Фрейдизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:28, реферат

Описание

Главная цель реферата - раскрыть понятие «фрейдизм», изучив основные положения психоанализа. А так же установить связь современного натурализма с учением Фрейда.
Для этого следует определить ряд задач:
1. Назвать основные концепции психоанализа.
2. Провести анализ бессознательного, как основного сексуального инстинкта, движущего человеком.
3. Выделить критерии Я, Оно и Сверх-Я. Объяснить их происхождение.
4.Раскрыть понятие «натурализм», и каким образом он влияет на концепцию бессознательного.

Содержание

Введение……………………………………………………………..2
Глава 1. Фрейдизм…………………………………………………..4
1.1. Психоанализ, как основа фрейдизма
1.2. Учение о бессознательном
1.3. Я, Оно и Сверх-Я
1.4. Метод свободных ассоциаций и толкование сновидений
Глава 2. Современный натурализм……………………………….11
Заключение…………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………...16

Работа состоит из  1 файл

реферат!!!!!!!!!!!.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

    Также Фрейд, наряду с тремя испытанными им методами лечения истерии решил испытать психоанализ с целью выявить причины собственных душевных конфликтов и невротических состояний. Он обратился к изучению собственных сновидений, результаты которого изложил в книге «Толкование сновидений» Фрейд объяснял образы сновидений как разряды аффектов. Источник энергии скрыт в бессознательном, в аффектах страха, влечениях и других переживаниях, вытесненных из дневной жизни. Они говорят о себе на особом символическом языке, словарь и способ построения которого Фрейд попытался восстановить. Он предполагал, что сновидения относятся к тому же разряду явлений, с которыми приходится иметь дело врачу, лечащему симптомы истерии. Поскольку образы сновидений посещают здоровых людей, то обращение к механизму порождения этих образов представилось «царством бессознательного», как древний, архаический слой психической жизни, скрытый за сеткой сознания современного индивида. На новом этапе эволюции психоанализа Фрейд объяснял чувство вины у неврастеников влиянием сверх-Я. С помощью такого подхода объяснялся феномен тревожности, занимавший теперь большое место в психоанализе. Различались три вида тревожности: вызванная реальностью, обусловленная давлением со стороны бессознательного Оно и со стороны сверх-Я. Соответственно задача психоанализа усматривалась в том, чтобы освободить Я от различных форм давления на него и увеличить его силу. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности и т. д. Регрессия - соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество. В процессе творческой деятельности происходит перевод бессознательных желаний в символические формы. Искусство, по Фрейду, функция сублимирования бессознательных влечений, направленная на гармонизацию принципов «реальности» и «удовольствия» путем вытеснения из сознания социально неприемлемых импульсов9.

    Сновидение - это искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного; кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Содержание бессознательного - вытесненные желания10.

    Биологическим смыслом сна - является отдых: уставший за день организм в состоянии сна отдыхает. Но психологический смысл сна не тождествен его биологическому смыслу. Психологический смысл сна заключается в потере интереса к внешнему миру. Во сне человек перестаёт воспринимать внешний мир.

  1. Современный натурализм

    Натурализм (фр. naturalisme; от лат. naturalis - природный, естественный) - философское направление, которое рассматривает природу, как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения. По Канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы. В этике - это требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений, а также философская попытка объяснить понятия морали чисто природными способностями, побуждениями, инстинктами, борьбой интересов. Натурализм представляет собой заимствование данных антропологии и естественных наук в философию, используемых для решения таких философских проблем как отношение души и тела, феномена сознания, выяснение природы ментального и другое. Чаще всего подобное заимствование происходит из следующих научных дисциплин: нейрофизиологии, психолингвистики, когнитивной психологии, моделирования искусственного интеллекта11.

    Иначе говоря, психоанализ является родом психологии, подкрепляемой некоторыми неклиническими наблюдениями и определенной философской антропологией, дающей и аналитику, и его пациентам некую систему ориентации - обобщенную картину человеческой природы, равно как и метод исследования, выступающий и как метод лечения. Фрейда придерживался того варианта натурализма (или естественнонаучного материализма), который был характерен для воззрений большинства ученых и врачей второй половины XIX столетия. Успехи развития естествознания заставили теоретиков усомниться в эффективности и надежности интроспективного изучения внутреннего мира человека и поверить в плодотворность использования естественнонаучных методов при анализе психической деятельности. Физиологическое исследование органов чувств, использование физико-математических методов при анализе ощущений, двигательных актов, экспериментальный подход к анализу нервной системы человека, изучение физико-химических реакций в человеческом организме и рефлексов головного мозга - все это вселяло надежду, что и собственно психическая жизнь человека может быть лучше понята и объяснена на основе соотнесения с экспериментальными данными физиологии.12

    Естественнонаучный  материализм - стихийные материалистические и диалектические воззрения естествоиспытателей. В. И. Ленин характеризовал естественнонаучный материализм как «стихийное, несознаваемое, неоформленное, философски-бессознательное убеждение подавляющего большинства естествоиспытателей в объективной реальности внешнего мира». Естественнонаучный материализм органически связан с познанием природы, развитием естествознания. Для естественнонаучного материализма характерны стихийная диалектика, признание объективности природы и ее законов, возможности познания окружающего мира, обоснование несостоятельности религиозно идеалистичического подхода к природе13.

    Писатели  и художники-натуралисты претендовали на то, чтобы рассказать о человеке все, проявляя повышенное внимание к биологическим сторонам его жизни, как позднее в науке это сделал 3игмунд Фрейд. Причины поведения людей и особенностей их жизни усматривались натуралистами преимущественно в физиологии, часто патологии, наследственности, расовой принадлежности, а также во влиянии внешней среды. Общественные конфликты объяснялись борьбой за существование в духе социального дарвинизма.

