (1895); а также "Ecce Homo" (1908) - остроумную попытку самооценки с такими главами, как "Почему я так мудр" и "Почему я пишу такие прекрасные книги". Наконец, в 1895 году вышла работа "Ницше против Вагнера", представляющая собой собрание слегка отредактированных отрывков из его более ранних работ.  

В январе 1889 года на улице Турина с Ницше случился припадок. Невменяемым он был помещен  в психиатрическую лечебницу, а  затем передан на попечение семьи. Умер Фридрих Ницше в Веймаре 25 августа 1900 года.

Энциклопедия - Россия-Он-Лайн

Информация о работе Фолософия Фридрих Ницше