Гипотеза и ее роль в познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:01, реферат

Описание

Многовековая познавательная деятельность людей показывает, что всякое научное исследование производится не вслепую, а по строго разработанному плану, построенному на основе определенных соображений, мыслей и рассуждений. Поэтому, прежде чем научно объяснить причину того или иного явления, создать научно обоснованную теорию, открыть тот или иной закон развития природы или общества, исследователь часто строит предварительные догадки, предположения, которые в процессе дальнейшего исследования или отвергаются (если они оказываются ложными), или превращаются в достоверные истины, или становятся вероятными предположениями, т. е. гипотезами. Гипотезы в свою очередь могут в дальнейшем или подтверждаться, т. е. превратиться в научно обоснованную теорию, или могут быть опровергнуты дальнейшим развитием науки и общественной практики.

Содержание

Введение 3
1. Сущность гипотезы. 4
1.1. Определение гипотезы 4
1.2. Условия выдвижения и состоятельности научной гипотезы 8
1.3. Обоснование гипотезы и пути превращения ее в научную
теорию 12
2. Роль гипотезы в познании 15
Заключение 21
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

3курс ФИЛОСОФИЯ Реферат.Гипотеза и ее роль в познаниии.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)


22

 

 

Содержание

 

 

Введение                                                                                                                                                                         3

1. Сущность  гипотезы.                                                                                                                                            4

1.1. Определение гипотезы                                                                                                                4

1.2. Условия выдвижения и состоятельности научной гипотезы                            8

1.3. Обоснование гипотезы и пути превращения ее в научную

теорию                                                                                                                                                                        12

2. Роль гипотезы в познании                                                                                                                              15

Заключение                            21

Список литературы                            22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время наука играет огромную роль в жизни современного общества, оказывает влияние на многие стороны: экономику, политику, идеологию, на рост благосостояния, здоровье человека, на его быт и духовную культуру. Вопросы науки: ее структура, закономерности развития, социальная детерминация, роль в обществе, методы и формы научного познания становятся предметом философского анализа. Формируется специальная дисциплина – философия и методология науки, которая пытается ответить на эти вопросы.

В отличие от предшествующих эпох рост интереса исследователей к методам научного познания сейчас определяется все более глубоким осознанием практической ценности науки, увеличением ее мировоззренческой значимости как формы общественного сознания. Развитие науки показало, что как особый вид деятельности научно-теоретическое познание не тождественно материальной деятельности, что оно имеет дело непосредственно с идеализированными объектами и структурами, истинность которых может быть установлена на практике лишь косвенным образом, при помощи ряда посредствующих звеньев – вспомогательных теорий, моделей и гипотез.

Многовековая познавательная деятельность людей показывает, что всякое научное исследование производится не вслепую, а по строго разработанному плану, построенному на основе определенных соображений, мыслей и рассуждений. Поэтому, прежде чем научно объяснить причину того или иного явления, создать научно обоснованную теорию, открыть тот или иной закон развития природы или общества, исследователь часто строит предварительные догадки, предположения, которые в процессе дальнейшего исследования или отвергаются (если они оказываются ложными), или превращаются в достоверные истины, или становятся вероятными предположениями, т. е. гипотезами. Гипотезы в свою очередь могут в дальнейшем или подтверждаться, т. е. превратиться в научно обоснованную теорию, или могут быть опровергнуты дальнейшим развитием науки и общественной практики.

Целью данной работы является рассмотрение гипотезы как метода научного познания и определения ее роли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                Сущность гипотезы

1.1. Определение гипотезы

Научные предположение о возможном закономерном порядке явлений природы и общества, причинах, их вызвавших, называются гипотезами.

Гипотезой называется обоснованное, не противоречащее научно установленным данным предположение о причине, вызывающей определенный факт, явление.

Из этого определения видно, что не всякое произвольное предположение о причине определенного явления есть гипотеза. Гипотезой является лишь такое предположение, которое, во-первых, согласуется со всеми положениями, научно установленными в данной области знания, и, во-вторых, вероятность истинности этого предположения должна быть обоснованной.

