Фридрих Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:04, реферат

Описание

К первой категории можно отнести философов с уравновешенным эпическим складом духа, создающие в конце жизни устойчивую, стройную и логическую архитектуру своего учения. Таковы Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель, Спенсер…
Ко второй категории - философов страстного лирического склада, которые воплощали собой ненасытное искание, динамику вечного потока относятся Платон, Руссо, Фихте и Ницше... Раскрытие мировоззрений этих философов невозможно теперь без последовательных психологических жизнеописаний. Многогранная и противоречивая философия и Фридриха Ницше может быть истолкована лишь в неразрывной связи с осторожной патологией их болезненного гения.
Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на уходящий ХХ век.

Содержание

Введение 3
Биография 5
Развитие философских идей 14
Новое философское мировоззрение и разрыв с прошлым 19
Последние произведения. Болезнь и смерть 22
Заключение 25
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Фридрих Ницше.docx

— 52.55 Кб (Скачать документ)

Период этот совпал со столь  резким ухудшением здоровья, что Ницше  в октябре 1876 г. получил годичный отпуск для лечения и отдыха, во время которого он урывками работал  над новой книгой, составленной в  форме афоризмов, ставшей обычной  для его последующих сочинений. Дело здесь в оригинальном образе мышления Ницше, чуждом традиционной систематики, свободном и музыкальном. Он не фиксирует  строго очерченную мысль, а скорее, нюансирует все, что приходит на ум, предлагает не жесткую формулу, а  широкое поле для осторожного  обдумывания всего предполагаемого. По словам принстонского профессора В. Кауфмана, “в одном и том же разделе Ницше нередко занят этикой, эстетикой, философией истории, теорией ценностей, психологией и, быть может, еще полудюжиной других областей, Поэтому усилия издателей Ницше систематизировать его записи должны были потерпеть неудачу”.

 

 

 

Новое философское  мировоззрение и разрыв с прошлым

 

В мае 1878 г. была опубликована новая книга Ницше “Человеческое, слишком человеческое” с подзаголовком “Книга для свободных умов”, вышла с вызывающим посвящением – “Памяти Вольтера”. Эта книга, в сущности, обзаведение новой компанией: вместо Шопенгауэра и Вагнера – Ларошфуко, Лабрюйер, Фонтенель, Вольтер, Шамфор, испытанные пятновыводители по части всяческой романтики, героики, морального прекраснодушия. В ней автор публично и без особых церемоний порвал с прошлым и его ценностями: эллинством, христианством, Шопенгауэром, Вагнером.

Одна из версий случившегося усматривает причину поворота в  воздействии на Ницше его “злого демона” - философа и психолога Пауля Рэ (1849 - 1901), с которым Ницше тесно сдружился, живя в Сорренто.

Несомненно, дружба с Рэ сыграла известную роль в переломе ницшевского мировоззрения, но Ницше уже до этого знакомства явно охладел к вагнерианству и метафизике немецкого идеализма. В Пауле Рэ он нашел не вдохновителя, а единомышленника.

Новый, 1879 г. принес Ницше  неимоверные физические страдания: почти каждодневные приступы болезни, резкое ухудшение зрения. Продолжать преподавание он был не в силах, и  в июне Ницше получит по его  прошению отставку с назначением  ежегодной пенсии в 3 тыс. франков. Он уехал из Базеля в Сильс-Марию, в долину Верхнего Энгадина.

В этом, 1879 году он создал новые  книги: “Пестрые мысли и изречения”, “Странник и его тень”. А в  следующем, 1880 году появилась “Утренняя  заря”, где сформулировано одно из краеугольных понятий ницшеанской  этики - “нравственность нравов”.

Вначале Ницше проанализировал  связь падения нравственности с  ростом свободы человека. Он полагал, что свободный человек “хочет во всем зависеть от самого себя, а не от какой-либо традиции”. Последнюю он считал “высшим авторитетом, которому повинуются не оттого, что он велит нам полезное, а оттого, что он вообще велит”. А отсюда следовало еще пока не высказанное, но уже прочерченное отношение к морали как к чему-то относительному, так как поступок, нарушающий сложившуюся традицию, всегда выглядит безнравственным, даже и в том случае, если в его основе лежат мотивы, “сами положившие начало традиции”.

 

Зимой 1881-1882 г. Ницше написал  “Веселую науку”, выходившую позже  несколькими изданиями с дополнениями.

