Функции философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:39, реферат

Описание

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Работа состоит из  1 файл

Функции философии.docx

— 18.27 Кб (Скачать документ)

Функции философии

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая  функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая  функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая  – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция  – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Первый— метафизический метод  познания – вырывает рассматриваемые  предметы  и

явления из всеобщей связи  и рассматривает их изменения  с  позиций  плоского

эволюционизма как накопление или уменьшение  каких-либо  признаков,  качеств

или свойств. Возникновение  и существование диалектики и  метафизики  отражает

объективный процесс развития человеческого мышления. Конец формы

Второй, основанный на диалектике, рассматривает явления во

всеобщей  связи  и  развитии.  Известны  три  основные   формы   диалектики:

античная, немецкая классическая и материалистическая.

 

Соловьев  С.  В.  называет  Метафизику  догматической  частью  теоретической

философии,  которой,  как  было  выяснено   выше,   в   логическом   порядке

предшествует часть критическая - учение о познании, или теория познания.  “В

историческом порядке, напротив, вопрос о первоосновах всех  вещей  возникает

ранее вопроса о познании. И метафизика  предваряет  гносеологию.  Хотя  всем

метафизическим системам, кроме материализма, присущ критический  элемент,  но

большое значение он получает лишь по мере  развития  философии  и  только  в

Новейшие   времена   обособляется   в   виде   самостоятельной   философской

дисциплины”(Соловьёв В.С. Собр. соч., 2-е изд. Т.X. Спб.,1914.-С.239.).

Метафизическая философия, ищет в мире его устойчивые  и  вечные  основы.  “А

возможно ли познание вообще без  всякой  чувственной  подкладки  -  это  ...

вопрос метафизический”  (Соловьёв  В.С.  Письма.  Т.3.-С.232.).  Мы  познаем

сущность, но “в чем же  эта  сущность?  Таков  основной  вопрос  метафизики”

(Соловьёв В.С. Кризис  западной философии // Соч. в  2т. Т.2.М.:  Мысль,1988.-

С.56.).   Предмет  же  метафизики  -  истинно  сущее  (Там  же.  С.109.).Все

изменчивое,  непостоянное  она  считает  второстепенным,  несущественным   и

неистинным  бытием.  Для  этой  философии  характерны  поиски  и   раскрытие

содержания конечных основ  всего сущего. Она  пытается  схватить  мир  в  его

сталости, в "остановленном  виде".  Ей  присуща  косность  мысли  и  попытка

"упростить" действительность, свести ее к схемам,  редукционировать  сложные

процессы действительности. Для метафизического  философствования  характерна

косность мысли,  преклонение  перед  авторитетами  прошлого.  Доказательство

истинности  своих  суждений  здесь  часто   "подтверждается"   цитатами   из

авторитетных сочинений  прошлого. Метафизики настороженно относятся  к  новым

научным открытиям, стараются  втиснуть  их  в  старые  схемы.  Для  изложения

сущности мировоззрения  метафизикам  достаточно  формальной  логики.  Гегель

считал, что типичным примером воплощения метафизики была философия  Христина

Вольфа. Марксизм, в его  крайнем  выражении,  считает,  что  все  философии,

кроме марксизма, являются  философиями  метафизическими.  Метафизика  сейчас

находит широкое  применение  в  богословии  и  так  называемой  "религиозной

философии".

 

 

Диалектика же пытается описать  мир в его изменчивости,  движении,  развитии.

Объективная  диалектика  –  противоречивое  взаимодействие  вещей,  явлений,

процессов  подчиняющаяся  универсальным  законам  действующим  в  природе  и

обществе.(История и теория философии, С-Пб ГЭТУ им. В.И. Ульянова,  1993г.С-

)Причину развития она  усматривает в противоречиях,  которые присущи всем  без

исключения  предметам,   явлениями   и   процессам   действительности.   Для

диалектиков   "Мир   соткан   из   противоречий".   Видным    представителем

диалектической философии  был  древнегреческий  философ  Гераклит,  немецкий

философ первой половины 19-го  столетия  Гегель.  Диалектической  философией

является  марксизм.  Диалектика  находит   свое   применения   в   различных

философских школах и типах  мировоззрения, в  том  числе  и  в  мировоззрении

религиозном

ДиалектикаВ  качестве  метода  диалектика  выступает  благодаря  тому,   что

помогает четко  разделять  единое  на  многое,  сводить  многое  к  единому,

позволяет представить целое  как раздельно-единую множественность. Вот  какой

путь исследования предлагает Платон философу-диалектику: «Различать  все  по

родам, не принимать один и тот же вид за иной и  иной  за  тот  же  самый  —

неужели мы не скажем, что  это  (предмет)  диалектического  знания?  —  Кто,

таким образом, в состоянии  выполнить это, тот сумеет в  достаточной  степени

различить одну идею, повсюду  пронизывающую многое, где  каждое  отделено  от

другого; далее  он  различает,  как  многие  отличные  друг  от  друга  идеи

охватываются извне одною  и,  наоборот,  одна  идея  связана  в  одном  месте

совокупностью многих, наконец, как многие идеи совершенно отделены  друг  от

друга. Все это называется уметь различать по родам, насколько  каждое  может

взаимодействовать (с другим) и насколько нет.»


Информация о работе Функции философии