Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:32, реферат
Вопрос соотношения науки и искусства сейчас интересует многих. Искусство и науку можно рассматривать как один из видов познания действительности. Чисто созерцательное, констатирующие познание мира - это в основном научное познание. Научное познание, не ставит себе целью уловить мир в его движущейся глубине. А познание через искусство «движущиеся», следящее за движением познаваемого.
Вопрос соотношения науки
и искусства сейчас интересует многих.
Искусство и науку можно
Искусство отражает мир в образной форме, наука - в понятиях, законах, категориях. Впрочем, у двух этих познаний, есть нечто общее, поскольку и в том и в другом случаи познание невозможно без познающего. Различие в том, какое из двух познаний к чему стремится. Научное познание пытается освободиться от познающего, от исследователя, намеревается сделать себя «объективным». Познание же, которое дает искусство, напротив, стремится как можно сильнее вовлечь познающего в свой акт познания. В искусстве познающий (слушатель, читатель, зритель) творит вместе с автором или помимо автора, но по его «подсказке». Вследствие чего в произведениях искусства бывает два и больше осмысления. Наука же стремится к одному объяснению, к одному восприятию, к одному выражению осмысляемого (например, в виде математической формулы или той ли иной концепции).
Есть еще один элемент искусства, который входит в науку - красота. А. Б. Мигдал писал: «Важнейшее эвристическое понятие в физике, как, впрочем, и в других науках, – красота теории, закона, концепции… «В науке, как и в искусстве, новое не отменяет красоты старого. Романтика и красота науки – во взаимопроникновении и переплетении старых и новых идей».
Искусство, в основном, воздействует на эмоциональную сферу человека, представляет большой простор его воображению, фантазии. Ценность искусства - в наслаждении, которое осуществляется путем эмоционального сопереживания, путем восприятия, в котором разум не участвует. В искусстве эмоционально окрашенная жизнь благоприятствует творческому процессу. В науке эмоциональные переживания, встряски вредны. Они мешают ученому заниматься творческой работой. Следовательно, эмоции, чувства и научная деятельность несовместимы. Это две противоположные силы.
Искусство как познание первично; наука же вторична. Наука - это строгая, непротиворечивая система знаний - закономерностей, законов, категорий, - отражающая окружающий нас мир. Искусство - это отражение образное, интуитивное. Бывает, что некоторые научные задачи решаются на интуитивном уровне. В этом случае наука приобретает черты искусства.
Итак, в искусстве может быть несколько одинаково верных объяснений действительности. Возможность множественности «правд» в искусстве отчасти объясняется сложностью тематики искусства – тем, что искусство имеет дело преимущественно с обществом и человеком.
Главное видимое различие
состоит в том, что ученый на основе
своего понимания, если оно верно, может
переделать изучаемое и получить
одинаковые результаты от одинаковых
способов воздействия на действительность.
Что же может художник? Он может
расширить восприятие действительности
в самых различных отношениях,
например, в отношении знакомства
с индивидуальностью и
Еще одно различие между наукой и искусством - в их познающих функциях. Искусство изучает действительность во времени. Явления хоть и типичные, но все же развивающиеся во времени, имеющие начало и конец, - вот предмет познавательной деятельности искусства. Наука же исследует то, что происходит всегда и всегда в точности может быть воспроизведено, повторено бесчисленное число раз. Кроме, конечно, науки истории, но именно поэтому история соприкасается с искусством.
Художник всегда закрепляет момент как часть времени, в том числе и в натюрморте, пейзаже, – как они закрепились, отразились в данный момент в сознании художника. Если дело идет о натюрморте, то, хотя он может писаться долгое время, он все же как бы закрепляет именно момент.
Художник свободнее ученого и в выборе объекта своего познания. Ученый хотя и может исследовать объект с нескольких точек зрения и также применить несколько объяснений, которые, как мы уже говорили, в одинаковой степени могут быть верными, тем не менее связан с фактами внешнего мира теснее, чем художник.
Имея дело со временем и явлениями, представшими ему во времени, художник тем не менее преодолевает время. В музыке, например, имеет место память и предугадывание последующего. Во времени – т. е. развертывание во времени явлений, становящихся вечными не только по значению, но и по отражению в них вневременных черт бытия.
Не случайно, что выводы науки могут отменяться (и по большей части отменяются) последующими исследованиями, теориями, усложняющими сам объект изучения (вернее, открывающими в объектах новые подлежащие изучению стороны). Произведения же искусства, к какой бы эпохе они ни относились, если они действительно произведения искусства, остаются таковыми и для всех последующих эпох (произведения античности, средневековья, Возрождения и пр.) Искусство развивается путем накопления опыта, создания традиций, умножения ценностей.
Из предыдущего изложения
следует, что ценности искусства
чрезвычайно изменчивы. И это
верно. Но одновременно следует сказать,
что они и чрезвычайно
Искусство в своем отражении охватывает весь мир, в том числе и науку. Наука же занимается своим узким предметом. Наука более ограничена в этом смысле. Конечно, существуют области науки, которые занимаются и искусством, и человеком и т.д. Но опять же эти области очень специализированы, узки. Любая же область искусства отражает весть мир в совокупности.
* * *
Помогают или мешают друг другу наука и искусство? Когда они не конкурируют за свободное время - помогают. А когда начинают бороться за свободное время друг с другом - между ними союз кончается.
Несколько исследователей,
работая независимо, могут придти
к одному и тому же выводу. В искусстве
окончательный результат
И если начинающему ученому необходимо расширять свои познания главным образом для того, чтобы не изобрести "велосипед", а не затем, чтобы научиться методу, то в случае художника картина обратная. Ему надо совершенствовать свою руку, глаз, мысль. Если же он затронет то, что уже когда-то в искусстве было отражено, и его работа будет талантливее, то приоритет и слава первопроходца будут за ним.