Характерные черты эпохи Возрождения. Философия Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:03, контрольная работа

Описание

Философия (филео - любовь, софос – мудрость.) - любовь к мудрости. Будьте мудрыми и все проблемы найдут плодотворное решения, вы почувствуете себя счастливым человекам и поймете, что овладеть внешним миром можно при условии осознания себя самого как микрокосмоса и Вселенной как макрокосмоса. Уже Протагор в 6 в. До н. э. говорил «Человек есть мера всех вещей!»

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 341.50 Кб (Скачать документ)

Идеи Н.Коперника получили свое всестороннее развитие в натурфилософии великого итальянского мыслителя Джордано Бруно (1548-1600), воплотившего в своем творчестве наиболее полно и глубоко такие важные черты гуманистической философии как пантеизм, диалектичность, острое чувство гармонии природы, ее бесконечности. Радикальный пантеизм мыслителя, т.е. абсолютное отождествление бога и природы, что отрицало постулат вероучения о сотворенности мира — причина его непримиримого конфликта с церковью, сыгравшего трагическую роль в его судьбе. Основополагающим в его учении является понятие Единого, являющегося и причиной бытия, и самим бытием вещей. Бог как бы "переселяется" в природу, которая воспринимает такие его качества, как бесконечность в пространстве и времени, творческий характер и другие. Исходя из неразрывности бога и природы, придавал последней активную роль, утверждал, что материя "творит все из своего лона". Активно использует положения диалектики Н.Кузанского, освобождает ее от теологического содержания и формулирует как учение о природе. Так, например, Дж.Бруно отказывается от признания абсолютного центра Вселенной: бесконечность Единого исключает саму возможность подобного центра. Тем самым снимаются различные теолого-схоластические ограничения бесконечности Вселенной, окружающего мира. Натуралистический пантеизм Дж.Бруно сыграл важную роль и нашел продолжение в европейском свободомыслии XVIII-XIX вв.

Галилео Галилей (1564-1642) — великий ученый-естествоиспытатель завершает развитие науки периода Ренессанса и открывает страницу европейского экспериментально-математического естествознания. Противник схоластической учености Галилей, основал механистическое истолкование мира, придерживался взглядов деизма. В результате сформулированных им доказательств гелиоцентрическая система Н.Коперника и Дж.Бруно превращается из гипотезы в доказательную теорию. Пересмотрев прежние физические взгляды, которые находились под сильным влиянием схоластики, ученый создает динамику — учение о движении тел. Открытие законов механики, а также законов движения планет вокруг Солнца (И.Кеплер), познание которых было основано на математических методах приводит к окончательному отказу от элементов антропоморфизма. Понятие закона природы приобретает строго научное содержание. Галилей сформулировал свои основные идеи в "Диалоге о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой". Инквизиция под угрозой сожжения принудила ученого формально отречься от своих "заблуждений", но ничто не могло остановить поступательное развитие науки.

Идеи античной философии с возрождением которых связана эпоха ренессанса 

В философии эпохи  Возрождения можно выделить два  основных периода. В 15 веке новый класс - буржуазия - еще не могла и не успела создать своей собственной  философии. Поэтому она реставрировала и приспосабливала к своим нуждам античную философию. Однако эта философия существенным образом отличалась от схоластики, также использовавшей творения Платона и Аристотеля.

В узком смысле термин "возрождение" означал  активное использование литераторами, философами, учеными богатых традиций античного наследия (ценностей и идеалов).

Главным признаком  возрожденческого движения становится антропоцентризм (греч. anthropos — человек), ориентация на всестороннее осмысление бытия конкретного человека, обоснование  его самоценности. Гуманистические взгляды находят свое отражение в произведениях литературы и искусства, философских и научных трактатах. Природа является важным предметом изучения философов, она рассматривается как основа развития всего сущего. В этих чертах и есть сходство философского мышления эпох Античности и Возрождения.

Схожи так же идеалы этих эпох - совокупность физического  совершенства и духовного мира в  человеке, так же стоит отметить, что исследования этих эпох были подчинены  естествознанию.

Философы Возрождения использовали античных авторов принципиально в иных целях, чем схоласты. Гуманисты обладали богатством греческих подлинников (а не арабских переводов и пересказов), о которых не могли и мечтать философы 13-14 веков.

Джордано Бруно. Материя, считал он, сама в себе содержит все формы, "производит формы из своего лона". Бруно договаривается до того, что обожествляет саму материю: она "свидетельствует о себе, что она есть богиня (а именно обладает подобием с богом), так как она есть беспричинная причина"

Заключение

В заключении следует  подчеркнуть, что в отличии от средневековой философии, философия  эпохи Возрождения устремлена к  человеку, она выдвигает на первый план человеческого бытия творческую сущность человека, отстаивает свободный  способ его самовыражения, провозглашает новый идеал - сильную независимую, свободную личность, которой близки идеи гуманизма.

Решающими чертами  философии Возрождения являются стремление выйти из монашеской кельи  на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный скептицизм. Воскресает интерес к материалистам древности - ионийцам. Философия эпохи Возрождения тесно связана с естествознанием.

