Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:20, реферат
Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche) (1844-1900), немецкий философ и поэт. Родился в деревушке Рёккен близ Лютцена (Саксония) 15 октября 1844 года. Его отец и оба деда были лютеранскими священниками. Мальчик был назван Фридрихом Вильгельмом в честь правящего короля Пруссии. После смерти отца в 1849 году воспитывался в Наумбурге на Заале в доме, где жили его младшая сестра, мать, бабушка и две незамужние тетки. Позднее Ницше стал посещать знаменитую старую школу-пансион Пфорта, а затем учился в университетах Бонна и Лейпцига, где углубился в греческую и латинскую классику.
Фридрих Ницше (Friedrich
Nietzsche) (1844-1900), немецкий философ и
поэт. Родился в деревушке Рёккен
близ Лютцена (Саксония) 15 октября 1844 года.
Его отец и оба деда были лютеранскими
священниками. Мальчик был назван
Фридрихом Вильгельмом в честь
правящего короля Пруссии. После смерти
отца в 1849 году воспитывался в Наумбурге
на Заале в доме, где жили его младшая сестра,
мать, бабушка и две незамужние тетки.
Позднее Ницше стал посещать знаменитую
старую школу-пансион Пфорта, а затем учился
в университетах Бонна и Лейпцига, где
углубился в греческую и латинскую классику.
В лавке старых книг в Лейпциге он однажды
случайно обнаружил книгу "Мир как воля
и представление" немецкого философа
Артура Шопенгауэра, которая произвела
на него сильное впечатление и повлияла
на дальнейшее творчество.
В 1869 году Ницше,
опубликовавшего уже несколько
научных статей, но еще не имеющего
докторской степени, пригласили занять
кафедру классической филологии
в Базельском университете в Швейцарии.
Став профессором, Ницше получил
и швейцарское подданство; однако во время
франко-прусской войны 1870-1871 годов записался
на службу в прусскую армию в качестве
рядового санитара. Основательно подорвав
здоровье, он вскоре вернулся в Базель,
где возобновил преподавательскую деятельность.
Стал близким другом композитора Вагнера,
жившего тогда в Трибшене.
В 1872 году Ницше
опубликовал свою первую книгу "Рождение
трагедии из духа музыки". Первые пятнадцать
глав книги представляют собой попытку
выяснить, что такое греческая
трагедия, в последних же десяти главах
речь идет больше о Р. Вагнере. Первоначально
влияние книги было незначительным, вместе
с тем ее центральный тезис получил широкое
признание: такие характеристики, как
"благородная простота", "холодное
величие", или "безмятежность"
(выражения, характерные для 18 и 19 веков),
указывают лишь на одну грань греческой
культуры, "аполлоновскую", не учитывая
"дионисийский" элемент темной страсти,
который нашел свое крайнее выражение
в празднествах бога вина Диониса.
Вслед за первой
работой вышли четыре "Несвоевременных
размышления" (1873-1876). В первом из них
Ницше атакует самодовольную поверхностность
немецкой культуры в период после победы
над Францией. Второе размышление "О
пользе и вреде истории для жизни" оказало
глубокое влияние на немецкую историографию
20 века развиваемой в нем концепцией "монументальной
истории", попыткой через изучение героев
прошлого показать, что человек способен
на великое, несмотря на нынешнее господство
посредственности.
В третьем размышлении,
"Шопенгауэр как учитель", Ницше
утверждает, что обнаружить "подлинного
себя", вовсе не "спрятанного глубоко
внутри, но существующего безмерно выше",
можно, если задаться вопросом: "Что
ты действительно любил до сих пор?".
В "монументалистской" манере Ницше
приступает к созданию портрета Шопенгауэра,
выделяя черты, которые его восхищают
и по которым он намеревается "строить
самого себя".
Четвертое размышление
посвящено Вагнеру. Оно принесло
Ницше массу неприятностей, его
отношения с композитором становились
все более напряженными. Для Вагнера
Ницше был блистательным проповедником,
но и мальчиком на посылках, его не интересовал
собственный философский поиск Ницше.
По многим важным вопросам они имели противоположные
мнения, и Вагнер, будучи старше, не терпел,
когда ему перечили. Пока композитор жил
в Швейцарии непризнанным гением, его
религиозные и расовые пристрастия можно
было игнорировать; однако, когда он вернулся
в Германию, чтобы основать центр вагнеризма
в Байройте, разрыв стал неизбежен.
В 1878 году Ницше
послал Вагнеру свою новую книгу
"Человеческое, слишком человеческое"
- собрание психологических наблюдений
по образцу великих французских афористов,
предваренное посвящением Вольтеру. Книга
была отправлена почтой, и одновременно
Ницше получил экземпляр новой оперы Вагнера
"Парсифаль".
В 1879 году Ницше
оставил университет, сославшись на нездоровье,
и с тех пор жил очень скромно, проводил
лето в Швейцарии, а зиму в Италии. В 1879
и 1880 годах опубликовал два дополнения
к "Человеческому, слишком человеческому",
в последующие два года "Утреннюю зарю",
где обсуждал вопросы морали, и "Веселую
науку". Работы состоят из небольших
разделов, около страницы каждый, и примечательны
как совершенством стиля, так и язвительностью
и своеобразием идей.
Свести воедино
свои наиболее значимые выводы Ницше
попытался в книге "Так говорил Заратустра"
(1883-1892). Стиль ее - то поэтический, то пародийный
(в том числе пародийно-библейский), эпиграммы
чередуются с довольно выспренними пассажами
и проповедями (против общепринятой религии
и морали), а в четвертой части помещена
история, в которой Заратустра выступает
против своих почитателей, которые ему
ненавистны. Первые две части книги были
опубликованы отдельно в 1883 году, третья
в 1884 году. Их практически никто не заметил.
Четвертую часть Ницше выпустил тиражом
всего в сорок экземпляров и раздал семь
из них друзьям, отказавшись от прежнего
плана продолжить эту работу. Первое широкое
издание четвертой части было предпринято
в 1891 году. Вскоре вся книга была признана
классикой мировой литературы, стала необыкновенно
популярной в Германии и была переведена
на многие языки.
В этой книге
Ницше впервые выдвинул теорию сверхчеловека
и воли к власти, однако он понимал,
что его идеи требуют пояснений
и защиты от непонимания. С этой целью
он опубликовал работы "По ту сторону
добра и зла" (1886) и "К генеалогии морали"
(1887).
В 1888 году Ницше
завершил пять книг: небольшую полемическую
работу "Случай Вагнера" (1888); стостраничное
резюме своей философии "Сумерки
кумиров" (1889); страстную полемическую
работу "Антихристианин" (1895); а также
"Ecce Homo" (1908) - остроумную попытку самооценки
с такими главами, как "Почему я так
мудр" и "Почему я пишу такие прекрасные
книги". Наконец, в 1895 году вышла работа
"Ницше против Вагнера", представляющая
собой собрание слегка отредактированных
отрывков из его более ранних работ.
В январе 1889 года на улице Турина с Ницше случился припадок. Невменяемым он был помещен в психиатрическую лечебницу, а затем передан на попечение семьи. Умер Фридрих Ницше в Веймаре 25 августа 1900 года.
Энциклопедия - Россия-Он-Лайн