Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:10, контрольная работа
Целью данной работы является изучение и анализ философии Платона, характеристики платоновского идеализма.
В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, ученый, писатель – принадлежит всему человечеству.
Введение…………………………………………………………………………………...….3
.
1 Философия Платона, ее объективный идеалистический характер……………………….4
1.1 Эволюция платоновской философии…………………………………………...…4
1.2 Идеалистический характер философии Платона…………………………………9
1.3 Идейные истоки платоновского идеализма…………………………………...…12
Заключение………………………………………………………………………………......15
Список использованных источников...………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА
ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине “Философия”
Идеалистическая
философия Платона
Студент
гр. ччхххххххххххххххххххххххххххх
Преподаватель
дххххнт
Владивосток 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
.
1 Философия
Платона, ее объективный
1.1 Эволюция
платоновской философии…………………………………………...…4
1.2 Идеалистический
характер философии Платона…………………………………9
1.3 Идейные
истоки платоновского идеализма…………………………………...…12
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников...……………………………………………
Введение
Целью
данной работы является
В
истории мировой культуры
Платон
– один из учителей
Актуальность
данной темы обусловлена определенным
интересом к философии Платона.
Среди основных задач можно выделить следующие:
1.Проанализировать развитие платоновской философии;
2.Выявить
объективный идеалистический
3. Определить
сущность Учения об «идеях»
Платона.
1 Философия
Платона, ее объективный
1.1
Эволюция платоновской
Знаменитым учеником Сократа был философ Платон Афинский (428-347 гг. до н.э.). Настоящее имя его – Аристокл, а Платон – это прозвище, которое переводится с греческого как «широкий». Он получил его то ли за крепость телосложения, то ли – за широкий лоб, то ли за широту мысли. Если Сократ ничего не писал, то Платон оставил много сочинений, которые в современном издании занимают четыре больших тома. Его произведения написаны в основном в форме диалогов, главным действующим лицом которых является Сократ, беседующий с философами на различные темы.
Если сократовские школы являются выразителями
только известных сторон учения Сократа
и притом доводят их до крайних пределов,
то, напротив, Платон далеко переступает
за границы сократовского духа. Однако,
Платон получил от своего учителя не только
первое побуждение, но и прочное направление
своей мысли; в этом убеждает нас тот факт,
что он в своих сочинениях собственные
убеждения влагает в уста Сократа – единственный
в истории пример глубочайшего уважения.
Поэтому платоновский Сократ – не действительный
Сократ, а его идеальный образ и, вместе
с тем, представитель и интерпретатор
платоновской философии. Более ранние
диалоги Платона, заключая в себе следы
непосредственного подражания действительным
сократовским беседам, также еще свидетельствуют
о том, что его философия имеет своим исходным
пунктом дальнейшее развитие сократовых
мыслей.
Это
подтверждает вполне и развитие платоновской
философии. Оно в известной мере
идет в обратном направлении сравнительно
с ходом развития греческой философии.
Первоначально платоновская философия
занимается этическими проблемами, которые
и на дальнейших ступенях ее развития
остаются господствующими, имеющими решающее
значение для ее общего метафизического
миросозерцания. Это последнее у Сократа
еще совершенно отсутствовало соответственно
антропологическому направлению его мысли;
Платон же вырабатывает его во второй
период своей философии, черпая преимущественно
из предшествующих систем элеатов и Гераклита
материал, дающий ему возможность заимствованное
от Сократа и дальше им развитое этическое
миросозерцание преобразовать в объективное
представление мира. В третий и последний
период своей философской деятельности
он, наконец, возвращается к древним пифагорейским
учениям и пользуется ими для того, чтобы
в мистическо-поэтической форме начертать
план общего мирового порядка. Центр этого
развития, по отношению к которому предшествующее
ему является подготовительной работой,
все же последующее – дальнейшим проведением
и дополнением, образует принадлежащее
к среднему периоду философской деятельности
Платона учение об идеях, одно из гениальнейших
и, конечно, важнейших философских творений
всех времен.
