Христианство, ислам и буддизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:38, доклад

Описание

Данный материал позволит нам поверхностно узнать о трех основных мировых религиях: христианство, буддизм, ислам. Религия – в том смысле, в каком принято говорить о трех мировых религиях: христианстве, буддизме и исламе, - это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты ( церковь в христианстве ), конкретные формы взаимоотношения между верующими и религиозной организацией и многое другое. Конкретное изучение всех этих смысловых и организационных особенностей в становлении религий и их исторических разновидностей относится к особой науке – религиоведению, в которой рассматриваются также и конкретные философские вопросы теологии, и социальные функции религии в различных исторических условиях.

Работа состоит из  1 файл

философия для ани.docx

— 29.01 Кб (Скачать документ)

Введение.

Религия – в том  смысле, в каком принято говорить о трех мировых религиях: христианстве, буддизме и исламе, - это сложное  совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные  институты ( церковь в христианстве ), конкретные формы взаимоотношения между верующими и религиозной организацией и многое другое. Для каждой религии все эти моменты имеют свое специфическое смысловое наполнение, свою историю возникновения  и дальнейшего существования, свое каждый раз особенное преломление через этническую, национальную, классовую и индивидуально-личностную призму.  Конкретное изучение всех этих смысловых и организационных особенностей в становлении религий и их исторических разновидностей относится к особой науке – религиоведению, в которой рассматриваются также и конкретные философские вопросы теологии, и социальные функции религии в различных исторических условиях. Данный материал позволит нам  поверхностно узнать о трех основных мировых религиях: христианство, буддизм, ислам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Христианство.

Христианство существует 2000 лет. Сначала это была единая религия, но сегодня она существует в виде нескольких самостоятельных направлениях.

  1. Католицизм.

Первое разделение христианства произошло в XI веке. Появились  две крупные церкви: западная, с  центром в Риме, и восточная, с  центром в Константинополе (Византия). Западная церковь получила название католической  ( греч. Katholicos  - всеобщий, вселенский). Это название отразило стремление западной церкви  к вселенскому всемирному распространению. Глава западной католической церкви имеет титул папы Римского.

Восточная церковь  оставила за собой название православной. В этом названии представители восточного христианства стремятся подчеркнуть  свое правильное понимание учения Христа и считают, что лишь они правильно, истинно говорят (славят) о Боге. Догматические особенности.

1.    Католическая  церковь признает филиокве (filijque), учение о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-Сына, Иисуса Христа. Догмой был принят католической церковью в 589 г. на Толедском церковном сборе и служит основание особой роли не только Христа, но и его апостолов, папы Римского и католических священнослужителей. Православная церковь считает, что Святой  Дух исходит только от Бога-Отца.

2.    Католическая  церковь создала и признает  учение о «сверхъестественных  заслугах» святых перед Богом,  эти заслуги составляют как  бы сокровищницу, которой церковь  может   распоряжаться по своему  усмотрению. В православии такого  учения нет.

3.    В католицизме  существует практика индульгенций  ( лат. Indulgentia милость). Церковь выдает верующему папскую грамоту об отпущении как совершенных, так и несовершенных грехов. Обоснованием этой практики служит вышеприведенное учение о том, что католическая церковь обладает неким запасом добрых дел, совершенных Христом, Девой Марией, апостолами и святыми, и которые покрывают грехи людей. Православие отрицает индульгенции.

4.    С этим  же связано и католическое  учение о чистилище ( принято на Флорентийском соборе в 1439г. ) где грешные души, горя в пламени очищаются, чтобы попасть в последствии в рай. Срок пребывания в чистилище зависит от молитв и может быть сокращен, если родственники умершего делают жертвоприношения церкви. В православии нет учения о чистилище.

5.    В католицизме  принят догмой о непорочном зачатии Девы Марии. Православная церковь не возвела это учение в ранг догматов.

6.    Католики  признают догмат о непогрешимости  Римского папы в делах веры.

7.    Католическая  церковь признает святость и  богодуховенность Священного писания ( Библии ) и Священного  предания ( всех речей и документов папы Римского). Православие святым и богодуховенным считает только священное писание. 
 
 

  1. Православие.