Если предположение находится в явном противоречии с твердо установленными фактами, если оно подрывает основы науки, то его нельзя считать гипотезой.

В научном познании под гипотезой обычно понимают особого рода высказывания, то есть предположения (догадку) о закономерном порядке или других существенных связях между явлениями, а также предположение о существовании какого-либо явления, свойства, эффекта и т.п.

Иногда в науке под гипотезой имеют ввиду не только само предположение о законе, но и те следствия, которые в соединении с другими научными высказываниями вытекают из гипотезы, например не только предположение о волновой природе света, но и выводимые из него следствия о характере преломления света в различных средах (закон Снеллиуса). В этом случае следствия должны вытекать из посылок, среди которых находится гипотеза, с логической необходимостью, дедуктивно. Однако и при этом гипотеза останется вероятностным знанием до тех пор, пока не будет доказана ее истинность на основе подтверждения практикой.

Таким образом, термин «гипотеза» в научном обиходе употребляется главным образом в двух смыслах: 1) в узком смысле как обозначения некоторого предложения о предполагаемом закономерном порядке или других существенных связях и отношениях; 2) в широком смысле как система предложений, из которых одни являются исходными посылками вероятностного характера (т. е. гипотезами в вышеуказанном смысле), а другие представляют собой дедуктивное развертывание этих посылок.

Гипотеза в широком смысле представляет собой один из вариантов теории, так как теорию образуют не только ее исходные принципы и законы, но и вытекающие из них следствия. Другими словами, гипотеза в широком смысле и теория различаются не по своему логическому строению, но по истинности своих исходных посылок. Если в теории эти посылки рассматриваются как истинные, то в гипотезе они еще вероятные (правдоподобные). Логическая же структура у них одинаковая. Это обстоятельство и имеется в виду при разработке гипотетико-дедуктивного метода.

Гипотеза представляет собой знание не достоверное, а вероятное. Этим определяется ее истинностная оценка. Гипотеза есть такое высказывание, истинность или ложность которого еще не установлена. Процесс установления истинности или ложности гипотезы и есть процесс познания как диалектическое единство практической (экспериментальной, предметно-орудийной) и теоретической деятельности. Одно и тоже по содержанию предложение, относящееся к одной и той же предметной области, выступает либо как гипотеза, либо как элемент теории (закон науки, теоретический принцип и т. п.), в зависимости от степени его подтверждения в эксперименте, в общественно-исторической практике. С этой точки зрения нельзя провести резкой границы и указать на ту точную дату, которая отделяет гипотезу от теории. Однако в конечном счете только подтверждение практикой превращает гипотезу в истинную теорию, вероятное знание в достоверное, и наоборот, опровержение практикой, экспериментом отбрасывает гипотезу как ложное предположение.

Отсюда следует, что истинностная оценка гипотезы не только возможна, но и необходима. Но достигается она не сразу, не мгновенно, а в сложном процессе познания, который характеризуется диалектикой относительной и абсолютной истины. И как только такая оценка достигается, гипотеза становится теорией или ее элементом.

Конечно, в каждой научной гипотезе имеются элементы относительной истины и, более того, абсолютной истины. Но гипотезой, в отличие от теории, научное утверждение называется не потому, что в нем имеются эти элементы истинности, а как раз потому, что имеются и другие элементы, относительно истинности, которых существуют в данный момент неуверенность, неясность, сомнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Условия выдвижения и состоятельности научной гипотезы

Прежде чем перейти к практической проверке гипотезы, ее обычно подвергают обсуждению или предварительному рассмотрению и тщательному анализу, чтобы выяснить, допустима ли она вообще в качестве научного утверждения. Можно сформулировать ряд условий, которым должно удовлетворять любое предположение, чтобы получить статус научной гипотезы.

Первое условие охватывает отношение гипотезы к фактам. Гипотеза не должна противоречить известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с которым гипотеза не согласуется, она должна быть отброшена или переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена.