С этого сочинения началось новое измерение мысли Ницше, невиданное никогда прежде отношение  к тысячелетний европейской истории, культуре и морали как к личной своей проблеме: “Я вобрал в себя дух Европы - теперь я хочу нанести контрудар”. Но столь интимная сопереживаемость с историей не могла обернуться ни чем иным, как “отравлением стрелой познания” и “ясновидением”, а сам Ницше - “полем битвы”. Легко пожать плечами при этом признании, полагая, что оно было высказано человеком, страдающим манией величия. Труднее признать как непреложную данность поразительнейший дар Ницше жить в возвышенном мире и не воспринимать это как “нечто фальшивое и жуткое”.

Дюринг высказал мысль, что  Вселенную в принципе можно было бы представить в любой момент в виде комбинации элементарных частиц. Тогда мировой процесс будет  калейдоскопом их различных комбинаций, число которых имеет предел. А  это означает, что после завершения последней комбинации может вновь  складываться первая. Следовательно, мировой  процесс - не что иное, как циклическое  повторение однажды уже бывшего. Дюринг как позитивист отвергал такую гипотезу, считая количество комбинаций уходящим в “дурную бесконечность” (выражение Гегеля). Однако эта идея глубоко поразила Ницше. Ницше вслед за Дюрингом исходит из того, что в основе бытия лежит некое определенное количество квантов силы, понимаемых не физически, а биологически. Кванты эти, подобно объективациям воли в философии Шопенгауэра, находятся в постоянной борьбе друг с другом, образуя при этом отдельные сочетания. А так как число квантов постоянно, то периодически должны складываться комбинации, уже бывшие когда-то прежде: “Все становление имеет место только в рамках вечного круговращения и постоянного количества силы”. Таким образом, бытие в том виде, в каком оно существует, не имеет цели и смысла, оно неумолимо вновь и вновь повторяется, никогда не переходя в небытие - неизбежный вечный круговорот и вечное возвращение. Но, следовательно, повторяется и человек, а значит, никакой потусторонней небесной жизни в природе не существует и каждое мгновение вечно, поскольку неизбежно возвращается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последние произведения. Болезнь и смерть

 

В конце 1888 г. Ницше охватила мучительная тревога. С одной  стороны, у него все яснее начинали проступать черты мегаломании: он чувствовал, что близится его звездный час. В  письме к Стриндбергу в декабре 1888 г. Ницше писал: “Я достаточно силен  для того, чтобы расколоть историю  человечества на два куска”. С другой - у него возрастали сомнения и смутные  опасения, что мир никогда не признает его гениальных пророчеств и не поймет его мыслей.

В лихорадочной спешке Ницше  написал одновременно два произведения - “Сумерки идолов” и “Антихрист”, явно не отделанную первую часть “Переоценки  всех ценностей”.

Ницше подверг резкой критике  христианские церкви и тех людей, которые называли себя христианами, на самом деле не являясь ими. Он противопоставил жизнь Иисуса трем синоптическим евангелиям, в которых, по его словам, предприняты первые попытки по созданию системы догм христианства в вопросе негативного  отношения к миру.

Иисус же, по мнению Ницше, вовсе  не отвергал мира, не истолковывал его  лишь как преддверие лучшей потусторонней  жизни. Только позднейшее искажение  его взглядов последователями и  апостолами, особенно Павлом, превратило его учение в отрицание сего мира.

Ницше восстал против грубых попыток христианской церкви извратить  смысл и цели истинного христианства, которое “не связано ни с одной  из наглых догм, щеголяющих его именем”. Ложь и обман то, что мы считаем  себя христианами, а живем той  жизнью, освобождение от которой проповедовал Христос.

Христианство навязывает жизни воображаемый смысл, препятствуя  тем самым выявлению смысла истинного  и заменяя реальные цели идеальными. В мире же, в котором “Бог мертв” и не существует более моральной тирании, человек остается одиноким и свободным. Но одновременно он становится и ответственным за все существующее, ибо, по Ницше, разум находит полное освобождение, лишь руководствуясь осознанным выбором, лишь взваливая на себя определенные обязательства. И если необходимости невозможно избежать, то истинная свобода и заключается в ее полном принятии. Принять мир земной и не тешить себя иллюзиями о мире потустороннем - это означает господствовать над всем земным. Ницше потому и отвергал христианство, что оно отрицает свободу духа, самостоятельность и ответственность человека, превращает несвободу в идеал, а смирение - в добродетель. разрушенной им тюрьмы Бога? Во всяком случае, он категорически предрекал, что переход к свободному обществу невозможно совершить насильственным уничтожением общества нынешнего, ведь насилие способно породить только новое насилие. Единственный, по Ницше. путь - возродить идеал свободной сильной личности, превыше всего поставить ее суверенитет, попранный религией.

