Идеи даосизма и конфуцианства в современном мире. Роль религии в современной духовной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:33, контрольная работа

Описание

Данная контрольная работа написана на основе обзора литературы, посвященной исследованию даосизма. Сейчас существует, как мне показалось, довольно ограниченное количество литературы, посвященной этой теме. Работу значительно облегчил тот факт, что часть этой литературы можно найти в интернете. При написании реферата я пытался использовать различные источники (список литературы в конце реферата), хотя подавляющее большинство информации было получено из книги Е. А. Торчинова "Даосизм". На одном из семинаров по философии я сделал доклад по даосизму, и эта тема сразу заинтересовала меня.

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

В целом же, однако, даосская магия  запрещалась, хотя многое из арсенала даосской психофизиотехники использовалось в медицине и медитативной практике буддийского духовенства. Получил определенное распространение культ бессмертных, элементы которого сохранились вплоть до эпохи Токугава. Тем не менее в Японии не было ни даосских религиозных школ, ни духовенства, а предложение танского императора Сюань-цзуна в 754 г. прислать даосских священнослужителей было отклонено. Это связано, видимо, с тем, что в структурно-функциональном смысле место даосизма в Японии было занято синтоизмом, что делало даосизм "избыточным" для Японии, вследствие чего даосские идеи воспринимались в Японии лишь как элементы китайской культуры в целом.

В период Тан наступил решающий перелом  в отношении даосизма к монашеству и установка "ухода от семьи" ("чу цзя") сменила прежнюю тенденцию  к спасению, обретаемому в кругу семьи ("цзай цзя") или в результате индивидуального отшельничества (но это не необходимо для отшельничества, для высшего духовенства вступление в брак было обязательным условием, так как их титул передавался только по наследству).

VII—XII вв. характеризовался также ростом покровительства даосизму со стороны императорского двора, причем сказанное справедливо не только для танского периода, когда династия официально объявила о своем происхождении от Лао-цзы, а при воцарении использовала мессианские представления о Лао-цзы — помошнике государей и его мироупорядывающем посланце из рода Ли, но и для сунского периода (960— 1279 гг.), особенно для Северной Сун (960—1127 гг.), императоры которой (прежде всего Чжэнь-цзун, 998—1023 гг., и Хуэй-цзун, (1101—1125 гг.) были горячими приверженцами даосизма.

В 845 г. по даосской инициативе, поддержанной конфуцианцами, начались крупномасштабные гонения на буддизм, приведшие к  подрыву экономического влияния  сангхи и положившие конец периоду  расцвета буддизма в Китае.

Таким образом, даосизм представляет собой идеологическое образование  с полиморфной структурой, включающей в себя религиозную доктрину и  литургико-ритуальную практику, философско-рефлексивный уровень и психофизиотехнику  достижения определенных измененных состояний психики (с включением трансформации определенных физиологических параметров).

Вместе с тем эти уровни функционирования традиции находятся в постоянном взаимодействии. Именно игнорирование  полиморфизма даосизма обусловило методологически.

Общая характеристика даосского учения

В индийских религиозно-философских  системах предметом философии выступала  психология, что вытекало из природы  носителя философского знания в Индии - монаха-аскета и его ценностной установки на мокшу (освобождение, нирвану).

В Китае же на ранних этапах становления философии носителем философского знания выступали ученые мужи ("ши"). Даосские тексты не содержат разработанной системы логической аргументации. "Дао-дэ цзин", как текст откровения излагает, а не доказывает. Типологически даосские тексты класса "Дао-дэ цзина" соответствуют идеологическому синкретизму и философскому символизму "Упанишад" в Индии и текстам досократиков в Древней Греции. Психотехника не выполняет функции поставщика сырого материала для философствования (как в Индии). Но это не мешает даосизму обладать достаточно развитой эмпирической психотехникой, то есть набором средств и приемов для достижения определенныых измененных состояний психики, оценивающихся в качестве совершенных, просветленных.

Поскольку высшая цель даосизма - бессмертие не могло трактоваться как только некое психическое состояние, даосская религиозная практика включала в себя два компонента: упражнения для тела и упражнения для духа. Первоначально существовала техника достижения экстатических состояний, описываемая метафорой полета. С другой стороны существовали верования в возможность бесконечного земного продления жизни посредством диетических ограничений и выполнением определенного комплекса упражнений.

На рубеже эпохи Чжань-го (IV-III вв. до н. э.) обе эти тенденции приходят в контакт. Из них впоследствии и развились внутренняя и внешняя (лабораторная) алхимии.

