"Государство" Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 05:45, доклад

Описание

Платона можно назвать одним из самых известных и влиятельных философов всех времён и народов. Его взгляды в философии нашли глубокое уважение и признание не только во времена античности, но и в средневековье, новое время и, разумеется, по сей день.
Рассматривая различные аспекты бытия и человека, одни он изучал вскользь, другие же исследовал досконально, со скрупулёзностью, описывая и продумывая, казалось бы, совсем несущественные мельчайшие детали.

Содержание

Введение 3
Часть первая. Об идеальном государстве 4
Часть вторая. О философах 6
Часть третья. О видах государств и формах правления 6
Заключение 6

Работа состоит из  1 файл

Государство(доклад).docx

— 31.61 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 3

Часть первая. Об идеальном государстве 4

Часть вторая. О философах 6

Часть третья. О видах государств и формах правления 6

Заключение 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Платона можно назвать  одним из самых известных и  влиятельных  философов всех времён и народов. Его взгляды в философии  нашли глубокое уважение и признание  не только во времена античности, но и в средневековье, новое время  и, разумеется, по сей день.

Рассматривая различные  аспекты бытия и человека, одни он изучал вскользь, другие же исследовал досконально, со скрупулёзностью, описывая и продумывая, казалось бы, совсем несущественные мельчайшие детали.

Одной из таких идей была идея утопии. История может похвастаться целой цепочкой утопий, которые философы то и дело открывали, создавали и переоткрывали. Однако, утопия Платона является первой в своём роде, что не только придаёт ей уникальность, но также говорит о новаторских взглядах самого Платона.  К таким же досконально изучаемым и развиваемым теориям можно отнести мысли Платона о теории идей, бессмертии, концепции познания.

«Государство», несомненно, является одним из наиболее интересных и важных произведений Платона, написанных в форме диалога.

Состоящее из десяти книг, «Государство», по сути, является олицетворением идеального мира, где каждый занимается тем, что  ему близко и по способностям.

На самом деле, можно  выделить три основных части или  раздела, которые содержатся в диалоге. Первый – построение идеального государства, распределение ролей и должностей, определение философа как идеального правителя. Второй раздел повествует о  том, кто же такой философ, и почему именно это сословие должно быть правящим. Последний, но не по значению, раздел посвящён вопросу типов правления, их преимуществ  и недостатков.

И хотя во всём диалоге описывается  идеальное государство, истинной целью  его построения является поиск справедливости. На вопрос «что же такое справедливость и где она?» Сократ отвечает, что «находкой была бы возможность прочесть сперва крупное, а затем разобрать и мелкое, если только это одно и то же. … Справедливость, считаем мы, бывает свойственна отдельному человеку, но бывает, что и целому государству».

 

 

 

 

 

Часть первая. Об идеальном государстве

 

Построение идеального государства  начинается с разделения труда соответственно потребностям и природным задаткам. «Должен ли каждый из них выполнять свою работу с расчетом на всех вообще? Например, земледелец, хотя он один, должен ли выращивать хлеб на четверых, тратить вчетверо больше времени и трудов и уделять другим от того, что он произвел, или же, не заботясь о них, он должен производить лишь четвертую долю этого хлеба только для самого себя и тратить на это всего лишь четвертую часть своего времени, а остальные три его части употребить на постройку дома, изготовление одежды, обуви и не хлопотать о других, а производить все своими силами и лишь для себя?» «можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы».

Далее Платон решает выделить сословия: простые люди, стражи и философы-правители,  выбранные из стражей. Стражам в государстве Платона отводится особая роль. «Чем более важно дело стражей, тем более оно несовместимо с другими занятиями, — ведь оно требует мастерства и величайшего старания», «они должны быть кроткими к своим людям и грозными для неприятеля», «мало того, что он яростен — он должен по своей природе еще и стремиться к мудрости».

Таким образом, Платон определяет, что «безупречный страж государства будет у нас по своей природе обладать и стремлением к мудрости, и стремлением познавать, а также будет проворным и сильным»

Немаловажную роль он отдаёт обучению стражей. Он считает, что воспитание должно быть двояким: «трудно найти лучше того, которое найдено с самых давнишних времен. Для тела — это гимнастическое воспитание, а для души - мусическое».

Платон выделяет два вида словесности: истинный и ложный. Он говорит, что в воспитании стражей  должны применяться оба эти вида словесности. Необычайно важна роль мифов в воспитании стражей. Однако Платон предлагает ввести строгую цензуру, считая, что не все мифы одинаково полезны для стражей: «Разве можем мы так легко допустить, чтобы дети слушали и воспринимали душой какие попало мифы, выдуманные кем попало и большей частью противоречащие тем мнениям, которые, как мы считаем, должны быть у них, когда они повзрослеют? … Прежде всего нам, вероятно, надо смотреть за творцами мифов: если их произведение хорошо, мы допустим его, если же нет — отвергнем. Мы уговорим воспитательниц и матерей рассказывать детям лишь признанные мифы, чтобы с их помощью формировать души детей скорее, чем их тела — руками. А большинство мифов, которые они теперь рассказывают, надо отбросить».

