Герменевтика и проблема понимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:58, реферат

Описание

Важное место в философских учениях XX века занимает осмысление проблемы языка. Поэтому герменевтика, традиционно сложившееся в философии учение об объяснении, интерпретации и толковании текстов с целью постижения действительности, становится одним из самых влиятельных течений философской мысли.

Содержание

Введение 3
Герменевтика — теория понимания 4
Важнейшие эпизоды истории герменевтики 7
Герменевтика и философия 14
Заключение 17
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Реферат Герменевтика и проблема понимания - копия.docx

— 40.95 Кб (Скачать документ)

Историческое нарастание значимости герменевтической проблематики от античности до наших дней подобно  кумулятивному процессу. Герменевтика всегда была вплетена в живую ткань  социальной деятельности людей, никогда  не была абстрактной теорией, а являлась техникой, искусством интерпретации  и применялась для решения  задач, актуальных для жизни и  нормального функционирования общественных институтов. Важнейшие переломные моменты  развития герменевтического метода совпадали по времени и были существенно  связаны с крупнейшими историческими  событиями, определялись в конечном счете практическими потребностями  жизни людей.

Среди практических и теоретических  потребностей, повлиявших на развитие герменевтики, можно выделить запросы  греческой педагогики в античности, позднее превращение христианства в религию широких народных масс, переводы и истолкования библейских и более поздних христианских источников. Далее еще можно отметить Реформацию и связанную с ней критику католической доктрины, Возрождение, переводы с классических древних языков на живые национальные языки литературных, философских и исторических памятников и их комментарии, превращение Библии в литературный памятник, интерес к истории, языкознанию, спасение авторитета гуманитарного знания от уничижительной критики философов позитивистской направленности. И, наконец, XX век — век коммуникации, необходимости установления понимания, диалога. Герменевтика занимается анализом политики, права, проблемами межконфессионального понимания, она используется в медицинской практике, понимание рассматривается как проблема бытия человека, возникает философская герменевтика.

И, наконец, несколько слов следует сказать о связи герменевтики с собственно философией. Философия  возможна как особый тип знания со своим предметом, специфическими методами исследования и с собственными критериями познавательного значения. Наличие  специфических признаков не мешает существовать философскому знанию в  форме учений, теорий, концепций, направлений. Форма представления и функционирования философского знания может совпадать (и действительно совпадает) с  формой других типов знания. Например, от конкретных наук философия отличается не формой представления знания, а  критериями познавательного значения, наличием особенных (кроме общих) методов  исследования. И разумеется, у философии есть свой особый предмет: принципы, основания, начала бытия (природы, человека и общества), его познания (в том числе научного), мыслительной и духовной деятельности.

Видимо, не вызовет больших  споров утверждение о том, что  философское знание есть знание принципиально  интерпретационное. Интерпретация  есть неустранимый момент, форма и  способ функционирования философских  знаний. Новое философское знание всегда является результатом интерпретации. Рост философского знания, его новизна, неустранимая (по принципиальным соображениям, касающимся природы философии) плюралистичность обеспечиваются интерпретационной природой философского знания. Интерпретация, в свою очередь, предполагает диалогическое отношение познающего субъекта с особым предметом, выделяемым из исторического, культурного, бытийного и со-бытийного контекстов с учетом специфики последних. Вопросно-ответные диалогические отношения, их всевозможные разрешения определяют основное содержание диалектики (в первоначальном значении этого термина) как метода философского исследования. Таким образом, философская рефлексия всегда стремится диалектически проникнуть в смысл диалогического отношения, стремится интерпретируя понимать, что, в свою очередь, “окрашивает” философское знание в герменевтические тона. Герменевтика — один из методов, при помощи которых возможно понимание, — соединяется с природными свойствами философского знания. Герменевтика — искусство интерпретации, постижения смысла диалогических отношений — “сплетается” с философскими методами исследования, обогащает их и сама выводится на рациональный уровень, приобретает философский статус.

Заключение

Таким образом, герменевтика - искусство и теория истолкования, цель которого - выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период эллинизма в связи с интерпретациями и исследованием классических текстов (например, Гомера) и развивается в средние века и эпоху Возрождения в рамках толкования священного писания (экзегетика).

Герменевтика как техника  интерпретации, от античности и до наших  дней, всегда была вплетена в деятельность людей не абстрактной теорией, а  являлась решением актуальных задач. Практические и теоретические потребности  жизни людей влияли на развитие герменевтики: обучение в античный период, распространение  христианства как религии (переводы и толкования христианских источников), эпоха Возрождения и переводы с древних языков литературных, философских  текстов, интерес к истории, языкознанию.

В настоящее время происходит глобальное развитие коммуникаций, когда  важно сохранить понимание. Герменевтика сейчас занимается анализом политической ситуации, разъяснением вопросов права, проблемами межкультурного и межнационального характера.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Современная западная философия: словарь.  М., 1998.
  2. Борев Ю.Б., Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев - М,: Высш. шк., 2002. - 511с.
  3. Абдуллин А.Р. Философская герменевтика: исходные принципы и онтологические основания: Препринт/Издание Башкирского университета. - Уфа, 2000, 60 с.
  4. Золкин А.Л. Философия: Учебник - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 590 с.
  5. Использована информация с сайта http://www.independent-academy.net/
  6. Использована информация с сайта http://filosof.historic.ru/

Информация о работе Герменевтика и проблема понимания