Ренессансная философия  противостояла схоластическому  знанию, но не в смысле того, что она выработала иные онтологические основания для этого, нет, она лишь дала иную интерпретацию старым ценностям, которая, в конечном итоге, повлекла за собой и подмену самих метафизических оснований, но уже в рамках новоевропейской философии. Поэтому философия возрождения способствовала переходу европейской философии от средневековья к Новому времени.

Список используемой литературы.

1. Философия; Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, 1-4 изд. – М.: 1998-2007

2. История мировой философии. – М.: АСТ, 2007.

3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М.: 1980

4. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004

[1] Философия; Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, 1-4 изд. – М.: 1998-2007

[2] Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004

[3] История мировой философии. – М.: АСТ, 2007.

[4] Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М.: 1980

Основные  направления и характерные черты  философии эпохи Возрождения

1. Философией  эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии  и культуры эпохи Возрождения были:

• совершенствование  орудий труда и производственных отношений;

• кризис феодализма;

• развитие ремесла  и торговли;

• усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

• укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

• появление  первых парламентов;

• отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

• повышение  уровня образованности в Европе в  целом;

• великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

• научно-технические  открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

• гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

• неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

• натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

• реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

• политическое (XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

• утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

3. К  характерным чертам философии  эпохи Возрождения относятся:

• антропоцентризм  и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

• оппозиционность  к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);

• перемещение  основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

• принципиально  новое, научно-материалистическое понимание  окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли  вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности  Вселенной, новые анатомические  знания и т. д.);

• большой интерес  к социальным проблемам, обществу и государству;

• торжество  индивидуализма;

• широкое распространение  идеи социального равенства

 

 

 

 

 

Основные черты  философии эпохи Возрождения

Содержание

 

Введение

1. Основные  идеи философии Возрождения

2. Итальянский  гуманизм

3. Механическая картина мира

Заключение

Список  литературы

 

Введение

 

Эпоха Возрождения (XIV-ХVI вв.) - очень важная веха в культурном и интеллектуальном развитии Западной Европы. Она показательна тем, что человеческий разум освобождается  от жестоких оков религии и побуждается к самостоятельному мышлению. Разум рассматривается как начало человеческого бытия, богатый своими потенциальными возможностями и, что немаловажно, сулящий практические выгоды - словом все, что может сделать человеческую жизнь осмысленной, полнокровной, наполненной земными радостями. Это обусловило поворот от ценностей религии к ценностям философии: возрождался интерес к учениям античных греческих и римских мыслителей.

Эпоха Возрождения претерпела и новые  экономические и социальные изменения: возвышение городских слоев итальянских городов - Флоренции, Рима, Неаполя, Милана и др., заинтересованных в свободном развитии, связях (хозяйственных, культурных и пр.), политической и социальной стабильности, демократических порядках, свободе самовыражения.

Естественно, это сопровождалось раскрепощением жизни и мысли от религиозных  запретов и схоластических начал. Человек  стал видеть не только Бога, но и себя наравне с другими людьми. Он как  бы обратился к своему миросозерцанию в пространстве природы и общественной жизни. Эпоха Возрождения положила начало серьезному осмыслению этих идей.

Поскольку в центре культуры Возрождения стоял  человек, она по праву считалась  антропоцентричной. Центром Возрождения  была Италия, ее идеи распространились и на другие страны - Германию, Францию, Англию, Голландию и т.д.

Цель  данной работы – рассмотреть гуманизм и антропоцентризм в философии  Возрождения.

Задачи: выявить основные идеи, рассмотреть  итальянский гуманизм и механическую картину мира.

1. Основные  идеи философии Возрождения

 

Важнейшей отличительной чертой философии  эпохи Возрождения оказывается  его ориентация на человека. Если в  центре внимания древних философов  был животворящий Космос, в средние  века — Бог, те в эпоху Возрождения  — человек.

Возникают и новые философские направления — деизм и пантеизм. Деизм отвергал идею личного Бога и его повседневное вмешательство в жизнь природы и общества. Деизм рассматривал Бога лишь как первопричину, как творца мира, то есть безличное начало, сообщившее миру его законы, которые после творения действуют самостоятельно. Многие из деистов основывали свом представления о мире на новых отраслях естествознания, отстаивали независимость науки от религии. Деизм давал возможность, прикрываясь признанием Бога, рассматривать закономерности природы и общества вне Божественной предопределенности.

В пантеизме  Бог и мир отождествлялись. Одним  из первых к пантеизму подошел  Николай Кузанский. Рассматривая Бога как бесконечный максимум и приближая  его к природе как ограниченному  максимуму, он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Пантеизм лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоящих религиозному учению о сотворении мира Богом из ничего. В учении пантеистов Бог, оставаясь бесконечным и незримым Абсолютом, все более сливался с природой, пока не стал по существу ее псевдонимом. У Дж. Бруно есть тезис: «... природа... есть не что иное, как Бог в вещах». Все это свидетельствует о том, что к XVII в. сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если для древнегреческой философии завершенное и целое — прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения движение и становление — предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия1.

Информация о работе Характерные черты эпохи Возрождения. Философия Сократа