Идея права в философии права Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 00:42, реферат

Описание

Философия права Гегеля является важной составной частью всего его философского учения. Более полутора веков она привлекает пристальное внимание исследователей во всех частях света. Вокруг гегелевской философии права шли и продолжают идти острые идейно-теоретические споры. В центре интерпретаций гегелевского учения, так или иначе, оказываются актуальные современные проблемы общества, государства, права и идеологии.

Содержание

Введение

1. Философское учение Гегеля о праве

1.1 Предмет гегелевской философии права

1.2 Всеобщая свобода как основная идея права

1.3 Идея права в теории Гегеля

2. Основные понятия гегелевской философии

2.1 Право и мораль

2.2 Гражданское общество

2.3 Понятие собственности

Заключение

Список используемой литературы:

Работа состоит из  1 файл

Философ реферат.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

1) субъективное, как образ мыслей и как намерение соответствовало тому, что, собственно, является заповедью, и чтобы то, что является долгом, выполнялось не по склонности, не по какой-то неприятной обязанности и не ради щегольства тем, какой ты хороший, а по убеждению, потому что это долг;

2) моральность, таким образом, касается человека в силу его особенности и в отличие от права не является чисто негативной. Свободному существу ничего не предпишешь, отдельному человеку можно.

В основе права должна лежать свобода каждого отдельного человека обеспечение этой свободы является в то же время обеспечением личной свободы. Нарушение права конкретной личности оскорбляет достоинство всех. Абстрактная воля, выраженная в праве, является общим достоянием всех, несмотря на индивидуальные различия каждого из носителей всеобщей воли.

Дозволенным с точки зрения права оказывается все то, что не ограничивает свободы других. «Право содержит, собственно говоря, только запрещения, а не приказания, а что не запрещается, то позволено. Но правовые запрещения могут быть выражены позитивно как приказания, например: ты должен соблюдать договор! Всеобщий правовой принцип гласит: ты должен уважать собственность другого человека! Это не означает, что ты должен сделать для другого что-нибудь позитивное, произвести какое-нибудь изменение в окружающих обстоятельствах, а требуют только не совершать нарушений права собственности. Таким образом, если право и выражает позитивное приказание, то это лишь форма выражения в основе, которой по содержанию всегда лежит запрет.

2.2 Гражданское общество

Под гражданским обществом по существу имеется в виду буржуазное общество. Гегель изображает гражданское общество, как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество как войну всех против всех. Тремя основными моментами гражданского общества является:

­   Система потребностей;

­   Отправление правосудия;

­   Полиции и корпорации.

В структуре гражданского общества, Гегель выделяет три сословия:

1) субстанциальное (земледельцы - дворяне, крестьяне);

2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

3) всеобщее (чиновники).

Освещая социально-экономическую проблематику, Гегель признает, что даже при чрезмерном богатстве, гражданское общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью и возникновением черни, под которой он имеет в виду деградировавшую часть населения.

Гегелевский анализ показывает, что гражданское общество не в состоянии, исходя лишь из своих внутренних возможностей, решить проблему бедности и диалектика внутренних противоречий заставляет его (общество) выйти за свои пределы - в поисках новых возможностей в международной торговле и колонизации.

В разделе о гражданском обществе, Гегель освещает также вопросы положительного права, правосудия и деятельности полиции, хотя эта тематика должна быть рассматриваться в той части Философии права, где речь идет о государстве.

Гегель исходит из того, что в сфере гражданского общества имеет место реальное функционирование собственности, сила которая должна найти свое подтверждение в защите её со стороны закона, суда и полиции. Эти институты призваны, в стихии частных целей, отстаивать всеобщие интересы данного строя.

Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. "В действительности поэтому - подчеркивает Гегель, в государстве есть вообще скорее первое, лишь в пределах которой семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства раскаливает себя на эти два момента". Пауперизация: процесс массового обнищания.

Гражданское общество в освещении Гегеля - это опосередованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Формирование такого общества, которого не было в античности и средневековье, связанно с утверждением буржуазного строя.

По теоретическим заслугам Гегеля относится также четкая принципиальная постановка вопроса о взаимосвязи и отношении социально-экологических и политических сфер, гражданского общества и политического государства, о необходимом, закономерном диалектическом характере этих связей и отношений.

