Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:29, доклад
Почти тысячу лет средневековая Европа развивалась на обломках античной культуры, оставленных варварами. Средневековье — это та же античность, но в варварском восприятии и исполнении. Однако не нужно думать, что средневековая культура является какой-то неполноценной потому, что она стала сочетанием обломков античности и варварства. Энергия варваров смогла разрушить одну из самых могучих в истории культур, а затем возродила то, что не могло быть разрушено — творческий дух античности. Новый импульс развития европейской культуры выразился в эпохе, которую принято называть Возрождением (Ренессанс)
Характер культуры Возрождения
Гуманизм Возрождения
Искусство Возрождения
Наука Возрождения
Культура итальянского Возрождения
Северное Возрождение
Список использованной литературы
Содержание
Характер культуры Возрождения
Гуманизм Возрождения
Искусство Возрождения
Наука Возрождения
Культура итальянского Возрождения
Северное Возрождение
Список использованной литературы
Характер культуры Возрождения
Почти тысячу лет средневековая Европа развивалась на обломках античной культуры, оставленных варварами. Средневековье — это та же античность, но в варварском восприятии и исполнении. Однако не нужно думать, что средневековая культура является какой-то неполноценной потому, что она стала сочетанием обломков античности и варварства. Энергия варваров смогла разрушить одну из самых могучих в истории культур, а затем возродила то, что не могло быть разрушено — творческий дух античности. Новый импульс развития европейской культуры выразился в эпохе, которую принято называть Возрождением (Ренессанс)
Культуру Возрождения создавали бюргерство, от которого вела свое происхождение ранняя буржуазия, дворянство, основой которого было средневековое рыцарство, городская интеллигенция. Сотрудничество этих социальных слоев придало культуре общечеловеческий характер.
Гуманизм Возрождения
Новое мировоззрение, возникшее
в эпоху Возрождения, принято
называть гуманизмом (от лат. — человеческий,
человечный). Отдельные черты гуманизма
присутствуют в античной культуре, но
возрожденческий гуманизм был объемнее
и целостнее. Гуманизм означает не только
то, что человек признается высшей ценностью,
но и то, что человек объявляется критерием
всякой ценности. Эта черта гуманизма
была выражена в античности Протагором:
«Человек есть мера всех вещей». Такой
взгляд предполагал самопознание человека.
Гуманизм
Возрождения проявлялся как превознесение
разума в качестве главного орудия познания.
Гуманизм Возрождения, не отрицая, что
человек создан по образу и подобию Бога,
вместе с тем утверждал право человека
на безграничное творчество. Именно в
творчестве, считали гуманисты, должно
прежде всего проявляться подобие человека
Богу.
Искусство Возрождения
В архитектуре ведущими становились
светские сооружения — дворцы, городские
дома, общественные здания. Крупнейшими
архитекторами раннего
Возрождения были Брунеллески (1377—1446)
и Альберти (1404—1472); последний известен
также и как теоретик архитектуры, утвердивший
идеи соразмерности городской среды человеку.
Возрождение было очень плодотворным
для изобразительного искусства. Скульптор
Донателло (ок. 1386—1466), художники
Леонардо да Винчи (1452—1519), Рафаэль Санти
(1483—1520), Микеланджело
(1475—1564), Тициан (ум. в 1576), Веронезе (1528—1588),
Брейгель (между
1525—1530 - 1569), Дюрер (1471—1528), Гужон (ок. 1510
— ум. между 1564 и
1568) и многие другие осваивали изображение
объема, пространства, света, человеческого
тела, в том числе обнаженного. Литература
эпохи была представлена творчеством
Петрарки
(1304—1374), Боккаччо (1313—1375), Эразма Роттердамского
(1469—1536),
Ариосто (1474—1533), Рабле (1494—1553), Монтеня
(1533--' 1592), Сервантеса
(1547—1616), Шекспира (1564—1616). В музыкальном
искусстве Возрождения появились новые
жанры — сольная песня, кантата, оратория,
опера.
Наука Возрождения
Если в искусстве Возрождения
всеобщим идеалом и естественным
критерием стала чувственная
телесность, то в науке эта роль
отводилась рациональной индивидуальности.
Не индивидуальное знание или мнение,
а достоверность самой
Наука Возрождения мало отличалась от искусства, поскольку была результатом личного творческого поиска мыслителя. Художник — это искатель истинных образов, мыслитель — искатель истинных идей. У художника есть техника изображения, у мыслителя — техника прояснения, или метод познания.
Культура итальянского Возрождения
Нет такой исторической эпохи,
которая бы не отличалась своеобразием
своей культуры. Отличительной чертой
культуры эпохи Возрождения в
Италии явилось осмысление и углубление
индивидуалистических устремлений
человека.
Опорой этого процесса явилась античность,
чем и вызван особый интерес к ней у возрожденцев.
Возрожденческая культура охватила многие
города Италии, но центром ее была Флоренция.
Города Италии славились разнообразными ремеслами. Так, Флоренция была известна своим суконным производством.
Платонизм и неоплатонизм
оказались наиболее притягательными
для возрожденцев. Причины этого блестяще
раскрыл А. Ф.
Лосев. Неоплатонизм, истолкованный средневековыми
мыслителями, был знаком возрожденцам.
Ренессанс очистил его от догматического
средневекового влияния, равно как переосмыслил
и античное содержание. Лосев выделяет
в истории культуры три типа неоплатонизма:
• первый, собственно античный — космологический,
• второй, средневековый — теологический,
• третий, возрожденческий — антропоцентрический.
Северное Возрождение
Самобытный характер Северного Возрождения проявился в первую очередь в культуре Нидерландов и Германии. Городами, оказавшимися главными центрами этой культуры, были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле. Позднее лидером стал Амстердам. В формировании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности. Все более глубокое проникновение в хозяйство товарно- денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание.
Традиционный фактор влияния
античной культуры для Северного
Возрождения незначителен, он в ней
воспринимается опосредованно. Поэтому
у большинства его
Список использованной литературы
1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков. – М.: Просвещение, 1985.
2. Драч Г. В. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.
3. Полищук В. И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 446 с.
4. Советский энциклопедический словарь /А. М. Прохоров, М. С. Гиляров,
А. А. Гусев и др.; издание третье. – М.: Советская энциклопедия, 1984.