Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 06:17, реферат
Понятие «философия» её истолкования и закрепления в Европейской культуре осуществил Платон. Он понимал под философией науку о человеке, мире и познании. Первоначально смысловое содержание, понятие философии
было нерасчлененным, целостным и выражало знание о мире, человеке о месте человека в мире, в отношении мира к человеку. Зарождавшаяся философия была синонимом самой общей науки.
Первые философы пытались обобщать все знания, которые существовали в их время, все достижения культуры и предпринимали попытки ответить на все возникающие проблемы, многие из которых затем стали достоянием конкретных наук.
Введение
1. Философия как особая форма духовной жизни
2. Философия как рациональное мировоззрение
3. Методологические и социальные функции философии
Заключение
Список литературы
не только для науки, но и для практики, точнее, для научного обоснования
практической деятельности людей. Необходимость этого постоянно напоминает о себе.
Важно чтобы развитие общества шло не самотеком, а было бы более целенаправленным и
осуществлялось в интересах всех людей. А для этого надо, в частности, чтобы их
деятельность была
как можно менее стихийной
и как можно более
осмысленной ими на уровне понимания проблем всего общества. Это особенно важно для
деятельности государственных органов, призванных целенаправленно организовывать
практическое решение социальных проблем и тем самым находить оптимальные пути
развития общества. Во всем мире люди стремятся к тому, чтобы более осмысленно, с
учетом не только сиюминутных, но и долговременных интересов, решать проблемы своей
общественной жизни,
от чего зависит и решение их личных
проблем.
Социальная философия, действительно, придерживается научных ос-нов при анализе и
объяснении происходящих в обществе процессов, она исходит из соответствующих
принципов. К ним можно отнести:
– подход к обществу как к целостной социальной системе, все
элементы которой находятся между собой во взаимосвязи или взаимозависимости; при
этом особое значение придается причинно-следственным и закономерным связям, анализ
которых составляет основное содержание социального детерминизма как теоретического
и методологического принципа исследования социальных явлений, ориентирующего на
всесторонний учет существующих между ними причинно-следственных и закономерных
связей и отношений;
– рассмотрение всех общественных явлений и процессов в их
посто-янной динамике, т.е. в движении, изменении и развитии; это есть принцип
историзма, требующий анализа любых социальных явлений в истори-чески развивающемся
социальном; контексте, т.е. в системе их развиваю-щихся и изменяющихся связей с
другими общественными явлениями, вместе с которыми и под влиянием которых
развиваются и данные явления. Это значит, что при анализе социальных явлений
нельзя искусственно вырывать их из исторического контекста, т.е. той системы
обстоятельств, в которой происходило или проис¬ходит их развитие, чтобы не
получить поверхностных, а то и ложных выводов об их сути и социальном значении;
– нахождение и анализ тех социальных противоречий, которые определяют суть и
источник развития данных обществен¬ных явлений и процессов;
– рассмотрение последних в их исторической преемственности с уче-том
того, что действительно устарело и играет ныне консервативную, а то и откровенно
реакционную роль, а что продолжает жить, сохраняет свое значение и дает
возможность обществу развиваться по пути цивилизации и прогресса;
– все это выражается в принципе перехода от абстрактного к конкретному в
анализе развития общества, отдельных социальных явлений, исторического процесса в
целом; данный принцип, обоснованный в рамках диалектического метода, не потерял
своей актуальности и
значения по сей день.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение философии можно усмотреть не в практической полез¬ности
(утилитарности), а в нравственном пафосе. История филосо¬фии свидетельствует,
что философская мысль ищет и обосновывает идеал, способный служить путеводной
звездой в жизни людей. Это прежде всего нравственный идеал, связанный с отысканием
смысла жизни человека. Это также и общественный идеал, призванный объяснить смысл
общественного развития. В этой связи немецкий философ М. Шелер (1874-1928)
характеризовал философию как «знание ради спасения», противопоставив
его «знанию ради дости¬жений и господства», т.е. позитивному,
— научному
и технологичес¬кому знанию.
На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный
образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень и эффективность
последних научных изысканий. Не менее важно и то, что философия помогает
формировать необходимый в обществе благоприятный нравственный климат, духовный мир
человека, его нравственные
ценности, отвечает на смысло-жизненные
вопросы.
Вместе с тем надо иметь в виду, что отдельные специализирован¬ные сферы
философского знания косвенно способны приносить зна¬чительные практические
результаты. Например, философия и ме¬тодология науки помогают отдельным наукам
в решении стоящих перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и
техническому прогрессу. Социальная философия участвует в реше¬нии
общественно-политических, экономических и др. проблем. Мож¬но с полным правом
утверждать, что во всех достижениях челове¬чества присутствует значительный,
хотя и косвенный
вклад фило¬софии.
Список литературы
1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко 2-е изд., испр. и
доп. — М.: Юристъ, 1998.
— 520 с.
2. А.Н. Лощилин, Е.А. Лощилина «Философия. Учебно-методическое пособие
для студентов-заочников по темам: «Предмет философии», «Античная
философия». М., 2000
3. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е,
допол-ненное: Учеб. пособие
для вузов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 608
с.
4. Смирнова Н.Н., Конспект лекций по философии; СПб.: ООО
«Изда-тельство “Альфа”»,
2000г.
5. СпиркинА.Г. Философия:Учебник. — М.:
Гардарики, 1999. —816с.
Информация о работе Функции философии и ее роль в жизни общества