Другое крупное  направление христианства – православие  ( около 170 млн. человек ) широко распространено в основном в странах восточной Европы. В отличии от католицизма православие не имеет единого религиозного центра. Каждая более или менее крупное православное  образование существует отдельно, образует автокефалию и не подчиняется другим центрам. В настоящее время существует 15 автокефалий. В соответствии с церковной традицией, учитывающей время получения автокефалий , официальный перечень автокефальных церквей представлен в следующем виде: Константинопольская, Александрийская ( охватывает Египет и некоторые страны Африки ), Антиохийская ( Сирия, Литва ), Иерусалимская  ( Палестина, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элиадская  (Греческая), Албанская, Чехословацкая,  Польская и Американская.

  1. Протестантизм.

Третьим крупным  течением христианства является протестантизм (около 550 млн. человек ). Эта разновидность Христианства широко распространено в западной Европе, Америке, России. Наиболее активными представителями являются евангельские христиане – баптисты ( ЕХБ ), адвентисты седьмого дня ( АСД ), пятидесятники , Свидетели Иеговы. К протестантам относятся старокатолики, меннониты, квакеры, мармоны, моравские братья, «христианское содружество», «христианская наука» и т. д.

Протестантизм возник в XYII веке в Германии. Свое название он получил потому что представлял собой протест верующих Западной Европы  на административное засилие Ватикана и римских пап.

Т. о. Протестантизм  явился не только причиной второго  раскола христианства но и его следствием.

Основателем протестантизма был немецкий богослов Мартин Лютер  ( 1483-1546 гг. ); его последователи называли себя лютеранами. Другим ярким представителем Реформации был французский теолог Кальвин ( 1509-1564 ); последователи которого стали называться кальвинистами. В Англии протестантизм получил название англиканства. 

Буддизм.

Свое название религия  получила по имени своего основателя Будды ( с санскр. – просветленный ). Буддизм – это одна из трех мировых религий. Распространен в странах  Южной, Центральной и Юго-Восточной Азии  ( Китай, Япония, Вьетнам, Шри-Ланка, на Тибете ). В форме ламаизма его исповедуют народы Бурятии, Тувы, Калмыкии.

Буддизм зародился  в Индии в VI в. до н. э.  как оппозиция  брахманизму. Однако из-за кастового  устройства индийского общества не имел широкой популярности. В настоящее  время лишь 0,5 % индусов называют себя буддистами.

Основателем буддизм  считается Гаутама ( 563-483 до н. э. )  Предание рисует его стройным, худощавым человеком с голубыми глазами, кротким и ясным выражением лица и необычайно мелодичным голосом.  Обычной одеждой Гаутамы Будды было желтое рубище, ставшее впоследствии традиционной одеждой буддистских монахов.

В буддистской культуре есть два понимания образа Будды. Так называемые «северные буддисты»  считают Гаутаму исторической личностью, действительно жившей в Индии  в VI в. до н. э. Но, по их представлениям, это не бог, а лишь человек, великий  учитель мудрости. В учении «северных  буддистов» первостепенное значение придается  этике  и нравственному образу жизни последователя Будды. Поэтому  форма буддизма более похожа на философию, чем на религию. Другой представитель  «южного буддизма» Будда был  Богом. Он и родился как Бог, необычайным  образом. Матери Гаутама приснился  священный слон, который вышел  у матери между ребрами в подмышке. Однако, исследователи буддизма склонны считать, что Будда личность легендарная – это означает, что реально он не существует, а есть образ, созданный народной фантазией.

О Будде есть целая  легенда, и самое главное в  ней,  это Четыре Великие встречи, во время которых Гаутама познает все ужасы жизни: нищета, болезни, старость, смерть. Он начал жизнь отшельника. Через некоторое время Гаутаме открылись Четыре благородные истины, показавшие путь к спасению:

1. Гаутама понял,  что всякое существование есть  страдание. Не только болезнь,  старость и смерть, но и само  рождение   и подчинение закону рождения есть страдание.

2. Причиной страданий  являются желания, жажда счастья,  любви, денег, власти, богатства  и т. д.

3. Прекратить страдание   возможно. Для этого нужно отказаться  от желаний. Следует достичь  такого состояния, когда ничего  не хочется. Состояние без желаний  называется   нирваной ( с санскр. – покой ).

4. Гаутаме открылся  так называемый «восьмиричный путь» спасения. Он состоит из 8-ми правил:

–     «Праведная вера»: человек, желающий спасения, должен поверить Гаутаме-Будде в том,что мир полон страдания и скорби, что для спасения следует отказаться от желаний;

–     «Праведная решимость»: человеку следует настроиться  на решительный отказ от желаний;

–     «Правдивая речь»: речь человека должна быть правдивой  и доброжелательной. Своими словами  не следует обижать людей и  вредить им.