Даосизм, как идеологическое направление  может рассматриваться в качестве сложного образования, включающего  в себя религиозную философию, религиозную доктрину и психофизиотехнику, к которой непосредственно примыкает культовая ритуальная практика. Данные уровни четко не разграничены ни на уровне макроструктуры всего даосского учения, ни на уровне микроструктуры отдельного формообразующего элемента этого целого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ  И В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

 

     Последние десятилетия в истории Республики Беларусь характеризуются изменением роли и места религии в жизни белорусского общества. Религиозные ценности стали важной составляющей как образа жизни, так и образа мышления многих людей. Существенно возросли роль, авторитет и влияние религиозных организаций, прежде всего традиционных для белорусского народа конфессий - Белорусской православной церкви, Римско-католической церкви, Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама. Данные социологических опросов свидетельствуют о росте религиозности населения. Так, по данным социологических исследований, проводимых Центром социологических и политических исследований и географическим факультетом БГУ, доля граждан, относящих себя к религиозному типу мировоззрения, выросла с 47,5% в 1998 году до 58,9%.

Изменение в отношении  общества к проблемам духовных ценностей оказало определяющее влияние на приоритеты государственной политики в сфере религии и отношений с религиозными организациям. Государство признало, что церковь является одним из важнейших социальных институтов, чей исторический опыт, духовный потенциал и многовековое культурное наследие оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций белорусского народа (преамбула Закона Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях"). За последние двадцать лет государство перешло от принципа отделения государства и школы от церкви к принципу построения взаимоотношений государства и религиозных организаций с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа (статья 16 Конституции Республики Беларусь).

Одной из определяющих областей взаимоотношения государства и религиозных организаций является сфера духовного, нравственного, патриотического образования и воспитания. Интеграция в образовательное пространство страны опыта традиционных для Беларуси конфессий в сфере духовной деятельности постепенно становится объективной реальностью.

Нравственная сила религиозной  этики сегодня все более активно  используется в целях формирования нравственного и духовного мира подрастающего поколения.


Проблема развития духовности и нравственности молодого поколения - одна из самых актуальных в современном обществе. В условиях смены ценностных установок молодежи необходимо указать новые ориентиры в гуманитарном поиске. В связи с этим актуализируется изучение религии как социокультурного феномена, являющегося неотъемлемым компонентом гуманистического образования. Религия в этих рамках рассматривается в качестве составной части культуры в ее взаимодействии с другими областями человеческой жизни.

Современный молодой  человек живет в социальной системе, впитавшей в себя многие религиозные идеи, в первую очередь христианскую этику. Религиозные представления у значительной части молодежи являются составной частью мировоззрения. Так, в соответствии с исследованиями, проведенными в 2006 году Центром социологический и политический исследований и географического факультета БГУ, верующими в Бога признали себя 50,5% молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет, 6,4% верят в сверхъестественные силы, однозначно не смогли ответить на вопрос «считаете ли Вы себя верующим человеком» 28,7% опрошенных. Из всех опрошенных только 14,4% определили себя как неверующих.

Что касается конфессиональной самоидентификации, то 82,4 % молодых людей отождествляют себя с определенными религиозными конфессиями, преимущественно с православием (69,1 %). С католической конфессией идентифицируют себя 8,2 %, с христианством в целом - 3,2 %, с другими конфессиями -1,9 %. К определенным конфессиям относят себя даже те опрошенные, которые считают себя неверующими или не смогли однозначно ответить на вопрос «считаете ли Вы себя верующим человеком». Это свидетельствует о том, что православие, католицизм и иные конфессии в представлениях молодых людей выступают не только как вероучения, но и как определенное социокультурное пространство, в котором они находятся.

Среди духовно-культурных ориентиров современной молодежи религия не занимает ведущее место. Наука и светская этика, гуманистические ценности и идеалы, сформированные в рамках светской культуры, достаточно эффективно помогают решать проблемы, стоящие перед молодежью и современным обществом.

Вместе с тем, молодежь интересуется религиозными вопросами самого разного содержания: социально-политическими, историческими, духовно-мировоззренческими, часто это вопросы вероучительного, вероисповедного характера, касающиеся различий между религиями и конфессиями. Примечателен факт, что преподаватели, читающие студентам курс «Религиоведение» в высших учебных заведениях, отмечают, что при положительном отношении студентов к религии последние, как правило, демонстрируют большую необразованность в вопросах, с ней связанных. Религия для них либо часть повседневной традиции, либо нечто «духовное», это значит возвышенное.

