Характерные черты немецкой классической философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 23:24, реферат

Описание

емецкая классическая философия занимает период времени от середины XVIII в. до 70-х годов ХIХ в. Она представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Немецкая классическая философия представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724 - 1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762 - 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775 - 1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804 - 1872).

Работа состоит из  1 файл

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.docx

— 19.34 Кб (Скачать документ)

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Немецкая классическая философия занимает период времени  от середины XVIII в. до 70-х годов ХIХ в. Она представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Немецкая классическая философия представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724 - 1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762 - 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775 - 1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804 - 1872).

Каждый из названных  философов создал свою философ-скую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:

1. Своеобразным  пониманием роли философии в  истории че-ловечества, в развитии мировой культуры. Классические не-мецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры.

2. Исследовались  не только человеческая история,  но и че-ловеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосо-знания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные обще-ственные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания.

3. Все представители  немецкой классической философии  относились к философии как  к специальной системе философ-ских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеоло-гию и этику. Шеллинг -- натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разде-лы, как онтологический, гносеологический, социально-поли-тический. Гегель создал широкую систему философских зна-ний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, филосо-фия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рас-сматривал онтологические, гносеологические и этические про-блемы, а также философские проблемы истории и религии.

4. Немецкая классическая  философия разрабатывает це-лостную концепцию диалектики.

Кантовская диалектика -- это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человечес-кого разума.

Диалектика Фихте  сводится к исследованию творческой ак-тивности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположнос-тей, на основе борьбы которых происходит развитие самосо-знания человека. Шеллинг переносит на природу разработан-ные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него -- становящийся, развивающийся дух.

Великим диалектиком  является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической  диалек-тики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. исследовал его в беспрерыв-ном движении, изменении, преобразовании и развитии, проти-воречиях, количественно-качественных и качественно-количе-ственных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. В логике, философии при-роды, в истории философии, в эстетике и т.д. -- в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития.

Вся немецкая классическая философия дышит диалекти-кой. Особо надо сказать о Фейербахе. Хоть Фейербах и критикует гегелевскую систему объективного идеализма (с его идеалистической диалек-тикой), сам он в своих философских исследованиях диалектики не избегает. Он рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материаль-ная природа). Им предпринята попытка найти взаимосвязь ин-дивидуального и социального. Другое дело, что антропологи-ческий материализм не выпускал его из своих рамок, хотя диалектический подход при рассмотрении явлений не был пол-ностью ему чужд.

Немецкая классическая философия - это философия национальная. В ней отражаются особенности существования и развития Германии второй половины XVIII в. и первой половины XIX в.: ее экономическая отсталость в сравнении с развитыми в то время государствами (Голландия, Англия) и политическая раздробленность.

Немецкие философы - патриоты своего отечества. В разгар войны с Францией, когда войска Наполеона стояли в Берлине (1808 г.), Фихте, сознавая грозящую ему опасность, произнес свои “Речи к немецкой нации”, в которых стремился пробудить самосознание немецкого народа против оккупантов. Во время освободительной войны против Наполеона Фихте вместе со своей женой посвятил себя уходу за ранеными. Гегель, видя всю неприглядность немецкой действительности, тем не менее, заявляет, что прусское государство построено на разумных началах. Оправдывая прусскую монархию, Гегель пишет, что государство в себе и для себя есть нравственное целое, осуществление свободы.

Классическая немецкая философия противоречива, как противоречива  сама немецкая действительность. Кант лавирует между материализмом и  идеализмом; Фихте переходит с  позиций субъективного на позиции  объективного идеализма; Гегель, оправдывая немецкую действительность, с восхищением  пишет о Французской революции  как о восходе солнца.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ 

НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Основные проблемы немецкой классической философии

Немецкая классическая философия возникла и развивалась  в общем русле западноевропейской философии Нового времени. Она обсуждала  те же проблемы, которые поднимались  в философских теориях Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма и др.

В XVIII для Европы - “Эпоха Возрождения”. Центры философских  открытий - Франция и Англия.

Новая эпоха характеризуется  своими новыми проблемами, однако, XVII век  оказывает начальное влияние  на немецкую классическую философию. Остались открытыми вопросы о методе познания, о месте человека в окружающем мире, о целях его деятельности.