–     «Праведные дела»: человек должен избегать плохих поступков и делать только хорошие.

–     «Праведная жизнь»: следует вести такой образ  жизни, чтобы не приносить вред живому ( ахимса ).

–     «Праведные помыслы»: следует уяснить, что все  зло от плоти.

–     «Праведное созерцание»: необходимо постоянно  и терпеливо тренироваться, уметь  сосреготочиться, самоуглубиться, и созерцать себя.

Постигнув эти Четыре Великие истины, Гаутама стал Буддой (просвященным). Будда посчитал, что он должен рассказать об этом людям и показать им путь к спасению, отказавшись ор искушения погрузиться в состояние нирваны. Его учение получило название Дхармы. У него появились ученики и он основал общину. Далее по всей Индии начали возникать общины. Вступившие туда брили голову, одевали желтые одежды , были вегетарианцами и имели при себе самое необходимое – кружку для сбора подаяний и воды, бритву, посох. Большую часть времени они времени в странствиях и проповедях. Когда кто-то из общины умирал, его хоронили. Позднее на  этих местах возводились могильные сооружения – ступы – куполообразные строения-склепы с наглухо замурованным входом. В последствии около этих ступ стали возникать храмы и монастыри.

С появлением монастырей монахи перестали странствовать. Вскоре монастыри превратились в главную  и единственную  форму организации  буддистов. Они стали  центрами буддизма, своеобразными университетами  и  библиотеками. Ученые буддистские монахи записывали древние священные тексты, изучали и комментировали их. Так  возникла Священное писание буддистов  – Трипитака (  в переводе с пали – тройная корзина. Впервые буддистский канон был записан на пальмовых ветках, которые заняли три корзины ). Трипитака состоит из трех частей: Винайя – питака излагает этику буддизма, Сутта – пятака содержащая догматику, Абидхаша – посвящена философии.

В буддизме существуют два пути спасения. Махаяны (большая  Колесница, в значении широкий путь спасения) и хинаямы (малая Колесница, в значении узкий путь). Первый - для всех, второй -  монахов, полностью отказавшихся от земной жизни.

В III веке до н. э. индийский  император Ашок превратил Буддизм в государственную идеологию. Позже вытесненный индуизмом, получил широкое распространение в других странах, превратившись в мировую религию.

Во  II веке проник в Китай, где изменился под  влиянием уже давно сложившихся  Китайских верований и традиций. Результатом творческих поисков  стала особая форма буддизма, возникшая  в Китае в YII веке чань-буддизм.

Через Китай  буддизм  пришел в Японию. В YI-YII в. в Японии стали строиться монастыри, устанавливаться  алтари и изображения Будды. Но и  здесь Буддизм испытал на себе влияние  японской культуры и прежде всего, японского синтоизма.

Как и в Китае, в японском буддизме можно выделить представление простого народа и  привилегированной  верхушки общества. Появился дзень-буддизм. Появились представления о возможности учеников под руководством учителя достичь просветленного состояния – сатори.

В VI веке буддизм  пришел в страны Тибета, где получил  название  ламаизма. Тибетские монахи называются ламами. Среди лам существует иерархия и жесткая дисциплина. На вершине  иерархической пирамиды находится глава и непререкаемый  авторитет ламаизма Далай-лама (монах-океан). Ламаисты отмечали такие праздники  как: праздник «Белого месяца» (Цагаман, начало нового  года), «Круговещение Майдари» или «Майдари хурал», посвященный приходу грядущего Будды.

Простые верующие совершали  большое количество обрядов:

–     покаяние за животных (дзул-хурал)

–     обряд, посвященный отшельникам, возведенным  в ранг божества (найдани хурал)

–     обряд  поклонения «хозяевам местности» (обо)

–     обряд  посвященный «хозяину воды» (усу  тяялги)

–     похоронный обряд.

В настоящее время  ламаизм распространен не только на Тибете.

Ислам.

Ислам (в переводе с арабского «покорность», «предание  себя Богу») – третья и самая поздняя  по возникновению мировая религия. В настоящее время в мире нас  начитывается более 800 млн. мусульман. Ислам распространен более чем  в 120 странах, в 35 из них - это самая  влиятельная религия, в 28 – ислам  является государственной религией.

Информация о работе Христианство, ислам и буддизм