Религиозность молодых людей в целом носит 
мировоззренческий характер и в малой степени влияет на их 
культовое поведение, т. е. на регулярное посещение 
богослужений, чтение молитв, соблюдение постов, религиозных 
праздников и т. д. Так, только 4, 8% молодых людей регулярно 
посещают богослужения, а

57, 4% делают это  изредка. Постоянно соблюдают  религиозные праздники и/или посты только 19,8% молодых людей, изредка это делают 51,7% и не соблюдают 27,6%.

   Полученные данные  свидетельствуют, что религиозное  сознание молодежи не носит ортодоксального характера, оно не имеет четких границ, не распространяется на регламентацию поведения вне религиозной сферы. Нравственные нормы религиозного сознания опрошенных студентов действуют в момент пребывания в сложных бытовых ситуациях, а в повседневной жизни они руководствуются нравственными принципами, господствующими в социальной группе, с которой молодые люди себя идентифицирует.

    Вместе с тем  религия, как носитель духовно-нравственных идеалов и хранитель культурных традиций, имеет высокую ценность в глазах современной молодежи. В этой связи сила религиозной этики сегодня все более активно используется в целях формирования нравственного и духовного мира подрастающего гражданина. Перед государственными органами, учреждениями образования, педагогическими коллективами стоит  вопрос об  эффективности   использования   потенциала традиционных для белорусского общества конфессий в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи. Определенные успехи в сфере формирования нравственно зрелой, духовно развитой личности связаны с реализацией Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью (далее - Соглашение), подписанного 12 июня 2003 года. По основным направлениям взаимодействия государства и церкви до апреля 2004 г. были подготовлены и подписаны 14 совместных программ сотрудничества государственных органов управления с Белорусской православной церковью. В ходе реализации в рамках Соглашения совместных программ сотрудничества создана эффективная система взаимодействия органов государственного управления и Белорусской Православной Церкви (далее - БПЦ) на республиканском и местном уровнях, позволяющая конструктивно решать духовно-нравственные и социальные проблемы общества, в том числе в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.

Министерством образования  организована разработка стандартов, учебных планов и программ дисциплин и курсов, связанных с вопросами истории и учения Православной церкви, организовано проведение совместных конференций, семинаров, посвященных проблемам формирования у молодежи системы нравственных ценностей. Систематически проводятся православные тематические чтения (Кирилло-Мефодиевские, Свято-Евфросиниевские, Полоцкие и др.), обеспечивается подготовка кадров религиоведов в государственных ВУЗах, а также освещение религиозной тематики на курсах повышения квалификации работников системы образования.

Широко освещаются Министерством информации Мероприятия БПЦ, в том числе религиозные праздники, памятные для церкви даты, выставки-ярмарки, чтения, значительное внимание уделяется проведению совместно с Министерством культуры Дня белорусской письменности и культуры, принимаются меры по методическому обеспечению взаимодействия СМИ и БПЦ, регулярно организуются встречи и семинары для журналистов с участием руководства БПЦ.

Министерство культуры в  рамках заключенной совместной программы сотрудничества с БПЦ реализует проекты в области культуры, творческой деятельности, охраны, восстановления и развития историко-культурного наследия. Организуется проведение выставок, экспозиций предметов церковного назначения, икон. Библиотеки пополняют фонды литературой православной тематики.

Министерством труда и  социальной защиты обеспечен доступ представителям Церкви в дома-интернаты для детей-инвалидов. Активно развивается совместная благотворительная и гуманитарная деятельность, направленная на оказание помощи гражданам с ограниченными возможностями, в том числе и детям. На базе учреждений системы здравоохранения осуществляется подготовка сестер милосердия для ухода за больными людьми. Представителями Церкви осуществляется уход за отказными детьми, тяжелобольными на дому, семьями ВИЧ-инфицированных.

    Сотрудничество  по линии Министерства спорта  и туризма осуществляется с  целью продвижения совместных проектов в области спорта и туризма. Министерством совместно с БПЦ осуществляется разработка и проведение экскурсионных маршрутов по местам размещения православных святынь.

    Министерством  природных ресурсов и охраны  окружающей среды эффективно осуществляется работа с БПЦ на региональном и республиканском уровнях по пропаганде бережного отношения к природе, организации с участием священнослужителей научных и общественных мероприятий, посвященных вопросам защиты природы, формированию нравственных основ экологического сознания. Успешно осуществляются совместные мероприятия по наведению порядка на земле.

Информация о работе Идеи даосизма и конфуцианства в современном мире. Роль религии в современной духовной культуре