Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2011 в 10:58, реферат
Иммануил Кант (1724-1804 гг.) - родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права - был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.).
Иммануил Кант
(1724-1804 гг.) - родоначальник классической
немецкой философии и основоположник
одного из крупнейших направлений в современной
теории права - был профессором Кенигсбергского
университета. Учение Канта сложилось
в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого
им критического пересмотра предшествующей
философии. Свои социально-политические
взгляды он первоначально изложил в цикле
небольших статей, куда вошли работы "Идея
всеобщей истории во всемирно-гражданском
плане" и "К вечному миру", а затем
обобщил в трактате "Метафизика нравов"
(1797 г.).
Истинное призвание права - надежно гарантировать
морали то социальное пространство, в
котором она могла бы нормально проявлять
себя, в котором она могла бы беспрепятственно
реализовывать свободы индивида. В этом
суть идеи Канта о моральной обоснованности
права и его моральной основе.
В учении о праве
Кант развивал идеи французских просветителей:
необходимость уничтожения всех форм
личной зависимости, утверждение личной
свободы и равенство перед законом. Юридические
законы Кант выводил из нравственных.
В работе «Метафизика нравственности»
Кант дает систему своих правовых и этических
воззрений. В этой системе учение о праве
предшествует этике не потому, что оно
представляет принципиальную ее основу,
а лишь потому, что, согласно взгляду Канта,
в нормах права в отличие от этических
имеются в виду исключительно внешние
отношения между людьми. В этой работе
он не выводит четкую систему право-этика,
он одновременно и подчиняет право этике,
и стремится обособить их друг от друга,
но, тем не менее, не допускает, чтобы учение
о праве имело своей основой этику.
По мнению Канта, юридический закон является чисто формальным. Он не касается содержания поступков и независимо от мотивов поведения определяет лишь внешние действия. Право простирается, таким образом, только на внешние практические отношения между людьми. Самые отношения рассматриваются при этом только со своей формальной стороны: вопрос ставится о том, насколько свободная воля одного лица может быть совмещена со свободой других лиц в обществе. При этом свобода понимается как чисто внешняя свобода, а право определяется как сумма условий, при которых воля одного может сочетаться с волей других под общим формальным законом свободы.
Право - это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы (такое определение даёт Кант в работе «Метафизика нравственности»). Кант выводит следующий всеобщий правовой принцип: "Всеобщий правовой закон гласит: поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом».
Кант разграничивает моральное и легальное поведение, право с объективной стороны и право с субъективной стороны. Моральным можно назвать такое поведение, которое продиктовано внутренним осознанием долга. Правовое же поведение основано на выполнении предписаний закона, независимо от внутренних мотивов субъекта. Моральное поведение - сфера мотивов, в основе которой лежит особая моральная справедливость. Право -- внешнее поведение; в основе его -- внешние проявления воли. Здесь мотивы не важны. Власть не должна указывать, как поступать личности, и не должна регулировать свободу мысли. Государство не может задавать этические каноны. В сферу мотивов поведения, душевных побуждений, по Канту, государство не должно вмешиваться, нельзя заставлять человека быть счастливым и свободным. Право с объективной стороны заключается в подчинении всех общему моральному закону, а право с субъективной стороны характеризуется тем, что каждый должен согласовывать свой произвол (свободу) со свободой (произволом) каждого другого человека. Кант создал свое учение о человеке и его прирожденных правах. По Канту, как физическое существо человек подчинен законам природы, но как волевое существо он подчинен законам морального мира. В своей теории Кант выявил принцип, согласно которому каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага. Человек - субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, - в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен.
Кант делит право на три категории: первая - естественное право, т.е. совокупность нравственных норм, или принципы, продиктованные практическим разумом; вторая - положительное право, основанное на воле законодателя, которое должно соответствовать естественному праву, т.е. требованиям категорического императива, и плюс сила принуждения; третья - справедливость, т.е. совокупность притязаний индивида, не обеспеченных принуждением.
Также
Кант делит право на частное (отношения
индивидов как частных
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - великий немецкий философ. Политико-правовые взгляды Гегеля отражены, прежде всего, в работах: "Философия права", "Философия истории", "Феноменология духа"
Предметом
философии права, по Гегелю, является
идея права, т.е. понятие права и
его осуществление. Право, наряду с
моралью и нравственностью
Согласно
теории Гегеля тремя основными ступенями
развития понятия права являются:
абстрактное право, мораль и нравственность.
Учение об абстрактном праве включает
проблематику собственности, договора
и неправды; учение о морали – умысел и
вину, намерение и благо, добро и совесть;
учение о нравственности – семью, гражданское
общество и государство.
Абстрактное право представляет собой
первую ступень в движении понятия права
от абстрактного к конкретному. Это –
право абстрактно свободной личности.
Абстрактное право имеет тот смысл, что
вообще в основе права лежит свобода отдельного
человека (лица, личности). Личность,
по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность.
Абстрактное право представляет собой
абстракцию и голую возможность всех последующих,
более конкретных определений права и
свободы. На этой стадии положительный
закон еще не обнаружил себя, его эквивалентом
является формальная правовая заповедь:
"Будь лицом и уважай
других в качестве лиц"
На вершине
иерархии "особых прав" стоит право
государства (государство как правовое
образование, как наиболее конкретное
право). Поскольку в реальной действительности
"особые права" всех ступеней (личности,
ее совести, преступника, семьи, общества,
государства) даны одновременно и, следовательно,
в актуальной или потенциальной коллизии,
постольку, по гегелевской схеме, окончательно
истинно лишь право вышестоящей ступени.
III. Право как, закон (позитивное право)
является одним из "особых прав".
Гегель пишет: "То, что есть право в себе,
положено в своем объективном наличном
бытии, т. е. определено для сознания мыслью,
и определено как то, что есть право и считается
правом, что известно как закон,
право есть вообще, благодаря этому определению,
положительное право".
Превращение права в себе в закон путем
законодательствования придает праву
форму всеобщности и подлинной определенности.
Предметом законодательства могут быть
лишь внешние стороны человеческих отношений,
но не их внутренняя сфера.
Различая право и закон, Гегель в то же
время стремится в своей конструкции исключить
их противопоставление. Как крупное недоразумение
расценивает он "превращение отличия
естественного или философского права
от положительного в противоположность
и противоречие между ними".
Кант
построил логическую цепь: нравственная
свобода, составляющая сущность человека,
требует внешних условий ее реализации,
которые создаются равным для
всех правом, обеспечивающим всеобщую
свободу; из необходимости права
следует существование
В середине 60-х гг. XIX в. в западноевропейской философии прозвучал призыв “назад к Канту!”. Вскоре сложились неокантианские школы, оказавшие большое влияние на развитие теории права и государства. В начале XX в. стало формироваться неогегельянство. Судьбы идей классиков немецкой философии были различны. Идеологи разных классов притязали на части их духовного наследия. Предпринимались попытки соединить философии Канта и Гегеля, хотя не только философские, но и политико-правовые идеи Канта и Гегеля расходятся в решении многих проблем. И все же эти два имени почти всегда стоят рядом. В области политико-правовой идеологии их объединяют ненависть к рабству, произволу, к феодальному гнету, идея свободы человека и человечества, уважение к законности, уверенность, что государство может и должно стать разумным.