Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 15:52, контрольная работа
Проблемы человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. Разумеется, ни у одной из наук нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем. В то же время к изучению человека обращаются не только наука, но и философия, искусство, религия, литература.
Казанский
Юридический Институт (филиал РПА
МЮ РФ)
по предмету
«Философия»
Тема:
«Индивид.
Индивидуальность. Личность»
Выполнил: студент 2ого курса
Группа 11 А
Салаева Ольга Николаевна
Казань 2005
Проблемы человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. Разумеется, ни у одной из наук нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем. В то же время к изучению человека обращаются не только наука, но и философия, искусство, религия, литература.
Человекознание представляет собой наиболее широкую на сегодняшний день систему знания, объединяющую представителей самых разных идейных и научных ориентаций на основе изучения человека как целостного существа. В него входят такие области знания, как философия или “метафизика”, гуманитарное знание и комплекс научных дисциплин, включающий биологию и социологию. Философия рассматривает бытие человека и общества в более широком плане, давая ответы на так называемые “вечные” вопросы. Она исследует сущность человека и смысл его жизни, выявляя общие закономерности его биологического и социального развития и намечая его идеалы, ценности и цели.
Философское знание о человеке стремится не столько к изучению его целостности, сколько к выявлению всеобщих и сущностных связей в системе “человек — мир”. Эти связи имеют ценностно-нормативную окраску, так как устанавливают границы познания человека, обусловленные господствующим в обществе или в определенной философской системе мировоззрением.
Характерная
примета социально-философской
Философия с древности и по сей день пытается определить специфику человека. Одни философы сводили ее к каким-либо конкретным проявлениям, функциям и отношениям человека. Другие связывают ее с неким универсализмом, в котором теряется многообразие человеческой жизни. Поэтому наиболее запутанной из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Трудно представить общество, в котором люди одеваются одинаково, живут в одинаковых по размеру жилищах, потребляют одну и ту же пищу. Еще страшнее, если они и будут думать одинаково.
Тем не менее попытки создать такое общество предпринимались. К счастью, они провалились или продолжают провалиться. Происходит это потому, что однообразие, «одинаковость», серые краски, единомыслие и прочие неприятные явления противны человеческой природе. Каждый человек должен быть по-своему индивидуален. Именно эта черта притягивает к нему, к неповторимому.
Человек представляет собой многоуровневую систему, стороны которой фиксируются при помощи частных понятий. Он является одновременно биологической и социальной, социальной и психической системой. На этом этапе познания личность выступает как одно из системных свойств человека. В качестве «частных определений» человека, имеющих системное происхождение, выступают, помимо личности, «родовой человек», индивид и индивидуальность.
В
своей работе я попытаюсь найти
ответ на вопрос: в чем отличие
и схожесть понятий индивида, индивидуальности
и личности, проанализировать их соотношение.
Человек
– это родовое понятие, указывающее
на отнесенность существа к высшей
степени развития живой природы
- к человеческому роду. В понятии
«человек» утверждается генетическая
предопределенность развития собственно
человеческих признаков и качеств.
Еще в древние времена специфику человека
видели в его разуме, определяя его как
«разумное животное». Иногда подчеркивались
иные аспекты: человек – это религиозное
существо", "политическое животное
", "творец истории", " животное,
создающее орудия труда" и т.п. Во всех
этих случаях под сущностью человека понимается
какой-то один признак, общий для всех
индивидов, одновременно отличающий его
от животного. Тенденция такого понимания
сущности человека достаточна сильная
и сохранилась по сей день. Достаточно
обратиться к материалам уже упоминавшегося
выше философского конгресса, где в ряде
выступлений сущность человека сводилась
к определенным его свойствам. В то же
время дискуссия, развернувшаяся на конгрессе,
показала и малопродуктивность такого
подхода. Но и тенденция к построению абстрактно-универсального
образа человека, нередко вытекающая из
самой природы философского знания, не
является достаточно плодотворной. В силу
этого философия пытается преодолеть
и то и другое понимание человека, задавая
общие методологические ориентиры как
для целостного представления о нем, так
и для анализа конкретных его аспектов.
