Истоки философии: мифология и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:26, реферат

Описание

Философия (от греч. Phileo – люблю и Sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Она зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет). Классическая форма - в др. Греции. Первый человек, называвший себя философом - Пифагор. В качестве особой науки философия выделена Платоном. Данная наука сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Работа состоит из  1 файл

Доклад по философии, тема - истоки философии (мифология и религия).docx

— 17.67 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по философии

на тему:

 

«Истоки философии:

 

мифология и религия»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила 

Лебедева  Екатерина

СПБГУТД

Группа 1-ВД-5

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2011

   Философия (от греч. Phileo – люблю и Sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Она  зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет). Классическая форма - в др. Греции. Первый человек, называвший себя философом - Пифагор. В качестве особой науки философия  выделена Платоном. Данная наука сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Кроме познания мира, «любовь  к мудрости» предполагала также  раздумья о природе человека, его  судьбе, о разумном устройстве и  целях человеческой жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные  взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, указывала правильный путь, служила  руководством  человеческого поведения  и образа жизни.

Для раскрытия специфики  философии важно обратиться к  истокам философского мышления, а  также к мифологическому и  религиозному миропониманию как  предпосылке, предтече философии.

 

Мифология

 Первая попытка человека  объяснить происхождение и устройство  мира, причины стихийных явлений  и другое  породили мифологию  (от греч. Mifos- предание, сказание  и logos-слово, понятие, учение). В  духовной жизни первобытного  общества мифология доминировала, выступала как универсальная  форма общественного сознания.

Мифы – древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.

Мифы разных стран заключают  в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о  возникновении наиболее важных явлений  природы, о мировой гармонии, безличной  необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как  его творение или как постепенное  развитие из первобытного бесформенного  состояния, как упорядочение, превращение  из хаоса в космос, как созидание  через преодоление демонических сил. Существовали также мифы – эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.

Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей  – изобретении ремесел, добывании  огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме  того много внимания уделялось и  происхождению, рождению людей, стадиям  жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном  пути.

Интеллектуальное своеобразие  мифа проявлялось в том, что мысль  выражалась в  конкретных эмоциональных, поэтических образах. В мифологии  сближались явления природы и  культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов, художников. Вместе с тем в причудливой  ткани мифологических образов заключалась  и обобщенная работа мысли – анализа, классификаций, особого символического представления мира как целого.

Действительно, мифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания  мира. С помощью мифа прошлое связывалось  с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также  поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

Через сказки, легенды, исторические предания мифологические образы вошли  в культуру различных народов  – в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Мифами наполнены мировые  религии – христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности  мифологического мышления сохраняются  в массовом сознании и тогда, когда  мифология утрачивает свою прежнюю  роль.

С угасанием первобытных  форм  общественной жизни миф  как особая ступень развития общественного  сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый  мифологическим сознанием поиск  ответов на особого рода вопросы  – о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы  мировоззрения – религия и  философия.

 

Религия

Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний  – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний  – «небесный», сверхчувственный.

Религиозное мировоззрение  отличается  от  мифологического верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии  долгое время развивались параллельно. Отсюда  смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.

Позднее  формируется  образ единого Бога – высшего  существа. В зрелых формах религий  идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. Бог мыслится как блюститель обычая, традиции, нравственности.

Вера – способ существования  религиозного сознания, особое настроение, переживание. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ  – система утвердившихся ритуалов, догматов.

Религиозные представления  невозможно вывести из чувств, переживаний  отдельного человека. Они – продукт  исторического развития общества. Существовало и существует множество вариантов  религиозных верований. Такие формы  религий, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей  день и имеют большое число приверженцев в разных странах.

Религия – сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в  однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном  мире небывалую актуальность, выступало  и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей. С помощью торжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга, справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать с переживанием возвышенного, священного.

Но в религиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом и настоящем.

 

Родственность, близость философии  и религии состоит в том, что  обе они  – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные  задачи мироуяснения и воздействия  на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую  часть в общем числе глубоко  религиозных людей. Естественно, что  мыслить свободно, самостоятельно способны были только образованные,  интеллектуально  развитые люди. Большинство же черпало  свои моральные и общемировоззренческие  установки из религиозно-церковных  источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних  двух столетий философские знания, исследования получили более широкое  распространение в мире.

 

Философское  мировоззрение  ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом  реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.

Философское мировоззрение  унаследовало от мифологии и религии  совокупность вопросов о происхождении  мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается  логической упорядоченной системой знаний, характеризуется  стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в  народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается  новое смысловое, рациональное истолкование.

Таким образом, можно с  полной уверенностью сказать, что истоками философии являются мифология и  религия.


Информация о работе Истоки философии: мифология и религия