Функции науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:32, реферат

Описание

Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют строить причинно-следственные связи, прогнозировать.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....….3
1) Наука. Определение понятия……………………………………………..5
2) Социальные функции науки……………………………………………...11
2.1 Познавательная и мировоззренческая функции науки………….…12
2.2 Функция науки как непосредственной производительной силы….14
2.3 Функция науки в качестве социальной силы………………………..16
2.4 Культурная функция науки…………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………....19
Список литературы………………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Wor.docx

— 62.51 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….....….3

  1. Наука. Определение понятия……………………………………………..5
  2. Социальные функции науки……………………………………………...11

         2.1  Познавательная и мировоззренческая функции науки………….…12

         2.2 Функция науки как непосредственной производительной силы….14

          2.3 Функция науки в качестве  социальной силы………………………..16

          2.4 Культурная функция науки…………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………....19

Список литературы………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют строить причинно-следственные связи, прогнозировать.

Наука является основной формой человеческого познания. В наши дни  она становится всё более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или  иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Кроме того, она является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Без науки в современном обществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасность государства. Наука стала важным критерием цивилизованности и культурности народов.

 Ни одна из крупнейших философских концепций XX в. не могла обойти феномена науки, не выразить своего отношения к ней в целом и к тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит. Что такое наука? Какова главная социальная роль науки? Каковы ее функции в обществе? Существуют ли границы научного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рациональности в системе других способов отношения к миру? Возможно ли вненаучное познание, каков его статус и перспективы? Обсуждение этих и множества других мировоззренческо - философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимой формой осознания особенностей самой науки. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме.

На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства. Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В обществе наука выполняет достаточно много функций. Они постоянно изменяются, и в различные периоды истории на первый план выдвигаются лишь определенные. Однако можно выделить универсальные группы функций, которые наука выполняет – познавательную и мировоззренческую, функцию науки как непосредственной производительной силы общества и функцию науки как социальной силы.

Целью данной работы является попытка  разъяснения понятия «наука», определения  характерных черт науки, а также  выявления ее основных социальных функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Наука. Определение понятия.

«Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению»1.

Стремление человека к  познанию привело к возникновению  различных видов знания. Определённые знания о мире и о человеке дают и миф, и искусство, и религия. Мы многое узнаём уже на уровне здравого смысла. Но существует специальный, существенно  отличающийся от остальных вид познавательной деятельности – наука. Научное познание даёт наиболее объективное и обоснованное знание о природе, обществе и человеке. Существует множество разных наук, главные из которых – математика, логика, физика, биология – возникли ещё в древности в трудах Пифагора, Аристотеля, Архимеда, Фалеса и др.

Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований. Науку отличает использование рациональных способов рассуждений и доказательств и существование признанных всеми результатов.

Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических и практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин.

Целью науки является получение  истинного знания о мире. Высшей формой научного знания является научная  теория. Можно назвать много теорий, которые изменили представление  человека о мире: теория Коперника, теория всемирного тяготения Ньютона, теория эволюции Дарвина, теория относительности  Эйнштейна. Такие теории формируют  научную картину мира, которая  становится частью мировоззрения людей  целой эпохи. Чтобы построить  теории, учёные опираются на эксперимент. Особое развитие строгая экспериментальная  наука получила в Новое время (начиная с ХVIII в.). Современная цивилизация во многом опирается на достижения и практические приложения науки.

Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства. Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую  деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную  картину мира. Концепция развития научного знания не всегда была одинаковой.

Древнейшие цивилизации  накопили большие запасы знания, но оно имело рецептурный характер, т.е. было тесно вязано с конкретными  практическими задачами. Раннегреческая философия перешла к выработке теорий, стремящихся объяснить принципы мироздания. Считалось, что история науки есть процесс накопления доказанных истин. Если наука суть знание доказанное, то главной проблемой эпистемологии становится проблема обоснования научного знания, а не генезиса. Недоказанные заблуждения должны быть исключены из науки. Вслед за Аристотелем философию науки развивали Бэкон, Коперник, Галилей, Ньютон. Как ни странно, современная наука считается наукой «галилеевского» типа.

Стандартную (т.е. современную) концепцию науки в основном разработали  представители Венского кружка в  первой трети ХХ века. Согласно этой концепции, мир рассматривается  как существующий реально и независимо от познающего его субъекта, т.е. человека. Научное познание отличали от других форм познания использованием многочисленных и хорошо разработанных методов, а также тщательной проверкой результатов познания на практике, в эксперименте. Различают эмпирические и теоретические методы науки. Важнейшими эмпирическими методами является наблюдение, измерение и эксперимент.

Наблюдение в науке  отличается от простого созерцания вещей  и явлений. В наблюдении всегда ставится определённая цель и задача.

Измерение – это метод, с помощью которого устанавливаются  количественные характеристики изучаемых  объектов. Точное измерение играет большую роль в естественных и  социальных науках (экономике, социологии).

