Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:58, реферат
Готфрид Вильгельм Лейбниц родился 1 июля 1646 года в семье профессора Лейпцигского университета Фридриха Лейбница. У его отца, который умер, когда мальчику было всего 8 лет, была прекрасная библиотека, которая во многом сформировала интерес ребёнка к наукам и языкам.
Готфрид Лейбниц
немецкий философ, математик, физик
(1 июля 1646 —14 ноября 1716)
Готфрид Вильгельм
Лейбниц родился 1 июля 1646 года в семье
профессора Лейпцигского университета
Фридриха Лейбница. У его отца, который
умер, когда мальчику было всего 8 лет,
была прекрасная библиотека, которая во
многом сформировала интерес ребёнка
к наукам и языкам.
Молодой Лейбниц самостоятельно изучил
латынь и греческий язык. Образование
он получил в Лейпцигском и Йенском университетах.
С юных лет его эрудиция и ораторский талант
привлекают к нему внимание и вызывают
восхищение окружающих. 5 ноября 1666 года
в Нюрнбергском университете молодой
учёный успешно защитил диссертацию на
соискание степени доктора права.
Готфрид Лейбниц заметно опережал своё
время. Он внёс значительный вклад в развитие
логики, математического анализа, философии.
Его работы в этих областях, такие как
«О комбинаторном искусстве», «Рассуждение
о метафизике» пользовались и продолжают
пользоваться заслуженным вниманием учёных.
Лейбниц изобрёл собственную конструкцию
арифмометра, который намного лучше паскалевского
арифмометра выполнял умножение, деление
и извлечение корней.
В 1666 в Лейпциге
он пишет габилитационную работу
по философии «О комбинаторном искусстве»,
в которой высказывается идея
создания математической логики, а в начале
1667 года становится доктором права, представив
диссертацию «О запутанных судебных случаях»
в Альтдорфском университете.
В 1671 Готфрид
Лейбниц публикует работу «
В 1675 Лейбниц создает дифференциальное и интегральное исчисление, обнародовав главные результаты своего открытия в 1684, опережая Исаака Ньютона, который еще раньше Лейбница пришел к сходным результатам, но не публиковал их (хотя Лейбницу в приватном порядке были известны некоторые из них). Впоследствии на эту тему возник многолетний спор о приоритете открытия дифференциального исчисления.
Возвращаясь из Франции,
Г. Лейбниц посетил Англию и Нидерланды.
В Нидерландах он познакомился с Б. Спинозой
и несколько раз беседовал с ним. Большое
впечатление произвели здесь на Лейбница
и материалы исследований Антони Левенгука,
открывшего мир микроскопических живых
существ.
В 1676 Лейбниц, вынужденный искать постоянные источники дохода, поступает на службу к ганноверским герцогам, которая продлилась около сорока лет. Круг обязанностей Готфрида Лейбница был весьма широк — от подготовки исторических материалов и поисков общей основы для объединения различных христианских вероисповеданий до изобретения насосов для откачки воды из рудников.
Переписываясь с сотнями ученых и философов, Лейбниц вел также активную организационную работу, участвуя в создании ряда европейских Академий наук.
В 1686 Готфрид Лейбниц пишет работу «Рассуждение о метафизике», ставшую важным этапом его творчества, так как именно здесь он впервые достаточно полно и систематично изложил принципы своей философской системы.
В 1697 году Лейбниц знакомится с Петром
I, который в то время путешествовал по
Европе. Благодаря плодотворному общению
с учёным, русский царь впоследствии одобрил
создание Академии наук в Петербурге,
что положило начало развитию российской
науки по западноевропейскому образцу. По
просьбе Петра I разработал проекты развития
образования и государственного управления
в России.
В 1700 году Лейбниц основал Берлинскую
Академию наук. Он же стал её первым президентом.
Помимо этого он был избран иностранным
членом Парижской Академии наук.
Последние пятнадцать
лет жизни Готфридf Лейбницf
Готфрид Лейбниц
умер 14 ноября 1716 года в Ганновере (Германия). Смерть
Лейбница не вызвала почти никаких откликов
со стороны научных обществ и Академий.
Философия
Готфрида Лейбница.
В течение всей своей философской биографии, а особенно с конца 1670-х гг., Лейбниц стремился осуществить алгебрализацию всего человеческого знания путем построения универсального «философского исчисления», позволяющего решить даже самые сложные проблемы посредством простых арифметических операций.
Философское исчисление
должно помогать как в формализации уже
имеющегося знания, так и в открытии новых
истин, а также в определении степени вероятности
эмпирических гипотез. Базисом философского
исчисления является «искусство характеристики»,
т. е. отыскания символов (мыслившихся
Лейбницем в виде чисел или же иероглифов),
соответствующих сущностям вещей и могущих
заменять их в познании.
Закон тождества является, по Лейбницу, общей формулой так называемых «истин разума», примером которых является сам закон тождества, геометрические аксиомы и т. д.
«Истины разума» таковы, что противоположное им невозможно, т. е. содержит в себе противоречие и не может быть помыслено ясно и отчетливо. Подобные истины выражают «абсолютную», или «метафизическую» необходимость. Что же касается «истин факта» (являющихся выражением «физической» или «моральной» необходимости, не отрицающей свободу человеческой воли), к примеру, высказывания «солнце завтра взойдет», то они могут быть объяснены из принципа достаточного основания.
Этот принцип
распространяется Лейбницем не только
на сферу знания, но и на бытие. В
мире, полагает он, нет ничего, что
не имело бы достаточного основания.
Нередко Лейбниц трактует этот закон
в «целевом» смысле, когда поиски
достаточного основания сводятся к
отысканию ответа на вопрос, почему данной
вещи лучше быть именно такой, какая она
есть. Закон достаточного основания широко
используется Лейбницем для решения самых
разных философских проблем: обоснования
невозможности существования в мире двух
одинаковых вещей (принцип «тождества
неразличимых»), доказательства бытия Бога,
утверждения наличного мира в качестве
наилучшего и т. д.
В методологических
вопросах Лейбниц стремился занять взвешенную
позицию, пытаясь примирить противоположные
взгляды. Он считал необходимым совмещать
опытное знание с рациональными доводами,
анализ с синтезом, исследование механических
причин с поиском целевых оснований. Показательно
отношение Лейбница к эмпирическому тезису
Дж. Локка о том, что все человеческие идеи
происходят из опыта. Готфрид Лейбниц
занимает компромиссную позицию, находя
средний путь между рационализмом и эмпиризмом:
«нет ничего в разуме, чего раньше не было
бы в чувствах, кроме самого разума».
Основой
метафизики Лейбница является учение
о монадах. Монады — это простые субстанции. Реальный мир, по Лейбницу,
состоит из бесчисленных психических
деятельных субстанций — монад, находящихся
между собой в отношении предустановленной
гармонии («Монадология», 1714). Простота монад означает,
что они не могут распадаться и прекращать
существование естественным путем. Монады
«не имеют окон», т. е. изолированы и не
могут реально воздействовать на другие
монады, а также испытывать воздействие
от них. Правда, это положение не распространяется
на Бога как высшую монаду, наделяющую
существованием все другие монады и гармонизирующую
между собой их внутренние состояния.
Существующий мир создан богом как «наилучший
из всех возможных миров» («Теодицея»,
1710).