Но не всегда противоречие гипотезы и известных фактов следует сразу же расценивать как признак несостоятельности гипотезы. История науки знает примеры, когда для утверждения гипотезы требовалось пересмотреть факты. Дело в том, что гипотеза обычно сопоставляется с фактами уже зафиксированными, т. е. с фактами как элементарными эмпирическими знаниями. Последние же могут быть ошибочными. Именно так обстояло дело, когда Д.И. Менделеев выдвинул свою формулировку периодического закона элементов и выяснилось, что с большинством известных тогда химических фактов (знания о химических элементах, их атомных весах и других свойствах) этот закон хорошо согласуется. Но атомный вес некоторых известных в то время элементов не соответствовал эмпирическому закону. Менделеев, уверенный в истинности выдвинутой им гипотезы, решил, что расхождения между фактами и законом объясняется ошибками химиков в определении атомных весов, и оказался прав: новые, более точные измерения атомных весов ряда элементов дали результаты, полностью согласные с законом. Например, вес урана считался равным 120, закон требовал 240, изменения дали 238, для бериллия, соответственно: 13; 9; 9,0122 и т. д. Отсюда следует, что гипотеза должна находиться в согласии с точными, хорошо проверенными фактами. Научная ценность гипотезы определяется тем, насколько она может объяснить всю совокупность известных фактов и предсказать новые, неизвестные ранее факты. Объясняющая и предсказательная функции гипотезы – не только признак познавательной ценности гипотезы, но и важный фактор последующей проверки ее истинности.

Второе условие характеризует отношение гипотезы к известным законам науки – следовательно, к существующим научным теориям. Всякая научная гипотеза, объясняющая явления и законы данной предметной области не должна вступать в противоречие с другими теориями, истинность которых для этой же предметной области уже доказана. Примером этого условия является отказ рассматривать любой проект вечного двигателя, поскольку вечный двигатель невозможен с точки зрения закона сохранения энергии.

Правда, это условие требует пояснения. Новая гипотеза иногда может выступать в противоречии со старыми теориями и вместе с тем быть вполне допустимой. Так обстоит дело, когда новая гипотеза охватывает значительно больший круг явлений. В подобных случаях отношения между новой гипотезой и старой теорией регулируются принципом соответствия, согласно которому при возникновении новой, более общей теории старая теория превращается в частный случай новой (например, теория относительности и классическая механика).

Третьим условием состоятельности научных гипотез является их соответствие общим принципам научного мировоззрения. Одним из признаков несостоятельности современных телепатических гипотез из области так называемой парапсихологии о возможности передачи мыслей и чувств на расстояние без использования материальных сигналов и нервно-мозгового аппарата также является их явное не соответствие принципам материализма. Выступая против подобных «гипотез» более 100 лет назад, Ф.Энгельс показал, что источником «самого дикого из всех суеверий – современного спиритизма» является пренебрежение эмпириков к теоретическому мышлению, без которого «невозможно связать между собой хотя бы два факта природы или уразуметь существующую между ними связь»

Легко заметить, что требование согласовывать научные гипотез с принципами научного, материалистического мировоззрения играет роль критерия для отбора научных гипотез и отсева научных. Оно не гарантирует истинности отобранной гипотезы, но исключает из науки безусловно несостоятельные гипотезы, ложные идеи. Выполнение этого требования является практическим выражением одной из методологических функций диалектического материализма.

Очень важным условием научного характера выдвигаемой гипотезы является ее доступность опытно – экспериментальной или вообще практической проверки. При этом следует различать 1) принципиальную и 2) технически и исторически осуществимую проверку истинности гипотезы. Принципиальная проверяемость гипотезы возможна тогда, когда она сформулирована без нарушения законов природы. Техническая проверяемость возможна в том случае, когда общество обладает техническими средствами проверить гипотезу. В этом смысле, например, гипотеза о существовании внеземной цивилизации недоступна в настоящее время технической проверке.

Информация о работе Гипотеза и ее роль в познании