Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 10:23, реферат
ГЕРОДОТ (лат. Herodotus, греч. Иродотос) (около 484 до н.э., Галикарнас, Малая Азия - около 426 до н. э., Фурия, Великая Греция), древнегреческий историк, названный Цицероном "отцом истории" ("О законах", I,1,5). Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта; дал первое систематическое описание жизни и быта скифов.
ГЕРОДОТ (лат. Herodotus, греч. Иродотос) (около 484 до
н.э., Галикарнас, Малая Азия - около 426 до
н. э., Фурия, Великая Греция), древнегреческий
историк, названный Цицероном "отцом
истории" ("О законах", I,1,5). Автор
сочинений, посвященных описанию греко-персидских
войн с изложением истории государства
Ахеменидов, Египта; дал первое систематическое
описание жизни и быта скифов. Монументальный
труд Геродота, посвященный истории Греко-персидских
войн и описанию стран и народов, воевавших
с персами, - первое полностью дошедшее
до нас историческое сочинение древности
и одновременно первый в истории античной
литературы памятник художественной прозы.
Первоначально он носил название "История"
(др.-греч. "исследование, изыскание");
в 3 веке до н.э. александрийские ученые
разделили его на девять книг, дав каждой
из них имя одной из девяти муз - первая
книга получила имя музы истории Клио.
По свидетельству Дионисия Галикарнасского,
Геродот родился незадолго до похода Ксеркса
в Грецию (480 до н. э.) и дожил до Пелопонесской
войны (431 до н. э.). Его родители были знатными
и богатыми горожанами. За участие в борьбе
против тирана Галикарнас Лигдамида Геродот
был вынужден покинуть родину и поселился
на острове Самос. Традиция приписывает
Геродоту длительные путешествия по странам
Востока: в 455-444 годах он посетил Финикию,
Сирию, Египет, Вавилон, Македонию, греческую
колонию Ольвию в Северном Причерноморье,
побывал в Дельфах. Он описывает как очевидец
особенности более сурового, чем в Греции,
климата Скифии, ему известны планировка
Вавилона и то, каким способом возведены
его стены; Геродот приводит данные о расстояниях
между египетскими городами в долине Нила
и подробно рассказывает о поразивших
его обычаях египтян.
С середины 440-х годов судьба Геродота
оказывается тесно связанной с Афинами
и кругом Перикла. Известно, что в Афинах
Геродот выступал с публичными чтениями
отдельных книг "Истории" и был удостоен
за это награды от афинян (Евсевий, 4 век).
Скрытую полемику с Геродотом можно найти
у его младшего современника Фукидида,
подчеркивающего, что его собственный
труд чужд басен, не столь приятен для
слуха и создан не для того, чтобы звучать
в скоротечном состязании (Фукидид, "История",
I, 22).
В 444-443 Геродот вместе с философом Протагором
Абдерским и архитектором Гипподамом
Милетским принял участие в основании
общегреческой колонии Фурии на юге Италии
(отсюда его прозвание Фуриец). "История"
обрывается описанием осады Сеста (478)
и производит впечатление незавершенной;
на основании ее текстологического анализа
принято считать, что Геродот умер в Фурии
между 430 и 424.
Труд "История" или "Изложение
событий" Геродот написал на ионийском
диалекте. Главная идея, которую он прослеживает
в этом сочинении, заключается в противостоянии
азиатской деспотии и древнегреческой
демократии. Центральной темой "Истории"
стали греко-персидские войны, но в ходе
изложения событий историк вводил подробные
географические и этнографические очерки,
так называемые логосы.
Геродот начинает повествование рассказом
о судьбе Лидийского царства и переходит
к истории Мидии до воцарения Кира, в связи
с походами Кира описывает Вавилон и обычаи
его жителей, а также племя масагетов,
живших за рекой Аракс (книга 1). История
завоевания Египта Камбисом дает ему повод
рассказать об этой стране: так складывается
знаменитый египетский логос (книга 2,
Евтерпа); история неудачного похода Дария
на скифов перерастает в описание образа
жизни и традиций племен, населявших причерноморские
степи (книга 6, Мельпомена).
Подобные описания отдельных местностей
и народов сближают "Историю" с трудами
ионийских ученых-логографов и, в частности,
с сочинениями Гекатея Милетского, на
которого Геродот неоднократно ссылается.
Однако, в отличие от логографов, в канву
исторического повествования Геродот
включает эпизоды-новеллы, близкие бытовавшим
среди восточных народов устным преданиям
и повествующие о драматических поворотах
в событиях истории и судьбах людей: рассказы
о Гигесе и царе Кандавле (книга 1, 8-13), о
Солоне и Крезе (книга 1, 29-56), о Кире и Астиаге
(книга 1, 108-129), о перстне Поликрата (книга
3, 40-43). Вера во всемогущество рока, широта
исторической и пространственной перспективы,
неспешность повествования придают "Истории"
эпический характер: в трактате "О возвышенном"
(Псевдолонгин, 1 век) Геродот был назван
"великим подражателем Гомера".
Произведение Геродота пронизывает тема
непостоянства судьбы и зависти божества
к счастью людей. Подобно Эсхилу в трагедии
"Персы", Геродот осуждает персидских
царей за чрезмерную дерзость и стремление
нарушить мировой порядок, повелевавший
персам жить в Азии, а эллинам в Европе.
Ионийское восстание 500 до н. э., вовлекшее
государства Греции в длительную и кровопролитную
войну, Геродот считает проявлением неосмотрительности
и гордыни. При описании Греко-персидских
войн Геродот использует воспоминания
очевидцев, материалы надписей, записи
оракулов; он посещает места сражений,
чтобы точнее реконструировать ход битв.
Неоднократно он отмечает заслуги рода
Алкмеонидов, к которому принадлежал Перикл.
Цель ученого состояла не только в том,
чтобы воспеть подвиги греков в борьбе
за свободу, но и вскрыть причины и последствия
их побед. Геродот верил в активное вмешательство
богов в ход исторических событий, но вместе
с тем признавал, что успехи политических
деятелей зависят от их личных качеств.
При написании своего труда Геродот пользовался
как личными наблюдениями и рассказами
других лиц, так и письменными источниками.
Его описания отличаются достоверностью
и во многих случаях подтверждаются современными
археологическими изысканиями.
Успеху труда Геродота в античные времена
способствовало его искусство рассказчика,
близость его "Истории к эпосу". Сохранившиеся
многочисленные греческие рукописи 10-15
веков отражают непрерывную рукописную
традицию, восходящую к античным изданиям
текста. В эпоху Возрождения Лоренцо Валла
перевел "Историю" на латинский язык
(Венеция, 1479). Русские переводы Геродота
были опубликованы с комментариями Ф.
Г. Мищенко в 1888 году и Г. А. Стратановского
в 1972 году. Для современных ученых "История"
представляет собой бесценный источник
энциклопедических сведений об истории
античных стран.