Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:53, реферат
Философия морали представляет собой научную дисциплину, изучающую социальную мораль. Часто наблюдается смешение языков морали и здравого смысла. Людям деловым безразлично, определяется ли их деятельность соображениями здравого смысла или требованиями морали. Для философов разумное поведение может быть недопустимым с моральной точки зрения. Деловые люди должны оценивать степень моральности своих действий с точки зрения не здравого смысла, а морали. В интересах дела нужно поступать морально, тогда здравый смысл рассматривается как мотив и обоснование этического поведения.
Введение 3
1. Философские основания морали и нравственности 5
2. Роль философии морали в разумной жизнедеятельности людей 11
Заключение 14
Список литературы 16
Философия морали (этика) является одной из древнейших философских дисциплин. Если суммировать почти трёхтысячелетний опыт её развития, то можно выделить несколько важных объектов исследования. Во-первых, этика изучает вопросы, связанные со смыслом жизни и назначением человека, представлениями о наилучшей жизни, счастье, долге, свободе, добре и зле. Вторая сторона этики имеет отношение к поиску оптимальных отношений между людьми, и здесь на передний план выходят такие ценности, как справедливость, любовь, уважение, ответственность, - всё то, что традиционно включается в понятие морали (нравственности). Наконец, третье, более современное поле исследования этики касается проблемы определения границ морально допустимого в сфере различных социальных практик, вопросов саморегулирования профессиональных и корпоративных сообществ.
В этике как учении о разумной жизнедеятельности людей постоянно идет поиск тех человеческих ценностей, которые независимо от изменений, происходящих в обществе и в самом человеке, оставались бы неизменными9. Именно они утверждают в самом человеке и через него такую разумную сферу в его жизни и деятельности, которая бы была свободной и конструктивной.
Поэтому этика выступает практической философией, оценивающей творческо-созидательные помыслы людей и определяющей всевозможные пределы человеческих деяний. Она раскрывает внутренние силы человека, которые, помогают ему «быть, исполниться, состояться» как моральному человеку.
Этика тем самым, помогая человеку найти свое место в обществе, определяет смыслы и цели его разумного существования, оценивает возможность его участия в общественных делах и, наконец, учит брать на себя морально-правовую ответственность за все научно-творческие и практически-созидательные действия.
Сегодня особый интерес представляет позиция знаменитого философа, ученого, врача К.Ясперса (1883-1969), выделявшего своеобразную ось мировой истории, связанную с началом духовного прогресса в середине I тыс. до н.э.10 Именно тогда произошел «самый резкий поворот в истории человечества». В это время появляется «подлинный человек» с его разумным и личным измерением, позволяющим понять качественный сдвиг в осознании подлинных межчеловеческих отношений. Особую роль в этом прогрессе сыграла этика, поставившая проблему человека и его взаимоотношения с себе подобными и природой в античной философии. Этика, как свидетельствует история мировой культуры, действительно помогает людям жить по своему уму и в согласии с совестью. Она избавляет человека от корыстного эгоизма, помогая понять роль и значение общества в его жизни и деятельности.
Этика избавляет людей от уныния и лени, утверждая в их сознании, что они не только творцы добра и счастья, но и судьи собственной жизни. Таким образом, в морали и нравственности реализуются ориентационная и творческая функции гуманистической философии. Философия стала морально-правовым инструментом управления общественным поведением людей, созидания ответственной личности. Недаром в Античности не видели большой разницы между философией как метафизикой и философией как этикой. С помощью философии люди творили подлинный человеческий дух — силу общественной солидарности. Поэтому без философской наполняемости этика бессмысленна, так как не способна выполнять свою главную функцию — гуманистическую, т.е. не может учить людей искусству слушать и особенно слышать друг друга, чтобы совместно строить разумную социально-культурную жизнедеятельность.
Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы.
Философия морали – это особая область философской рефлексии, касающейся моральных и нравственных аспектов общественной жизнедеятельности людей, включая их объективные и субъективные взаимосвязи и взаимоотношения как внутри различных коллективов, так и в обществе в целом. Это система уникальных философских идей и идеалов, принципов и правил, посредством которых обосновываются моральные и нравственные требования к людям и каждому человеку в общественном поведении и совместной деятельности. Понятия «мораль» и «нравственность» некоторые мыслители отождествляют, рассматривают как синонимы. Для этого, как показывает история зарождения и развития этической мысли, есть основания, и немалые. И все же необходимо признать, что понятия «мораль» и «нравственность» имеют разные смысловые значения.
Идеи
и принципы этики всегда, начиная
с Античности и до наших дней,
интересовали философов. Мораль и нравственность
рассматривались ими через
Человек — самое удивительное явление на Земле. Он разумен, обладает творческим началом, силой воли, чувствами и совестью.
По мнению философов, человек живет не только в мире природы, а в мире социокультуры, организованном в соответствии с идеями и принципами этики. Он деятелен и нравственно ответственен за все им содеянное. Уникальные свойства человека заложены природой. Однако они проявляются в жизни только в результате общественного воздействия. Человека ведь надо научить ходить, есть, пить по-человечески, говорить, слушать и слышать других. То есть человека надо научить жить и действовать согласно новым законам бытия — этическим. Его жизнь во многом детерминирована естественной природой, но она проистекает в условиях относительной свободы, так как человек живет в обществе людей. Это стало возможным в результате созидания морально-нравственных норм их жизни и деятельности, что делает всех людей ответственными за поступки и действия — свои и чужие, а значит, ответственными за все деяния человечества.
Информация о работе Функции и методы менеджмента. Мотивация деятельности в менеджменте