Эксперимент – это специально сконструированная, "искусственная" ситуация, в которой наблюдаются  и измеряются определённые явления. В научном эксперименте часто  используется весьма сложная аппаратура.

Эмпирические методы, во-первых, позволяют устанавливать факты, во-вторых, проверять истинность гипотез  и теорий посредством их соотнесения  с результатами наблюдений и установленными в эксперименте фактами.

Наука не останавливается  на наблюдении и установлении фактов. Она стремится найти законы, которые  связывают многочисленные факты. Чтобы  установить эти законы, применяются  теоретические методы. Это методы анализа и синтеза (обобщения) эмпирических фактов, методы выдвижения гипотез, методы рационального рассуждения, которые  позволяют выводить одни знания из других. Наиболее известными, классическими  теоретическими методами являются индукция и дедукция.

Индуктивный метод – это  метод вывода закономерностей на основе обобщения многих отдельных  фактов; это движение от частного к  общему, от фактов к закону. Дедуктивный метод – это движение от общего к частному. Если у нас есть некий общий закон, то мы можем вывести из него более конкретные следствия.

Но лишь в математике мы можем вводить некоторые аксиомы  и выводить из них теоремы, т.е. использовать чисто дедуктивный метод. В других науках не бывает аксиом, и законы, из которых выводятся следствия, обычно формулируются в виде гипотез. Поэтому  в них используется гипотетико-дедуктивный  метод. Суть его заключается в  том, что сначала выдвигается  пробная гипотеза, затем из неё  выводятся следствия, а потом  эти следствия сопоставляются с  эмпирическими фактами. Если это  сопоставление оказывается успешным, то такая гипотеза начинает рассматриваться  как выражающая реальную закономерность. Важно подчеркнуть, что научные  методы используются взаимосвязано. Такая  форма знания называется гипотетико-дедуктивной  моделью теории и используется в  стандартной концепции научного знания.

Именно во время действия Венского кружка (1920-30-е гг.) были выведены такие свойства науки как:

1. Общеобязательность и  бесспорность правильно сделанных  научных выводов, научных утверждений,  понятий, заключений.

2. Существование определённого  строения науки и области фактов  и обобщений, которые не могут  быть реально оспариваемы. Они  составляют лишь её часть, но  само их существование и отличает  науку от философии и религии.

3. Отход проявления индивидуального,  личностного начала на второй  план.

В середине ХХ века появляется ключевое учение Т. Куна, которое ввело  в язык науки термины, считающиеся  сейчас для него неотъемлемыми. Например, таким термином стало «научное сообщество». Научным сообществом называется совокупность лиц, обладающих необходимой компетенцией в данной области и участвующих в процессе выработки нового знания.

Однако главная разработка Куна – две модели развития науки2. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества»; происходят «количественные» изменения. Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений – парадигм; происходят «качественные» изменения. Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит своеобразным эталоном мышления учёных в конкретный исторический период. Различают парадигму общенаучную (признаваемую всем научным сообществом независимо от отрасли знания) и парадигмы частных наук, составляющие теоретическую основу исследований в отдельных отраслях научного знания.

Таким образом, развитие науки  принято рассматривать так. В  науке существует определённая парадигма, вокруг которой консолидируется  большинство учёных. Всё, что не укладывается в эту парадигму, называют аномалиями. Когда их накапливается слишком  много, возникает новая теория, претендующая на смену старой парадигмы. Научное  сообщество делится на новаторов, поддерживающих и разрабатывающих новую парадигму, и консерваторов, держащихся за старую. После некого периода эволюции науки снова наступает революционная ситуация и всё повторяется.

Относительно современной  научной ситуации можно сказать  следующее. Число качественно новых  теоретических концепций стало  расти гораздо быстрее, чем число  новых экспериментальных данных. Постановка новых экспериментов  требует предварительного глубокого  теоретического анализа, который и  определяет магистральные пути развития экспериментальной науки. В большинстве  зрелых наук магистральное направление  перестало быть парадигмой, одновременно развивается множество альтернативных концепций. Поэтому понятие научной  революции не полностью характеризует понятие развития науки. Научное сообщество придерживается некоторых общих принципов своей деятельности:

1. Принцип причинности  – признание и выявление причинно-следственных  взаимосвязей при исследовании  любого объекта научного анализа.

2. Принцип истинности  научного знания – в науке  истиной является соответствие  полученных знаний содержанию  объекта познания, насколько это  возможно установить.

3. Принцип относительности  – любое научное знание всегда  относительно, т.к. ограничено познавательными  возможностями людей в данный  момент времени и вообще по  человеческой природе.

Наука находится в сложной  взаимосвязи с обществом. С одной  стороны, наука подвергается воздействию  со стороны общества через систему  своеобразного «социального заказа» на разработку той или иной проблематики научных исследований. С другой стороны, она обладает относительной самостоятельностью от общества, развивается по своим внутренним законам. В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни.

Информация о работе Функции науки