В функционировании гражданского общества роль цивилизованного государства должна выражаться в том, что оно:

­   Служит формой, организующей гражданское общество и создающей условия для его развития;

­   Является относительно самостоятельным по отношению к гражданскому обществу и осуществляет солидарные, публичные интересы всех членов общества;

­   Устанавливает "правила игры", которых должны придерживаться граждане и их объединения, создает благоприятные условия для их существования и развития; не вмешивается в частную сферу семьи, быта, культуры: такое вмешательство может иметь место только в целях обеспечения личной или общественной безопасности;

­   Оказывает необходимую защиту гражданскому обществу, функционирующему в пределах его территории, в том, что относится к социальной безопасности граждан;

­   Выступает орудием социального компромисса гражданского общества, смягчает социальные противоречия между различными социальными группами;

­   Юридически обеспечивает возможности гражданина быть собственником, создавать общественные объединения, коммерческие корпорации, принимать активное участие в политической жизни общества;

­   Имеет пределы регулирования отношений в обществе, которые определяются конституцией государства, стандартами в области прав и свобод человека, закрепленными в международных актах.

И гражданское общество, и государство функционируют на удовлетворение потребностей и интересов человека.

2.3 Понятие собственности

Важное в теории права Гегеля понятие собственности вводится при помощи категории «отчуждение». Собственность связана с признанием на основе договора факта владения вещью, когда другие признают ее моей, а я признаю владение другими их вещами. Свободная воля каждого человека признает право собственности всех, признавая тем самым свою собственность. Такого рода признание собственности является законным. Причем понятия собственности и владения не совпадают.

Не все человеческие блага являются отчуждаемыми. Последними могут быть только внешние блага, собственность в юридическом смысле слова. Внутренние блага - религиозные пристрастия, нравственность, честь, свобода воли - неотчуждаемы. На каких условиях может быть совершено отчуждение собственности? Гегель дает четкое определение данного деяния посредством введения важного юридического понятия «договор»: «Для отчуждения в пользу другого требуется мое согласие передать ему вещь и его согласие принять ее: это обоюдное согласие, если оно взаимно высказано и объявлено действительным, называется договором»[2]. Гегель рассматривает и раскрывает содержание основных видов договора: дарственный договор (передача (отчуждение) моей собственности другому без получения взамен ее стоимостного эквивалента), договор мены (обмен собственностью, в основе которого лежат эквивалентные стоимости), договор купли и продажи (обмен товаров на деньги как всеобщий эквивалент), договор найма (отчуждение владения моей вещью от меня с одновременным сохранением права собственности на нее). В основе выделения видов собственности лежат различные отчуждения, приобретения и владения собственностью.


Заключение

Удалось установить, что под идеей права философ считал всеобщую свободу. Следуя традиции, сложившейся в идеологии антифеодальных революций, Гегель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из понятия свободной воли.

Идея права, по мнению Гегеля, в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и нравственность.

Первая ступень - абстрактное право. Свободная воля первоначально является сознанию человека в качестве индивидуальной воли, воплощенной в отношениях собственности. На этой ступени свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление).

Вторая ступень в развитии идеи права - мораль. Она является более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные предписания формального права в ней наполняются положительным содержанием.

На данной ступени свобода проявляется в способности индивидов совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло). В учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида.

Третья, высшая, ступень осмысления права человеком - нравственность. В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними. Согласно взглядам философа человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям. К числу объединений, формирующих нравственное сознание в современную ему эпоху, философ относил семью, гражданское общество и государство.


Список используемой литературы:

1.                  Гегель, Г.В.Ф. Философия права: учебник для вузов / Под ред. Д.А. Керимова, В.С. Нерсесянца. - М.: Мысль, 1990.;

2.                  Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений : учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: НОРМА-ИНФРА, 1998.;

3.                  История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста. - М.: Издательство, 2006.;

4.                  Материалы сайта www.narpolit.com по состоянию на 08.01.2012;

5.                  Материалы сайта www.anthropology.ru по состоянию на 08.01.2012;

6.                  Материалы сайта www.di-mat.ru по состоянию на 13.12.2011.

 



[1] Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений : учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. - 420 с.

[2] Гегель, Г.В.Ф. Философия права: учебник для вузов / Под ред. Д.А. Керимова, В.С. Нерсесянца. - М.: Мысль, 1990. - 339 с.


Информация о работе Идея права в философии права Гегеля