Если
Сократ учил, что самопознание есть
источник всякого познания, и что
диалектический метод в той форме, в какой
он проявляется в беседах мыслящих и пытливых
людей, представляет собой правильный
путь к такому самопознанию, то Платон
единственно достойным объектом изучения
считает понятие, являющееся вообще в
качестве результата подобного исследования.
От чувственного представления начинается
всякое познание. Однако, это первоначальное
содержание познания изменчиво: оно изменяется
в зависимости от изменения субъектов
и времени; его результат поэтому не представляет
собой истины, но является мнением, вводящим
в заблуждение. Поэтому неудивительно,
что софисты, сводя всякое познание к чувственному
восприятию, смешивали знание с субъективным
мнением. Только понятие, добытое мышлением,
обладает постоянством, избавляющим его
от изменчивости и делающим его поэтому
содержанием действительного знания.
Далее,
всякое знание нуждается в объекте: знанием
оно становится только через то, что оно
не просто субъективно, но обладает адекватным
себе предметом. Поэтому понятию также,
как содержанию знания, должен соответствовать
объект, который относится к нему, как
первообраз к своему отражению. Этот первообраз
понятия есть идея. Однако, так как нам
в чувственном мире даются только чувственные
объекты, первообразы чувственных восприятий,
то идея представляет собой сверхчувственный
объект. Поэтому путем наших понятий происходит
познание сверхчувственного мира, и таким
образом существование понятий служит
непосредственным доказательством существования
сверхчувственного мира, а образование
понятий, которое может выполняться диалектическим
движением, устанавливает связь между
чувственным и сверхчувственным мирами.
Чувственный мир есть призрачный мир,
– это уже открыли элеаты; он есть мир,
в котором неизбежно господствует изменение,
– это высказал уже Гераклит. Напротив
того, сверхчувственный мир вечен и неизменен.
Но он, вопреки мнению элеатов, не находится
вне отношения к чувственному. Этот последний
не просто призрак, он только постольку
призрак, поскольку сам выдается за действительность.
В свете мышления, движущегося в понятиях,
он напротив того, является призраком,
который указывает на бытие и который
становится истинным образом бытия в том
случае, если мы от чувственного восприятия
подымаемся до скрывающегося за ним его
понятия.
Три
вопроса возникают относительно следствий,
связанных с метафизическим значением
понятий: 1) как субъективно возможно, что
наши понятия являются образами идей?
2) каково объективное отношение идей к
чувственным вещам? и 3) какие порядок и
закономерность господствуют в самом
мире идей?
Ответ
на первый из этих вопросов вытекает из
того, что процесс образования понятий
производится человеческой душой. Так
как понятия – образы сверхчувственных
объектов, идей, от которых они и получают
свою абстрактную всеобщность, отличающую
их от чувственных вещей, то сама душа
должна созерцать идеи. Это созерцание
должно, однако, происходить во времени,
предшествовавшем соединению души с телом.
Таким образом, сама душа, принцип, оживотворяющий
тело, соединяет мир идей с чувственным
миром; она не принадлежит ни к идеям, ни
к чувственному миру, но она есть стоящая
между обеими сущность, в которой во время
ее существования в связи с телом по поводу
воздействия чувственных вещей воскресают
воспоминания об идеальных объектах, соответствующих
этим вещам.
Поэтому образование понятия
есть акт воспоминания: диалектическое
мышление, которое изменчивому чувственному
представлению находит его постоянное
значение, есть процесс, при помощи которого
душа вспоминает свое собственное прежнее
доземное бытие и вместе с тем созерцание
идей. Таким образом, процесс образования
понятия, вместе с тем, свидетельствует
о вечной природе души, заключающей в себе
одинаково предсуществование и бессмертие,
природе, с которой, сверх того, согласуется
свойство души как оживотворяющего тело
принципа: ибо жизнь так же исключает смерть,
как бытие – небытие.
