Исследования комментарии ссылки исследования Иоанна Скота Эриугены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 06:41, реферат

Описание

Философия Иоанна Скота Эриугены (ок. 810 - после 877) часто характеризуется как довольно необычный для латинского средневекового философствования феномен. Его называют "сфинксом, стоящим у порога средних веков", "высокой скалой посредине равнины".

Работа состоит из  1 файл

философия Черемных.docx

— 25.59 Кб (Скачать документ)

В целом свою главную метафизическую проблему - соотношения Бога и мира -Эриугена решает следующим образом: происхождение конечного мира от Бога, абсолютной и непостижимой основы всего сущего, мыслится им как внутренний, мыслительный и одновременно волевой, то есть в конечном счете психический, процесс, совершающийся в самом Боге.

Основное  методологическое отличие философии  Эриугены от обоих течений христианской философии заключается в том. что он в своих рассуждениях сознательно стремится встать на самую высшую точку зрения - точку зрения Бога, чтобы отсюда

' Eriugena Ioannes Scotus. De ivisione naturae, II, 32// Patrologiae corpus completus. Seria latina Ed., par., J.-P Migne. Paris, 1845. Т. 122. охватить все сущее мысленным взором и попытаться понять его. "Силой внутреннего созерцания вступает духовный человек в причины вещей, о коих судит. Но не по внешней видимости чувственных вещей различает он их, а по внутренним основаниям, и неизменным причинам, и основным первообразам, в которых они существуют и суть одно. Итак, духовный человек рассуждает обо всем сущем, находясь там, где оно пребывает истинно и неизменно и куда должно возвратиться все то, что произошло из своих первоначальных причин'".

Причем  Эриугена очень четко различает онтологический и гносеологический моменты: одно дело - то, что есть в действительности, а другое - как мы себе это представляем, какие мысленные ходы осуществляем и как пытаемся выразить невыразимое и постигнуть непостижимое.

Новое, что появилось у Эриугены в трактовке проблемы богопознания в поздний период, - это положение о том. что не только человек в силу своей конечности и бесконечности объекта познания не может постичь Бога, но и сам Бог не знает самого себя, так как он бесконечен, а это означает беспредельность, то есть неопределимость и непостижимость (ибо познать, постигнуть - значит дать определение, определить) его никаким познающим субъектом, и им самим в том числе. "Каким же образом неведение присуще Богу, для которого ничего не скрыто ни в нем самом, ни в том, что произошло от него... Его неведение есть неизреченное постижение... Под божественным неведением должно понимать... непостижимое беспредельное божественное знание"{1}. Если все ж попытаться - хотя бы неадекватно - раскрыть суть божественного самопознания, то, согласно Эриугене, это можно сделать следующим образом: "Бог объемлет себя лишь в том смысле, что сознает себя необъемлемым; постигает себя лишь в том смысле, что сознает свою непостижимость; мыслит себя лишь в том смысле, что сознает невозможность помыслить себя в чем-либо. Ибо он превосходит все, что есть и может быть"[3]'.

Eriugena Ioannes Scotus.Dedivisionenaturae, V, 36 //Patrologiaecursus completus. Series latina.Ed. par. J.-P.Migne. Paris, 1845. Т. 122. 2Ibid., II, 28-29. 4bid.,lll, 1. 


Информация о работе Исследования комментарии ссылки исследования Иоанна Скота Эриугены