Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 10:17, сочинение
Самое заметное что окружает наше общество – это, конечно же, природа. А.И. Герцен высказал такую мысль: « Мы привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы. Это не справедливо. ...Природа и общество – две главы одного романа. » И я полностью согласна с высказыванием нашего русского философа в том, что общество и его развитие очень сильно зависит от природы. Во-первых, если исходить из материалистической традиции, то человек и общество результат эволюции природы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ЭССЕ: «Источники развития общества»
2011г.
Я учусь в техническом ВУЗЕ на информационной специальности, фактически меня окружают компьютеры и другая информационная техника. И даже это эссе я набираю сейчас на компьютере. То есть я могу спокойно сказать, что я живу в информационном обществе или по теории Э. Тоффлера «об этапах развития общества» в постиндустриальном. Но ведь мои родители жили еще в индустриальном обществе, почему произошла смена, что является источниками развития общества?
Я считаю что, для того чтобы понять и найти эти источники необходимо прежде всего оглядеться вокруг себя, что нас окружает, а затем заглянуть вовнутрь.
Самое заметное что окружает наше общество – это, конечно же, природа. А.И. Герцен высказал такую мысль: « Мы привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы. Это не справедливо. ...Природа и общество – две главы одного романа. » И я полностью согласна с высказыванием нашего русского философа в том, что общество и его развитие очень сильно зависит от природы. Во-первых, если исходить из материалистической традиции, то человек и общество результат эволюции природы. Природа - основа бытия человека и общества, источник необходимых для него продуктов, предметов, веществ. Общество на всех этапах своего развития может существовать лишь в совокупности с природой, через использование и преобразование вещества природы. То есть природа - условие существования человека и общества и поле его преобразовательной деятельности. Во-вторых, это подтверждают и факты истории развития. Известно, что крупнейшие цивилизации, такие как Месопотамия (Тигр и Ефрат), Египет ( Нил), возникали в руслах великих рек, а наиболее успешное развитие капиталистической формации происходило в странах с умеренным климатом, эту идею очень сильно развил в своих трудах философ Ш. Монтескье, приверженец географического детерменизма (от лат. determine – определяю, – философское направление, сформировавшееся в ХVIII веке в трудах Ш.Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, развитое в ХIХ веке Боклем, Л.И.Мечниковым, утверждало, что ведущая роль принадлежит природе, ландшафту, климату, изобильности природы и т.п. ). Современный этап взаимодействия природы и общества характеризуется понятием экологического кризиса, основной причиной которого была установка на «покорение природы», игнорирование пределов ее устойчивости по отношению к антропогенным влияниям. Необходимо изменить сознание и поведение миллиардов людей, дабы этот источник развития общества мог действовать и дальше. Таким образом, из выше сказанного можно сказать, что природа является одним из источников общества.
Нас также окружают вещи и предметы, являющиеся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда. Обратимся опять к истории. Человек всегда стремился создать что-то новое, дабы облегчить свой труд, изменить свою жизнь в лучшую сторону. Но чем больше человек создает, изобретает, открывает, тем больше он получает противоречий. Это особенно заметно в наше время, когда успехи науки в последние десятилетие дают поразительные примеры, что чем глубже наука проникает в сущность явлений природы, тем явственнее выступает их внутренне противоречивый характер. Особенно показательны в этом отношении достижения атомной и ядерной физики.
Характер и тип труда человека, также во многом определяет систему общественных отношений. Это стало особенно очевидно в современную эпоху, когда обозначились контуры постиндустриального, информационно-технологического общества. В этом случае основное противоречие возникает между гуманными целями человеческого существования и "бездушным" миром информационной техники, несущим потенциальную угрозу человечеству.
«Движение, - писал Ленин, - есть единство непрерывности (времени и пространства) и прерывности ( времени и пространства). Движение есть противоречие, есть единство противоречий. Это высказывание подтверждает мысль о том, что вещи, предметы, являющиеся продуктом нашего труда, а также непосредственное разделение труда могут быть источниками развития человеческого общества.
Я бы выделила еще один источник развития общества – это непосредственно сознание человека, его духовное состояние. И я снова обращаюсь к истории. Сознание человека в аграрном обществе находиться еще в не устоявшемся, все время ищущем состоянии. Моральные и нравственные нормы находятся еще на достаточно низком уровне. И как мы видим само общество находиться еще у истоков своего развития как такового. В последствии человек осознает, что данные нормы поведения не приемлемы. Религия, установившись в сознании людей, влечет за собой изменения и в обществе, возникает идея теократии, то есть управления обществом и государством высшими религиозными авторитетами, она была очень популярна в истории. История общества в этом случае рассматривается как реализация воли Бога, а задача человека — воплотить этот промысел, уделяя основное внимание не земным проблемам, а подготовке к будущей, вечной жизни. В концепциях II. Сорокина основное значение в развития общества придается морально-религиозному, духовному его совершенствованию. То есть фактически развитие общества от этого источника возможно в двух направлениях, в светском и в религиозном, но тем не менее это все равно развитие.
Таким образом, я бы выделила три источника развития общества, но всем известно, что вообще различными философами выделено намного больше таких источников, но сколько бы их не выделяли, абсолютно ясно, что общество может развиваться только при их совокупности, потому что каждый из источников отвечает за определенные аспекты в жизни человека, и иначе планомерного развития не получиться.