Еще не закончив работу над  “Антихристом”, Ницше решает создать  прелюдию к “Переоценке” в виде жизнеописания и аннотации своих  книг, чтобы читатели поняли, что  он собой представляет. Так возник замысел работы “Ессе homo”, где Ницше попытался объяснить причины своего охлаждения к Вагнеру и показать, как вызревало оно в его книгах на протяжении многих лет. Но и эта работа, настоящий тигель, в котором переплавлены все жанры, осталась, в сущности, черновым вариантом, в нем немало эпатирующего. Чего стоят одни названия глав - “Почему я так мудр”, “Почему я пишу такие хорошие книги”, “Почему я являюсь роком”.

Вскоре начали проявляться  первые симптомы неуравновешенности Ницше. Он торопился с публикацией своих  явно не законченных произведений, хотя его уже надломленному разуму мерещились кошмары и опасности, исходящие от военной мощи Германской империи. Его охватывал страх  перед династией Гогенцоллернов, Бисмарком, антисемитскими кругами, церковью. Все они были оскорблены в его  последних книгах, и Ницше ждал жестоких преследований.

Начавшийся отход от понимания  реального мира привел Ницше к  дерзкому плану объединения всех европейских стран в единую антигерманскую лигу, чтобы надеть на рейх смирительную рубашку или спровоцировать его на заведомо безнадежную войну против объединенной Европы. Наброски столь фантастического проекта производят тягостное впечатление потому, что где-то посреди этих строчек пролегла страшная грань между разумом и безумием.

Обстоятельства и причины  душевного надрыва Фридриха Ницше  досконально не выяснены. Весьма много  здесь присутствует мнений различных  свидетелей. Трагический надлом в  психике Ницше произошел между 3 и 6 января 1889 г. Быстрое помрачение разума привело к смешению всех понятий, и с Ницше, как с мыслителем, было покончено навсегда. После многолетних  мытарств по лечебницам разных городов, он простудился, заболел воспалением  легких и скончался в полдень 25 августа 1900 г. Через три дня состоялось погребение на семейном участке кладбища в Рекене, где покоились его родители и брат.

Выступая на траурной церемонии, известный немецкий историк и  социолог Курт Брейзиг назвал Ницше “человеком, указавшим путь в новое будущее человечества”, мыслителем, выступившим против магии Будды, Заратустры и Иисуса.

 

 

Заключение

 

Драматична не только жизнь  Ницше, но и судьба его наследия. Затравленный непониманием и одиночеством при жизни, он был извращен и оболган  после смерти. Скандалы вокруг его  рукописей и их фальсификация  последовали почти сразу. Трижды в 1892-1899 гг. начинало выходить полное собрание сочинений Ницше и дважды обрывалось.

Никто, как Ницше, не призывал с таким отчаянием к бегству  в царство свободы интеллекта и никто с такой силой не почувствовал, что наступающий век  несет с собою нечто новое  и ужасное, что старая эпоха отмирает, а в ее предсмертных конвульсиях  родятся тоталитарные режимы XX в.: национал-социализм  в Германии и большевизм в России:

“Грядет время, когда будут  вести борьбу за господство над землей - ее будут вести во имя фундаментальных  философских учений”.

Это предсказание Ницше остается в силе. И пока оно будет оставаться в силе, идеям. Фридриха Ницше суждено  быть не столько философским наследием, сколько ареной политических битв.

 

 

Список  литературы

 

     1) Р. Дж. Холлингдейл. Фридрих Ницше. 2004

     2) Фридрих Ницше.  Сочинения в 2- х томах. 1990.

     3) Фридрих Ницше.Странник и его тень.  1994.

     4) Фридрих Ницше.  Воля к власти. 1994.

     5) Фридрих Ницше.  Философия в трагическую эпоху. 1994.

    

 


Информация о работе Фридрих Ницше