Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:39, реферат
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Функции философии
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Первый— метафизический метод познания – вырывает рассматриваемые предметы и
явления из всеобщей связи и рассматривает их изменения с позиций плоского
эволюционизма как накопление или уменьшение каких-либо признаков, качеств
или свойств. Возникновение и существование диалектики и метафизики отражает
объективный процесс развития человеческого мышления. Конец формы
Второй, основанный на диалектике, рассматривает явления во
всеобщей связи и развитии. Известны три основные формы диалектики:
античная, немецкая классическая и материалистическая.
Соловьев С. В. называет Метафизику догматической частью теоретической
философии, которой, как было выяснено выше, в логическом порядке
предшествует часть критическая - учение о познании, или теория познания. “В
историческом порядке, напротив, вопрос о первоосновах всех вещей возникает
ранее вопроса о познании. И метафизика предваряет гносеологию. Хотя всем
метафизическим системам, кроме материализма, присущ критический элемент, но
большое значение он получает лишь по мере развития философии и только в
Новейшие времена обособляется в виде самостоятельной философской
дисциплины”(Соловьёв В.С. Собр. соч., 2-е изд. Т.X. Спб.,1914.-С.239.).
Метафизическая философия, ищет в мире его устойчивые и вечные основы. “А
возможно ли познание вообще без всякой чувственной подкладки - это ...
вопрос метафизический” (Соловьёв В.С. Письма. Т.3.-С.232.). Мы познаем
сущность, но “в чем же эта сущность? Таков основной вопрос метафизики”
(Соловьёв В.С. Кризис западной философии // Соч. в 2т. Т.2.М.: Мысль,1988.-
С.56.). Предмет же метафизики - истинно сущее (Там же. С.109.).Все
изменчивое, непостоянное она считает второстепенным, несущественным и
неистинным бытием. Для этой философии характерны поиски и раскрытие
содержания конечных основ всего сущего. Она пытается схватить мир в его
сталости, в "остановленном виде". Ей присуща косность мысли и попытка
"упростить" действительность, свести ее к схемам, редукционировать сложные
процессы действительности. Для метафизического философствования характерна
косность мысли, преклонение перед авторитетами прошлого. Доказательство
истинности своих суждений здесь часто "подтверждается" цитатами из
авторитетных сочинений прошлого. Метафизики настороженно относятся к новым
научным открытиям, стараются втиснуть их в старые схемы. Для изложения
сущности мировоззрения метафизикам достаточно формальной логики. Гегель
считал, что типичным примером воплощения метафизики была философия Христина
Вольфа. Марксизм, в его крайнем выражении, считает, что все философии,
кроме марксизма, являются философиями метафизическими. Метафизика сейчас
находит широкое применение в богословии и так называемой "религиозной
философии".
Диалектика же пытается описать мир в его изменчивости, движении, развитии.
Объективная диалектика – противоречивое взаимодействие вещей, явлений,
процессов подчиняющаяся универсальным законам действующим в природе и
обществе.(История и теория философии, С-Пб ГЭТУ им. В.И. Ульянова, 1993г.С-
)Причину развития она усматривает в противоречиях, которые присущи всем без
исключения предметам, явлениями и процессам действительности. Для
диалектиков "Мир соткан из противоречий". Видным представителем
диалектической философии был древнегреческий философ Гераклит, немецкий
философ первой половины 19-го столетия Гегель. Диалектической философией
является марксизм. Диалектика находит свое применения в различных
философских школах и типах мировоззрения, в том числе и в мировоззрении
религиозном
ДиалектикаВ качестве метода диалектика выступает благодаря тому, что
помогает четко разделять единое на многое, сводить многое к единому,
позволяет представить целое как раздельно-единую множественность. Вот какой
путь исследования предлагает Платон философу-диалектику: «Различать все по
родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый —
неужели мы не скажем, что это (предмет) диалектического знания? — Кто,
таким образом, в состоянии выполнить это, тот сумеет в достаточной степени
различить одну идею, повсюду пронизывающую многое, где каждое отделено от
другого; далее он различает, как многие отличные друг от друга идеи
охватываются извне одною и, наоборот, одна идея связана в одном месте
совокупностью многих, наконец, как многие идеи совершенно отделены друг от
друга. Все это называется уметь различать по родам, насколько каждое может
взаимодействовать (с другим) и насколько нет.»