Также Платон подчёркивает, что стражам не должен быть ведом  страх смерти, ибо это сделает  их непригодными для служения государству. «Если они должны быть мужественными, разве не следует ознакомить их со всем этим — с тем, что позволит им нисколько не бояться смерти? Разве, по-твоему, может стать мужественным тот, кому свойствен подобный страх?»  «Нам надо, как видно, позаботиться и о таких мифах и требовать  от тех, кто берется их излагать, чтобы они не порицали все то, что в Аиде, а скорее хвалили: ведь в своих порицаниях они не правы, да и не полезно это для будущих  воинов».

Интересен тот факт, что  Платон не считает ложь правителя чем-то дурным, он называет это необходимостью. «Уж кому-кому, а правителям государства надлежит применять ложь, как против неприятеля, так и ради своих граждан — для пользы своего государства, но всем остальным к ней нельзя прибегать».

Далее ставится вопрос правления  идеальным государством: «кто из этих наших граждан должен начальствовать, а кто — быть под началом?».

Очевидным ответом на вопрос является утверждение, что «начальствовать  должны самые лучшие». Но это порождает  другой вопрос: кто является лучшим? Платон приходит к выводу, что «каждый заботится больше всего о том, что любит», таким образом, он считает, что «из стражей надо выбрать таких людей, которые, по нашим наблюдениям, целью всей своей

Жизни поставили самое  ревностное служение государственной  пользе и ни в коем случае не согласились  бы действовать вопреки ей».

Быт стражей. «В дополнение к их воспитанию, скажет всякий здравомыслящий человек, надо устроить их жилища и  прочее их имущество так, чтобы это  не мешало им быть наилучшими стражами и не заставляло бы их причинять  зло остальным гражданам». Самым главным условием быта стражей Платон считает отсутствие у них частной собственности. «прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости».

Следующим шагом в построении идеального государства Платон называет устранение богатства и бедности, ибо «Богатство и бедность. Одно ведет к роскоши, лени, новшествам, другая кроме новшеств — к низостям и злодеяниям».

После называются четыре добродетели  идеального государства: мудрость, мужественность, рассудительность и справедливость.

Важно отметить, что Платон выступал за полное равенство мужчин и женщин: «Для того чтобы женщина  стала стражем, обучение ее не должно быть иным, чем воспитание, делающее стражами мужчин, тем более что  речь здесь идет об одних и тех  же природных задатках» . Также он указывает на то, что жёны и дети у стражей должны быть общими: «Все жены этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок — кто его отец».

Одна из наиболее важных парадигм идеального государства –  правление философов. «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди — а их много, — которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол».

На этом можно закончить  первую часть книги об идеальном  государстве, и перейти непосредственно  к вопросу «кто же достоин звания философа».

Часть вторая. О  философах

 

По мнению Платона, «Философ — тот, кто созерцает прекрасное».

Очевидно, что именно философы будут охранять "идеальный" строй, законы от любых нововведений, которые являются злом, ведь они обладают "...всеми качествами правителей и стражей идеального государства".

Несомненно, философу присущи  четыре добродетели государства. «А есть ли у тебя какие-нибудь основания укорять такого рода занятие, которым никто не может как следует заниматься, если он не будет человеком, памятливым от природы, способным к познанию, великодушным, тонким, а к тому же другом и сородичем истины, справедливости, мужества и рассудительности?»

Описание философа по Платону: «он, прежде всего, должен руководствоваться истиной, добиваться ее всевозможными средствами, а пустохвал никоим образом не может быть причастен к истинной философии», «в него должны входить мужество, великодушие, понятливость, память».

Таким представляет философа Платон, считая его идеальным правителем государства.

Часть третья. О  видах государств и формах правления

 

Платон выделяет «правильные» и «неправильные» государственные  устройства.

Наиболее порочными он называет тимократию, олигархию, демократию и деспотию. «Имеется четыре вида порочного государственного устройства». «Большинство одобряет критско-лакедемонское устройство. На втором месте, менее одобряемая, стоит олигархия: это государственное устройство, преисполненное множества зол. Из нее возникает отличная от нее демократия. Прославленная тирания отлична от них всех — это четвертое и крайнее заболевание государства».

Тимократия, по его мнению, - «власть честолюбцев». Однако здесь  ещё остались некоторые черты  «правильного, совершенного» устройства.

Олигархия имеет чёткое разделение на бедных и богатых. Но, как уже  говорилось ранее, богатство и бедность – враги идеального государства.

Демократия.  Такой строй  окончательно проводит черту между  различными сословиями людей, приводя  к восстаниям, распрям и анархии.  Также Платон считает, что демократия может перерасти в тиранию  – самую страшную «болезнь» государства.

Лучшей формой правления  Платон находит  власть аристократии, то есть власть лучших. Такой вид правления он и реализовывает в своём идеальном государстве – власть философов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государство Платона представляет собой уникальный строй, который  вполне мог быть реализован. Есть достоверные  факты, что многие идеи Платона были осуществлены в Спарте.

Но всё же главным вопросом книги являлся поиск справедливости. Нашёл ли Платон справедливость в государстве? Разумеется, нашёл. По его мнению, справедливостью является занятие своим делом по способностям, данным природой. Также он выражает это фразой: «справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое».

Проблема государственного устройства была, есть и будет  одной  из самых

сложных и противоречивых проблем, стоящих  перед  человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в идеале". При этом некоторые люди считают  лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие -государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного,  государственного  устройства перерастает  в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы  личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона "Государство", и он достаточно ясно и чётко расставил по местам все эти понятия.

 


Информация о работе "Государство" Платона