Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:38, реферат
Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. Оригинальность и мощь древнеиндийской философии оказали большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени, среди которых Вольтер, Руссо, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Л. Толстой, Р. Роллан, А. Швейцер, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг и др.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД 3
2. ЭПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ 4
3. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 5
4. ШКОЛЫ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 6
1) Неортодоксальные 6
Система чарвака 6
Философская система джайнизма 7
Буддийская система 8
2)Ортодоксальные 9
Система ньяйи 9
Система вайшешики 11
Система санкхьи 12
Система йоги 13
Система мимансы 14
Система веданты 16
Список использованной литературы 18
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
Кафедра философии и социальных наук
«Характеристика
основных школ древнеиндийской
философии»
Выполнила: Суняева Н.А,студентка ФММ гр.2.1. | |
Проверил:
|
Нижний
Новгород 2011
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
1. ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД | 3 |
2. ЭПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ | 4 |
3. КЛАССИЧЕСКИЙ
ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ |
5 |
4. ШКОЛЫ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | 6 |
1) Неортодоксальные | 6 |
Система чарвака | 6 |
Философская система джайнизма | 7 |
Буддийская система | 8 |
2)Ортодоксальные | 9 |
Система ньяйи | 9 |
Система вайшешики | 11 |
Система санкхьи | 12 |
Система йоги | 13 |
Система мимансы | 14 |
Система веданты | 16 |
Список использованной литературы | 18 |
ВВЕДЕНИЕ
Индийская
культура является одной из самых
древних в истории мировой
цивилизации. Оригинальность и мощь
древнеиндийской философии
3.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
Эпоха
перехода от родового общества к раннеклассовому
и классовому растянулась на многие
века. Поэтому кризис родовой идеологии,
сопровождавший становление новой общественной
организации, был исходным пунктом постоянной
творческой реконструкции сакрально-мифологических
элементов родового мировоззрения. В преобразованном
виде они выступали предельными основаниями
всей последующей культуры древней Индии1.
Как мы отметили, суть кризиса родового
общества состояла в том, что единство
природно-родового организма все более
опосредовалось «внеприродными элементами»
— активизацией творческой энергии человека
в сфере хозяйственной, технической и
интеллектуальной деятельности. Поддерживать
и воспроизводить это исходное «единство»
возможно было, лишь постоянно «соразмеряя»,
«согласовывая» движения природы и общества,
что требовало выхода за их чувственно
воспринимаемые пределы, т.е. — все более
систематической и системной духовной
деятельности. В контексте становления
философии это означало движение от спорадического
предфилософского творчества — к появлению
собственно философских культур и традиции.
Исходным материалом для подобной интеллектуальной
работы было духовное наследие Вед. Понятно,
что формирование соответствующих школ
и направлений древнеиндийского философствования
зависело от отношения к различным элементам
ведических традиций и характера их переосмысления.
Окончательное закрепление философских
школ как целостных мировоззренческих
систем, имеющих собственную историю,
произошло в первые века н.э., со становлением
и развитием раннефеодальных отношений
в Индии.
4.
ШКОЛЫ ИНДИЙСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря — ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).
К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. Так, например, хотя школы мимансы и санкхьи отрицают существование бога как творца мира, они все же считаются ортодоксальными, так как признают авторитет вед. Перечисленные выше шесть систем относятся к главным ортодоксальным системам. Кроме них, имеются еще и менее важные ортодоксальные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие, отмеченные в сочинении Мадхавачарьи.
К
числу неортодоксальных систем относятся
главным образом три основные
школы — материалистическая (типа
чарвака), буддийская (вайбхашика, саутрантика,
йогочара и мадьямака) и джайнская.
Их называют неортодоксальными потому,
что они не признают авторитета вед.
2)
Ортодоксальные
Система ньяйи
Система
ньяйи создана великим мудрецом
Готамой. Это реалистическая философия,
основывающаяся главным образом
на законах логики. Она признает
наличие четырех
Восприятие есть непосредственное познание объектов, получаемое в результате их связи с нашими органами чувств. Оно может быть внешним (бахья), если касается таких органов чувств, как зрение и слух, посредством которых мы получаем восприятия извне, или внутренним (антара), если оно касается ума (манас).