Как неоднократно отмечал известный философ и психоаналитик Эрих Фромм, человек - единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: он должен ее решить, поскольку, от нее нельзя никуда уйти. В сущности человека заключено противоречие, изначально присущее человеческому бытию. По своим физиологическим функциям человек принадлежит к миру животных, существование которых определяется инстинктами и гармонией с природой. Но вместе с тем человек уже отделен от природного мира. Его поступки не определяются инстинктами, да инстинкты эти у него достаточно слабы, непрочны и недостаточны для того , чтобы гарантировать ему существование. Кроме того человек наделен разумом, воображением, способностью к творчеству, самосознанием и памятью, то есть он знает о себе, о своем прошлом и о своей смертности. Человек - единственное существо на Земле, которое делает предметом своего анализа свое собственное существование.
В то же время человек выступает как автономная личность, как "индивидуальное общественное существо" 1. Для характеристики человека как индивидуального феномена в научной литературе используется ряд терминов, важнейшими из которых являются индивид, индивидуальность и личность.
Индивид и индивидуальность (от лат. individum - неделимый) - понятия, используемые, как правило, для описания и отображения разнообразных ипостасей бытия личности.
Маркс К. и Энгельс Ф. Из разных произведений М., 1956, С. 590
Понятие "индивид" (впервые
введено в научный оборот
Индивид, рассматриваемый в его специфических особенностях, не сводимых к каким-либо родовым и всеобщим характеристикам, выступает синонимом понятия индивидуальности. Из этого вытекает, что в понятии индивидуальностификсируется особенное, специфическое и своеобразное, то есть все то, что отличает данного конкретного человека от других людей.
Индивидуальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа сохраняет в человеке не только его родовую сущность, но и то, что составляет его уникальность, его биологическую неповторимость. Данная неповторимость отличает и животных, но в человеке она связана не только с внешними проявлениями, но и с его внутренним духовным ветром. Уникальность человека объясняется многими факторами: природными способностями, которые представляют некую целостность, наследственными особенностями, неповторимыми условиями микросреды, в которых находится человек, неповторимостью его опыта. При этом следует иметь в виду, что индивидуальность не есть некий абсолют, нечто раз и навсегда данное, обладавшее полкой и окончательной завершенностью. Она постоянно изменяется, являясь в то де время самым устойчивым инвариантом личностной структуры человека. Разнообразие индивидуальностей - это величайшая общественная ценность, настоятельная потребность разумно организованного общества и существенное условие его успешного функционирования.
Понятие индивидуальности выступает и как биосоциальная данность, и как характеристика личности. Индивидуальность как характеристика личности – это неповторимый, самобытный способ бытия каждой личности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется как социальными условиями, так и собственным жизнетворчеством. Знать то, что дано человеку от природы, и быть готовым к долгому и мучительному труду по реализации и развитию этого дара, по констатированию собственной уникальности, - таков путь становления и развития индивидуальности личности.
Каждый
человек как индивидуальность есть
неповторимое, незаменимое событие.
В то же время степень развития
этой индивидуальности выражена у людей
по-разному. Именно этот факт привел В.З.Зеньковского
к выводу, что есть немало серых, неразвитых
людей, у которых индивидуальность как
бы не дана, поэтому у них нет ничего,
что следовало бы развивать, воспитывать
как индивидуальную силу 2.
В действительности все люди обладают
индивидуальностью, но разной степенью
ее проявления. Человека с непроявленной,
"стертой" индивидуальностью в какой-то
мере можно считать "не нашедшим себя",
"не сделавшим" свою индивидуальность.
Таким образом, понятие индивидуальности
характеризует личность с точки зрения
ее своеобразия и неповторимости. В самом
понятии личности фиксируется ее самостоятельность,
сознательное - волевое и нравственное
начало. Оно характеризует индивида с
точки зрения социальных качеств, не просто
продукта, но и субъекта общественных
отношений и исторического процесса.
2 В.З.Зеньковский "Принцип
индивидуальности в психологии и педагогике"
ж. "Вопросы философии и психологии",
1911, кн. 108, с. 373.
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» - бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, но разные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся.
А.Н. Леонтьев подчеркивал невозможность поставить знак равенства между понятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что личность – это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Личность невозможна вне социальной деятельности и общения.
Индивидуальность – не просто “атомарность” человека, а скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности. Как сказал современный немецкий философ Ю. Хабермас, “моя концепция меня самого” имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностной ориентации данного общества.
Личность
– субъект исторического
Так,
интеллектуальная зрелость личности выступает,
прежде всего, как ее гражданская
зрелость, как устойчивость убеждений,
интересов и склонностей