Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:08, реферат

Описание

С самого начала Бэкон выступил против господствовавшей в то время схоластической философии и выдвинул доктрину естественной философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризмом. Бэкон стремился привести границы умственного мира в соответствие со всеми теми громадными достижениями, которые происходили в современном Бэкону обществе XV - XVI веков, когда наибольшее развитие получили опытные науки.

Работа состоит из  1 файл

Фрэнсис Бэкон.docx

— 20.60 Кб (Скачать документ)
 

Фрэнсис Бэкон

(1561-1626)

Считается основателем  опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившим  перед собой задачу создать научный  метод. В его философии впервые  сформулированы главные принципы, характеризующие  философию Нового времени.

С самого начала Бэкон  выступил против господствовавшей в  то время схоластической философии  и выдвинул доктрину естественной философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения  и включали в себя натуралистическое  миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризмом. Бэкон стремился  привести границы умственного мира в соответствие со всеми теми громадными достижениями, которые происходили  в современном Бэкону обществе XV - XVI веков, когда наибольшее развитие получили опытные науки. Бэкон выразил  решение поставленной задачи в виде попытки великого восстановления наук, которую изложил в трактатах  «О достоинстве и приумножении наук» (самом большом своем произведении), Новом Органоне (его главном произведении) и других работах по естественной истории, рассматривающих отдельные  явления и процессы природы.

Главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания и всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Критерий успехов наук - те практические результаты, к которым они приводят. Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философий. Поэтому Бэкон проводит различение двух видов опыта плодоносного и светоносного. Первый - это такие опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку, светоносный - те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, так как без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты. Недостоверность получаемого нами знания обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формой доказательства, которая опирается на силлогистическую форму обоснования идей, состоящую из суждений и понятий. Главным шагом в реформе науки, предлагаемой Бэконом, должно быть совершенствование методов обобщения, создание новой концепции индукции.

Опытно-индуктивный  метод Бэкона состоял в постепенном  образовании новых понятий путем  истолкования фактов и явлений природы. Только с помощью такого метода, по мнению Бэкона, можно открывать  новые истины, а не топтаться на месте. Не отвергая дедукцию, Бэкон  определял различие и особенности  этих двух методов познания Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный.

В противовес индукции через простое перечисление, распространенной в то время, он выдвигает на передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы, получаемые не столько на основании наблюдения подтверждающих фактов, сколько в  результате изучения явлений, противоречащих доказываемому положению. Один-единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к так называемым отрицательным инстанциям, по Бэкону, - главная причина ошибок, суеверий, предрассудков.

В индуктивный метод  Бэкона в качестве необходимых этапов входят сбор фактов и их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления  трех таблиц исследования - таблиц присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней. Если - возьмем любимый Бэконом  пример - кто-то хочет найти формулу  тепла, то он собирает в первой таблице  различные случаи тепла, стремясь отсеять  все то, что с теплом не связано. Во второй таблице он собирает вместе случаи, которые подобны случаям  в первой, но не обладают теплом. Например, в первую таблицу могут быть включены лучи солнца, которые создают тепло, во вторую - лучи, исходящие от луны или звезд, которые не создают тепла. На этом основании можно выделить все те вещи, которые наличествуют, когда тепло присутствует. Наконец, в третьей таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в различной степени. Используя эти три таблицы вместе, мы можем, согласно Бэкону, выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а именно - по мысли Бэкона - движение. В этом проявляется принцип исследования общих свойств явлений, их анализ.

В индуктивный метод  Бэкона входит и проведение эксперимента. При этом важно варьировать эксперимент, повторять его, перемещать из одной  области в другую, менять обстоятельства на обратные и связывать с другими. После этого можно перейти к решающему эксперименту.

Бэкон выдвинул опытное  обобщение фактов в качестве стержня  своего метода, однако он не был защитником одностороннего его понимания. Эмпирический метод Бэкона отличает то, что он в максимальной степени опирался на разум при анализе фактов. Бэкон  сравнивал свой метод с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным  умением. Он осуждал грубых эмпириков, которые подобно муравью собирают все, что им попадается на пути (имея в виду алхимиков), а также тех умозрительных догматиков, которые, как паук, ткут паутину знания из себя (имея в виду схоластов).

Предпосылкой реформы  науки должно стать, по замыслу Бэкона, и очищение разума от заблуждений, которых  он насчитывает четыре вида. Эти  препятствия на пути познания он называет идолами идолы рода, пещеры, площади  и театра. Идолы рода - это ошибки, обусловленные наследственной природой человека. Мышление человека имеет  свои недостатки, так как уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде. Человек постоянно истолковывает  природу по аналогии с человеком, что находит свое выражение в  телеологическом приписывании природе  конечных целей, которые ей не свойственны. В этом и проявляются идолы  рода. В них можно найти привычку ожидания большего порядка в явлениях природы, чем в действительности. К идолам рода Бэкон относит и  стремление человеческого ума к  необоснованным обобщениям. Он, например, указывал, что часто орбиты вращающихся  планет считаются за круговые, что необоснованно.

Идолы пещеры - это  ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам  людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. Например, одни исследователи  верят в непогрешимый авторитет  древности, другие склонны отдавать предпочтение новому. Человеческий разум  не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает  в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает... Бесконечным  числом способов, иногда незаметных, страсти  пятнают и портят разум.

Идолы площади (рынка) - это ошибки, порождаемые речевым  общением и трудностью избежать влияния  слов на умы людей. Эти идолы возникают  потому, что слова - только имена, знаки  для общения между собой, они  ничего не говорят о том, что такое  вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают  слова за вещи.

Идолы театра (или  теорий) - это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим  усвоением ложных мнений и воззрений. Здесь Бэкон имел в виду систему Аристотеля и схоластику, слепая вера в которые оказывала сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Он называл истину дочерью времени, а не авторитета. Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это, по его мнению, своего рода философский театр.

В теории познания, для  Бэкона, главное - исследовать причины  явлений. Причины могут быть разными - или действующими, которыми занимается физика, или конечными, которыми занимается метафизика.

Методология Бэкона в значительной степени предвосхитила  разработку индуктивных методов  исследования в последующие века, вплоть до XIX в.  
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Фрэнсис Бэкон (1561-1626)