Вывод (или заключение) есть познание объекта не через восприятие, а через сознательное выделение некоего признака (линга), который неизменно связан с данным объектом. Неизменная связь между объектом и его признаком называется вьяпти. В выводе, или заключении, должно быть, по меньшей мере, три суждения, три термина: пакша, или меньший термин, по поводу которого мы что-нибудь выводим; садхья, или больший термин, являющийся выводимым объектом, и линга (или садхана), то есть средний термин, который всегда связан с большим и в то же время содержится в меньшем. Приведем пример: «Холм горит, потому что он дымится, а все, что дымится,— горит».
Сравнение есть познание связи между названиями вещей и самими вещами, именуемыми так на основании данного описания их сходства с некоторым уже известным объектом. Например, человеку говорят, что гавая (дикая корова) похожа на корову. И когда этот человек находит в лесу животное, очень похожее на корову, он приходит к выводу, что это животное и должно быть гавайей. Такое знание извлекается посредством упаманы, то есть сравнения.
Шабда
(свидетельство или
Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность (буддхи), ум (манас), деятельность (правритти), умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий (апаварга).
Философы школы ньяйи наряду с представителями многих других систем индийской философии стремятся избавить личность от ее привязанности к телу, чувствам и объектам. По их мнению, наше я отличается от тела и ума. Тело - это лишь сложная субстанция, состоящая из материи. Ум - тонкая, неделимая, вечная субстанция (ану). Он служит душе инструментом для восприятия психических явлений, таких, как удовольствие, боль и т. д. Поэтому он называется внутренним чувством.
Я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Но сознание не является неотъемлемым свойством я. Это - случайное, побочное свойство, которое перестает ограничивать я в состоянии мукти, то есть освобождения. В то время как ум (манас) является бесконечно малой величиной, подобной атому, я представляет собой нечто всепроникающее (вибху), неразрушимое и вечное. Я - это действующая сила, которая любит или не любит объекты, старается получить или избежать их, наслаждается или страдает от последствий своих поступков.
Освобождение
означает абсолютное прекращение всех
мучений и страданий, ставшее
возможным благодаря
Существование
бога доказывается системой ньяйи при
помощи нескольких аргументов. Бог
есть первопричина творения, поддержания
существования и разрушения мира. Он сотворил
мир не из ничего, а из вечных атомов пространства,
времени, эфира, умов и душ. Этот мир сотворен
с тем, чтобы индивидуальная душа (джива)
могла наслаждаться удовольствием или
испытывать страдания в соответствии
с достойным или недостойным своим поведением
в другой жизни в иных мирах. Наиболее
популярный аргумент в пользу бытия бога
гласит: «Все вещи мира, как, например,
горы и моря, солнце и луна, поскольку они
состоят из частей, являются следствием.
Поэтому они должны иметь своего создателя».
Система вайшешики
Система вайшешики была основана мудрецом Канадой, настоящее имя которого было Улука. Она родственна системе ньяйи и имеет одинаковую с ней конечную цель - освобождение индивидуального я. Она подводит все объекты познания, весь мир, под семь категорий: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава).
Субстанция является субстратом качества и деятельности, однако она отлична как от того, так и от другого. Существуют девять видов субстанций: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша), время, пространство, душа и ум (манас).
Из них первые пять называются физическими элементами (бхутами) и имеют соответственно специфические качества запаха, вкуса, цвета, осязания и звука. Первые четыре состоят из четырех видов атомов - земли, воды, огня и воздуха, которые являются невидимыми и неделимыми частицами материи. Атомы - это несотворенные, вечные сущности, представление о которых мы можем получить посредством дробления материальных объектов на все более и более мелкие части, до тех пор, пока этот процесс нельзя производить дальше. Эфир, пространство и время — неосязаемые субстанции, каждая из которых является единственной, вечной и всеобъемлющей.
Манас - вечная субстанция, непротяженная и, подобно атому, бесконечно малая. Это внутреннее чувство, которое прямо или косвенно имеет дело со всеми психическими функциями, такими, как познавательная способность, эмоции, воля.
Душа - вечная и всеобъемлющая субстанция, представляющая собой субстрат явлений сознания. Индивидуальная душа осознается внутренне, умом индивида, когда, например, говорят: «Я счастлив». Верховная душа, или бог, считается творцом мира и всего сущего. Бог сотворил мир из вечных атомов. Происхождение и распад сложных предметов объясняются соединением и разъединением атомов. Но двигаться и действовать самостоятельно атомы не могут. Первоисточник их действий — воля бога, направляющего их перемещения в соответствии с законом кармы.
Информация о работе Характеристика основных школ древнеиндийской философии