Возрастает роль личности. Ориентация на историзм, гуманизм. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем  гуманизма и предприняла попытки  осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но про-блема была поставлена всеми представителями данного на-правления философской мысли. К наиболее значимым исследованиям следу-ет отнести: исследование Кантом всей жизнедеятельности че-ловека как субъекта нравственного сознания, его гражданской свободы, идеального состояния общества и реального общест-ва с непрекращающимся антагонизмом между людьми и т.д.; идеи Фихте о первенстве народа перед государством, рассмот-рение роли нравственного сознания в жизнедеятельности че-ловека, социального мира как мира частной собственности, ко-торый охраняет государство; гегелевское учение о граждан-ском обществе, правовом государстве, частной собственности; упование Шеллинга на разум как средство реализации нравст-венной цели; стремление Фейербаха создать религию любви и гуманистическую этику. Таково своеобразное единство гума-нистических устремлений представителей классической не-мецкой философии.

Под воздействием британского эмпиризма (основные его  идеи в том, что чувства поставляются плотью, а мышление основано на чувственном  восприятии. Поэтому без чувств мышление не возможно.), идей Лейбница (о том, что разум - это ступень к Божеству) и Локка (система воспитания разума человека через его чувства) оформляются проблемы немецкой классической философии XVIII века: через разум возможно движение к Божеству; мышление воспитывается через чувства; чувства необходимы для познания Бога.

В XIX веке обозначились предпосылки к появлению новых  проблем немецкой классической философии.

Одна из черт интеллектуальной жизни XIX века - разрыв между художественными  и научными занятиями.

Если раньше мыслители  занимались наукой и искусством с  позиций общего принципа гармонии, то в XIX веке под влиянием романтизма возникла жесткая реакция против давления научного прогресса на человека. Научный образ жизни с его  экспериментами, казалось, подавляет  дух свободы и исканий, который  требуется от художников. Появляется мнение, что научный подход не позволит открыть секреты природы.

В то же время появилось  расхождение между наукой и философией.

Огромное влияние  науки поднимает новые социальные проблемы этического характера.

Действенным осталось требование - не выходить за рамки опыта.

Искать причины  феномена и стремиться объяснить  переход к миру ноуменальному, где  категории и объяснения не применяются - оказалось несбыточным. Такой подход к научной теории характерен для  целого поколения ученых, которые  интересовались философским содержанием  исследовательской деятельности.

Во второй половине XIX века под влиянием романтиков с  их субъективизмом, возрастает интерес  к проблемам нерационального  вообще.

Именно во второй половине XIX века появляется так и  называемая «иррационалистическая» философия. Это учения Шопенгауэра, Кьеркегора, Ницше, интуитивиста Бергсона.

Немецкая классическая философия разработала несколько  общих проблем, что позволяет  говорить о ней как о целостном  явлении. Она:

- повернула внимание  философии от традиционных проблем  (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой  сущности;

- особое внимание  уделила проблеме развития;

- значительно обогатила  логико-теоретический аппарат философии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Немецкая классическая философия конца XVIII - середины XIX столетия является вершиной мировой философской  мысли, поскольку в ней философия  показала себя в ее высочайшем, "чистейшем" виде: она, по словам Гегеля, «средствами  движения только мировоззренческих  категорий показала нам мир и  наше место в этом мире».

Основные проблемы немецкой классической философии: целостность  и структурированность бытия, его  познаваемость, активность сознания, связь  сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность  и всеобщность форм нравственности.

Обобщая сказанное, следует сказать: немецкая классическая философия является не только высшим уровнем, но и завершением развития европейской философской мысли. Это вовсе не значит, что развитие философской мысли закончено  немецкой классической философией. Как  не может остановиться развитие содержание нашего воззрения на мир и наше место в этом мире, точно так  же не может остановиться развитие философской мысли народами еще  существующей европейской культуры. Но все же, следует признать, что  после немецкой классической философии, философия европейских народов выходит за рамки собственно европейских народов и начинает развиваться в мировом масштабе.

Немецкая классическая философия -- свидетельство идейного пробуждения народа Германии. Экономическая незрелость и политическая слабость немецкой буржуазии, территориальная раздробленность Германии наложили на нее свой отпечаток. В то же время немецкая философия использовала результаты развития философской мысли Италии, Франции, Англии и Голландии.


Информация о работе Характерные черты немецкой классической философии