Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:11, реферат
В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платоном был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения.
Введение ………………………………………………………………………...3
1. Формирование философских взглядов Платона……………………………5
2. Учение о бытии и небытии………………………………………………….10
3. Гносеология Платона………………………………………………………..13
Заключение ……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………………….18
Истинное значение даёт только мышление. Мышление же – это независимый от чувственных восприятий, абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Чувственное восприятие порождает лишь мнение о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Другими словами, это разумное постижение истинно сущих родов бытия или идей - «совершеннейшее знание». Диалектика Платона – путь или движение мысли через неистинное к истинному. Вызвать душу к размышлению может такое впечатление или такая мысль, которые заключают в себе противоречие. «То, что воздействует на ощущения одновременно со своей противоположностью, я определил как побуждающее, - говорит Платон, - а что таким образом не воздействует, то и не будит мысль». Первая половина задачи диалектического, в платоновском смысле, исследования состоит в определении однозначного, точно фиксированного определения «вида». Необходимо, по словам самого Платона, «охватывая всё общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения». Вторая половина той же задачи состоит в том, чтобы «разделять на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них».
«Диалектика Платона явилась важным этапом в развитии логики. По Платону, знание возможно не для всякого. «Философия», буквально «любовь к мудрости», невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги уже обладают им), ни для того, кто совсем ничего не знает (невежда и не думает, что нуждается в знании). Поэтому, философ – тот, кто стоит между полным знанием и незнанием и стремится от менее совершенного знания восходить все к более и более совершенному знанию. Предмет диалога «Теэтэт» - вопрос о существе знания. В диалоге опровергается три несостоятельных с точки зрения Платона решения этого вопроса:
1) знание есть чувственное восприятие;
2) знание – правильное мнение;
3) знание
– правильное мнение со
Чувственному, как текучему, должно предшествовать нечто не текучее и не чувственное, следовательно, знание не тождественно чувственному восприятию.
Во-вторых,
знание нельзя определить как истинное
мнение, независимо от соотношения
мнения истинного с мнением ложным.
Если брать мнение именно как мнение,
то ничего нельзя сказать ни о его
истинности, ни о его ложности. Так
как «убеждая, внушают то мнение, которое
угодно». Правильное мнение вообще не
определимо без чистого знания как такового.
И, в-третьих, как не понимать «смысл» -
как объяснение в виде слов как таковых,
как объяснение в виде целостной структуры
слов, как указание на отличительный признак,
- во всех этих случаях прибавка «смысла»
к «правильному мнению» не может создать
знания. Итак, мы делаем вывод о том, что
знание, по Платону, не есть ни ощущение,
ни правильное мнение, ни соединение правильного
мнения со смыслом. Знание должно быть
соединением чувственности и ума и ум
должен осмысливать элементы чувственного
опыта.
Представления Платона о познании наиболее развёрнуто представлены в мифе о пещере. Человеческое познание, говорится в этом мифе, подобно тому, что видят узники, сидящие в пещере спиной к истинной прекрасной жизни.
‹‹Представь, что люди как бы находяться в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю её длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и шее оковы… Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнём и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая, представь, невысокой стеной…, за этой стеной другие люди несут различную утварь, статуи и всяческие изображения живых существ…
Разве ты думаешь, что люди что-нибудь видят своё или чужое, кроме теней, отбрасывыемых огнём на расположенную перед ними стену пещеры?››. Тени, пробегающие перед ними – это всего лишь проекции людей, вещей. Они называют видимые ими тени, но воображают, будто называют сами вещи. ‹‹Им будет представляться, будто называя видимое ими, они называют проносимое…››. Если бы они встали и посмотрели на свет, они испытали от внезапно поразившего их света чувство боли и бессилия смотреть на то, тени чего они вдели прежде.
‹‹Пусть бы кого-нибудь из них развязали, вдруг принудили…ходить и смотреть вверх на свет: делая всё это, не почувствовал бы боли он от блеска, не ощутил бы бессилие, взирая на то, чего прежде видел тени?.. Не подумал бы он, что виденное им тогда истинное, чем указываемое теперь››.1 Их глаза не могли бы видеть истинно существующие предметы. Для этого необходима привычка к восхождению и упражнение в созерцании. Участь большинства людей, придерживающихся установившегося житейского уклада, – пещерное знание теней. Подлинным знанием могут обладать лишь те, кто сумеет преодолеть воздействие на них чувственных вещей и воспарить в мир вечных идей. По учению Платона, такой подход по силам только мудрецам – философам. Мудрость заключается в постижении непреходящей действительности, царства идей, в рассмотрении с этих позиций всех природных вещей и человеческих дел. Таким образом, теория познания Платона проникнута интеллектуальным аристократизмом. Философия же трактуется как свойственная лишь избранным натурам любовь к мудрости ради неё самой.
В мифе
‹‹О пещере›› Платон показывает различие
между самим предметом и нашим представлением
о нём. Но, выявив недостаточность чувственного
восприятия, Платон пошёл не по пути установления
диалектической связи ощущения и теоретического
мышления, а по пути их противопоставления,
утверждая, что чувства не могут быть источником
истинного знания, но лишь побудителем,
способствующим тому, что разум обращается
к познанию истины.
Платон – один из великих мыслителей античности. Его творчество обогатило духовную культуру всего человечества. Так как основу учения Платона составлял философский идеализм, то совершенно естественно, что наибольшее впечатление Платон всегда производил на мыслителей, склонных к идеализму. В учении Платона они видели образец для собственных идеалистических построений и гипотез. Между идеализмом философии Платона и религией существует нерасторжимая связь. Но в этой связи есть особенность, которая сообщает ей характер воззрения чисто античного, древнегреческого. Религиозные источники платоновской философии неотделимы от мифологии, а сама мифология несёт на себе печать платоновской диалектики.
Из сочинений Платона черпали идеи не только корифеи объективного идеализма - Плотин, Августин, Эриугена, но и мыслители, учёные Возрождения – Николай Кузанский, Кампанелла, Галилей, Декарт. В сознании многих Платон был философом с пантеистическим учением о живом космосе и иерархией действующих в космосе живых сил.
Другая сторона содержания философии Платона, ставшая источником длительного философского влияния, заключалась в его диалектике. Идеалистическая диалектика Платона – предшественница идеалистической диалектики Гегеля, её философский первообраз. Не будь диалектики Платона, не было бы той формы, в какой в начале XIX в. в Германии явилась диалектика Гегеля .Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения.
Платон
– один из тех правдоискателей
и героев мысли, которые становятся
вечными спутниками человечества и
современниками всё новых и новых
эпох и поколений людей в их
непрекращающихся поисках истины и
справедливости, в неустанном стремлении
к более разумной и совершенной
жизни.
Список использованной литературы
1. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1976.
2. Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1975.
3. Болдырев Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр:
Биографические повествования. – Челябинск: Урал, 1995.
4. Геворкян А. Т. Иносказания Платона. – Ереван: Айастан, 1992.
5. Диоген
Лаэртский. О жизни, учениях
и изречениях знаменитых
6. Лосев
А. Ф. Очерки античного
7. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель, - М.: Молодая гвардия, 1993.
8. Мень
А.В. История религии: В
4: Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра.
–М.: Слово, 1999.
9. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. – М.: Инфра Мысль,2000.
Информация о работе Формирование философских взглядов Платона