Из
этого двойного отношения души к чувственному
миру и миру идей вытекает также решение
второго вопроса, вопроса об отношении
самих идей к чувственным вещам. Будучи
в человеке посредствующим принципом,
благодаря которому по поводу чувственных
представлений возникает воспоминание
в понятиях о первообразах чувственных
вещей, душа так же должна мыслиться в
самих чувственных вещах, как деятельная
сила, формирующая их по прообразу идей.
Подобно тому как человеческая душа доставляет
идеи человеческому телу в форме чувственных
восприятий, так во внешнем, окружающем
нас, мире должны существовать душевные
силы, которые производят чувственные
вещи, формируя материю по прообразу идей.
Материя сама собою не может существовать:
только идеями, которые отражаются в материи,
она пробуждается к действительному существованию.
Поэтому, хотя идеи обладают самостоятельным
существованием в сверхчувственном мире,
материя совершенно не имеет его. Она есть
просто отрицательный принцип: ее действие
единственно проявляется в том ограничении,
которое, благодаря ее участию, испытывают
идеи в чувственных вещах.
Здесь
заключается источник выступившего уже
у Платона и еще в большей степени у позднейшего
платонизма, презрения к чувственному
миру, которое сказывается в противопоставлении
материи, как принципа зла, идее, как принципу
блага, благодаря чему чувственный мир
является в качестве отпавшего от беспорочного
мира идей, а связь человеческой души с
телом, как состояния унижения и греховности.
Однако, у самого Платона этому взгляду
противостоит в качестве примиряющей
мысли, просветляющей чувственный мир
через живущий в нем мир идей, понимание
прекрасного: последнее является у Платона
наиболее совершенным выражением идеи
в чувственной форме, причем оно образует
последовательный ряд, который, начинаясь
с телесной красоты, погруженной вполне
в чувственное, через посредствующую ступень
– красоту души, уже чище отражающей мир
идей, возвышается, наконец, до красоты
самого идеального мира. В человеческой
душе это действие красоты проявляется
в любви, поскольку она развивается от
любви чувственной к духовной. При виде
прекрасного она, как бог любви Эрос, по
мифологическому изображению Платона,
приводит душу в божественный экстаз и
пробуждает в ней то страстное стремление
к идеальному миру, которое, первоначально
зарождаясь в качестве смутного предчувствия
в чувственной любви, в философском познании
возгорается ярким светом в качестве духовной
любви к самим идеям.
Так
как Платон отождествляет отношения между
идеями и чувственными восприятиями, с
одной стороны, и идеями и чувственными
вещами, с другой, то у него также объективируется
и понятие души. Рядом с человеческой душой
выступает мировая душа в качестве общего
посредника между миром идей и чувственным
миром; отображением ее можно также назвать
человеческую душу, конечно, в том смысле,
что, хотя как индивидуальная, так и мировая
душа суть оживотворяющие принципы, соединяющие
идеи с материей, но, вместе с тем, мировая
душа имеет более всеобъемлющее значение.
Здесь, при космологической проблеме,
однако, поэт-философ, конечно, должен
был отказаться от дальнейшего проведения
этой аналогии; поэтому-то он в «Тимее»
и излагает образование мира в форме мифологического
сказания, опираясь на старые пифагорейские
представления: господство в мире числовых
отношений и формирование элементов из
правильных геометрических форм. По прообразу
идей демиург из хаотической материи формирует
отдельные вещи, образуя прежде всего
мировую душу в качестве нетелесной, проникающей
и движущей мир силы, возникшей из числовых
отношений и переносящей их на все возникшее.
Так, стихии (огонь, вода, воздух, земля)
суть правильные геометрические, составленные
из треугольных плоскостей, тела; мироздание
также есть система концентрически около
Земли, как центра, расположенных сфер,
на которых находятся звезды. Здесь Платон
противопоставляет пифагорейской системе
мира с ее движением Земли, как и всех звезд,
около центрального огня ту геоцентрическую
систему, которая будучи разработана дальше
астрономами платоновской школы, господствовала
позднее под именем «птоломеевской системы
мира».