    После долгих поисков Фрейд пришел к концепции бессознательного психического, которая существенно отличалась от предшествовавших теорий. Новизна его учения состояла в том, что им была выдвинута динамическая модель психики, в которой получила логичное объяснение не только большая группа психических расстройств, но и взаимосвязь сознательных и бессознательных процессов, причем последние однозначно отождествлялись с инстинктивными побуждениями, в первую очередь с сексуальным влечением. Человек для Фрейда представляет собой homo natura, природное существо, отличающееся от прочих животных несколько большим объемом памяти и тем, что его сознание в процессе эволюции стало опосредовать отношения с окружающей средой. Все живое существует согласно принципу удовольствия, т.е. стремится удовлетворять свои нужды и избегать страдания. Человек отличен от животных тем, что он откладывает удовлетворение влечений или даже подавляет их, если непосредственное удовлетворение угрожает выживанию. Тем самым он заменяет принцип удовольствия на принцип реальности14. В раннем детстве только что вышедшее из материнского лона природы существо не знает ограничений и не обладает развитым интеллектом, а потому существует только по принципу удовольствия. Влечения этого периода сохраняются в психике взрослого человека, но они подавляются и вытесняются в бессознательное, откуда дают о себе знать в сновидениях или в невротических симптомах. Влечения конфликтуют с социальными нормами и моральными предписаниями.

    Фрейда прошел естественнонаучную школу, что он воспитывался на трудах Гельмгольца, открывшего закон сохранения и превращения энергии, и Дарвина, открывшего закон эволюции животного царства. От них воспринял идеалы естественнонаучного познания, и прежде всего принцип детерминизма - зависимости явлений от производящих их факторов.

    Фрейд перешел из области физики и биологии в область психологии. Он верил в то, что все происходящее в организме включено в цель причин и следствий, стоит под необратимыми законами природы. Перейдя к изучению человеческой души, он опирался на созданное науками о природе. Он использовал и понятие об энергии, сложившееся в недрах физики, и понятие об инстинкте, разработанное Дарвином. Однако оба понятия были им радикально преобразованы. Фрейд придает термину «энергия» значение психологического «заряда», служащего источником влечения. Этот заряд изначально заложен в организме и в этом смысле подобен инстинкту. Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением, - инстинкт самосохранения, без которого живая система рухнула бы, и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Именно этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в его теперь уже не биологической, а психологической теории. Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Понимание Фрейда сексуальных влечений получало более широкую трактовку, включая в себя уже всю сферу человеческой любви. Он приходит к выводу, что «первичные влечения» составляют полярную пару созидательной любви и деструктивности. В конечном счете, он выдвигает гипотезу о том, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где доминирующую роль играют «инстинкт жизни» - Эрос, и «инстинкт смерти» - Танатос15. Предположение о существовании в человеческом существе такого инстинкта, который он назвал «влечением к смерти», Фрейд выводит из эволюции всего живого, которое, достигнув органического бытия, вследствие внутренних причин со временем умирает и возвращается к неорганическому состоянию. Все остальные влечения, включая и влечение к сохранению жизни, рассматриваются основателем психоанализа как обеспечивающие живому организму собственный путь к смерти.

    Человеческое  существование всегда было и остается полем битвы между разнонаправленными инстинктивными стремлениями и требованиями культуры.  
 

    Заключение

    Итак, исходя из изученного материала, можно  сделать вывод, что полностью раскрыто направление фрейдизм, как учение о бессознательном.

    Фрейд открыл бессознательное как самостоятельное, независящее от сознания безличное начало человеческой души. При этом бессознательное активно вмешивается в человеческую жизнь. На самом же деле властвует природное безличное начало, которое образует бессознательную основу нашей души, т. е. психики. По Фрейду «Оно» имеет чисто природное происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения человека. Эти первичные влечения сводятся к двум: во-первых, сексуальные желания, а во-вторых, влечение к смерти, которое, будучи обращено вовне, становится влечением к разрушению.

    Направление «фрейдизм» тесно связано с современным  натурализмом, так как учение Фрейда основано именно на естественнонаучном материализме. Во-первых, он явно биологизировал бессознательное, которое оказалось, сведено к чисто природному феномену, к чисто биологическим влечениям. Во-вторых, человеческое Я, по Фрейду, замкнуто между двумя противоположными полюсами — природной стихией и требованиями культуры. Следовательно, вся культура представляется Фрейду построенной на внешнем или внутреннем подавлении бессознательных влечений человека, который поступился частью своего природного достояния, подвергнув сублимации свои первоначально сексуальные стремления.

    Главное в психоанализе - открытие бессознательного, его специальное изучение и широкое  философское толкование. Сознание, признает Фрейд, очень важно для человеческой жизни - с его помощью индивиды ориентируются в окружающем мире, формируют собственное «Я».  
 
 
 

    Список  литературы

    1. З. Фрейд. «Основной инстинкт», М.: «Олимп» 1997. - 656с.

    2. З. Фрейд. «Очерки по психологии сексуальности» - 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 1997. – 480 с.

    3. И.Т. Фролов. «Введение в философию: учебное пособие для вузов» - 3-е изд. – М.: «Республика», 2003. – 623 с.

    4. Под ред. И.Т. Фролова. «Философский  словарь» - 4-е изд.-М.: «Политиздат», 1981. - 445 с.

    5. http://www.zigmund.ru/

    6. http://www.humanities.edu.ru/

Информация о работе Фрейдизм