Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:09, контрольная работа
Философская мысль Средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V—XV вв.). Однако неверно было бы представлять себе дело так, что переход от одного к другому общественному укладу произошел, внезапно: на самом деле период формирования нового типа общества оказывается очень продолжительным. И хотя чаще всего начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.), такая датировка весьма условна. Завоевание Рима не могло в одночасье изменить ни социальных и экономических отношений, ни жизненного уклада, ни религиозных убеждений и философских учений рассматриваемой эпохи. Период становления средневековой культуры, нового типа религиозной веры и философского мышления датируют I—IV вв. В эти несколько столетий соперничали между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, выросшие на старой, языческой почве, и формирующиеся очаги новой веры и новой мысли, составившие впоследствии основу средневековой теологии и философии.
Но
еще более сложный момент в
томизме - ситуация разъединения души
и тела. Ведь если смерть, освобождая
душу от тела, лишает ее качеств личности,
то каким образом душа несет персональную
ответственность в свете
Как мы видим, проблема души как персоны напрямую связана с идеей личного спасения. Здесь вероучение не только провоцирует определенную постановку проблемы души и тела, но и склоняет в пользу тех или иных ее решений.
По мнению Коплстона, аристотелевская энтелехия не позволяет Фоме говорить о полноценном личном спасении в мире горнем, но зато выдвигает на первый план тему воскресения из мертвых. Так Коплстон акцентирует внимание на следующем фрагменте из "Summa contra Gentiles": "Противно природе души - существовать без тела, но ничто, противное природе, не может быть вечным. Значит, душа не будет без тела вечно. Поскольку же душа пребывает вечно, она опять должна быть соединена с телом, и именно это и подразумевается под восстанием (из мертвых). Таким образом, представляется, что бессмертие души требует будущего воскресения тел".
Таким
образом Фома Аквинский достигает
своеобразного компромисса, но не только
между аристотелизмом и христианством.
Аристотелизм помогает католицизму
достичь компромисса между
Фома Аквинский един с Аристотелем в том, что ум способен постигать общее, что на языке средневековья, напомним, называли действиями "с универсалиями". Об этом мы читаем в "Дискуссионных вопросах о душе", где Фома отмечает, что такого рода действия означают "бытие, возвышающееся над телом".
Что
касается нововведений Фомы Аквинского
в этом вопросе, то они опять же
связаны с разницей между прижизненным
и посмертным бытием души - темой, чуждой
Стагириту. Так, согласно Фоме, душа человека
вся, без каких-либо исключений, разумна
и, следовательно, бестелесна. А это
значит, что не только интеллект, но
и питающая (вегетативная), и ощущающая
(сенситивная) способности души продолжают
существовать после смерти тела. "...
Следует сказать, - отмечает Аквинат
в "Дискуссионных вопросах", - что
чувствующая душа у животных разрушима;
но у человека, поскольку она есть
в одной и той же субстанции
с разумной душой, - неразрушима".
Иначе говоря, если у животного
его ощущающая способность в
качестве энтелехии телесна, то у
человека под влиянием разума ощущающая
способность уже оказывается
энтелехией бестелесной и потому,
наравне с другими
Тем не менее, в мире горнем актуально действуют лишь высшие способности души интеллектуального порядка. Что касается чувственных способностей, то они актуализируются лишь при воссоединении души с телом. Так мы подходим к тому пункту в воззрениях Фомы, согласно которому душа человека по природе своей бессмертна и бестелесна, а смертна и телесна лишь в определенном отношении, а именно тогда, когда она использует органы тела для чувственного познания. Такое познание, доказывает Фома, возможно только посредством тела, в отличие от познания разумом, которое в теле не нуждается.
Итак, как уже говорилось, душа человека, согласно Фоме, есть чистая форма без материи, которая духовна, бестелесна и бессмертна. Но будучи крупнейшим систематизатором, Фома дает развернутую картину познавательных способностей человеческой души. Ведь, помимо чувства и разума, он выделяет у человека волю, воображение, способность суждения и память. Вслед за Аристотелем, он различает активный и пассивный интеллект, а также говорит о наличии у человека некого "общего чувства", которое находится между разумом, постигающим общее, и чувством, имеющим дело с единичным.
Но
интересней всего то, что высшей
познавательной способностью человека
у Фомы оказывается интеллектуальное
созерцание, которое сближает человека
с ангелами. Если люди пользуются обычно
чувствами, разумом и т. п., то ангелы,
считал Фома, не пользуются абстракциями,
не рассуждают, а схватывают суть бытия
в чистом акте непосредственного
созерцания. Лишь частично эта способность
присутствует у человека. Но есть такой
способ познания, доказывает Фома, который
недоступен даже ангелам. Это абсолютное
знание всего и вся, без каких-либо
специальных приемов и
Список
используемой литературы:
Информация о работе Фома Аквинский как систематизатор схоластики