Исторические формы философского мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:20, курсовая работа

Описание

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы
действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много
знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для
этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира
– мировоззрение.

Содержание

Понятие мировоззрения. …………………………………………………………………….3
Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. ………………….4
Литература: ………………………………………………………………………………….11

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 42.97 Кб (Скачать документ)

Возникновение философии как мировоззрения  относится к периоду развития и

становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а

классическая  форма философского мировоззрения  сложилась в Древней Греции.

Первоначально возник материализм как разновидность  философского

мировоззрения, как научная реакция на религиозную  форму мировоззрения. Фалес

первым в Древней  Греции поднялся до понимания материального  единства мира и

высказал прогрессивную  мысль о превращении единой по своей сущности материи

из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и

продолжатели  его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным

основанием всего  сущего – воду, они находили иные материальные основания:

Анаксимен –  воздух, Гераклит – огонь. 

Разрабатывая  основы научного мировоззрения, Фалес  внес существенный вклад в

основание математики, физики, астрономии. Главное же в  учении Фалеса как

ученого, утверждающего  новую, именно философскую эпоху  в развитии

мировоззрения, было учение о человеке как главном  объекте любой науки.

У истоков формирования научного мировоззрения в философии  древних стоял

Пифагор. Пифагоризм был первым древнегреческим философским  идеализмом как

мировоззренческой реакцией на первый древнегреческий  материализм. Фалес и

Пифагор были основоположниками  первоначальных философских мировоззрений, так

как «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой  их философских

мировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческих

направлений связано  с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита и

Платона мировоззренческие  позиции строятся уже на принципиально

опосредованной  основе. Так, у Демокрита основой  всех основ мыслятся «атомы»

как мельчайшие и в принципе уже не делимые  частицы материального мира. У

Платона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные, именно

«идеи». Они тоже принципиально неделимы. 

Таким образом, мир «атомов» Демокрита и мир  «идей» Платона – это уже не

«вода» Фалеса и не «число» Пифагора. Это нечто  бескачественное, из которого

вполне закономерно  образуются именно качества, причем самые  разнообразные.

Что-то подобное предлагал в школе Фалеса один из его учеников Анаксимандр,

высказав мысль, что в основе всего лежит некий  «апейрон», неопределенное по

отношению к  любым из возможных своих состояний  и модификаций материальное

основание. А  это была уже серьезная «заявка» на то, что видимый мир не

сводится к  своей сущности, а содержит в глубине  этой «видимости» некую

сущность. Отсюда напрашивается вполне определенный вывод: нельзя принимать

кажущееся за действительное. 

Демокрит признавал  материальное и духовное, разработал так называемую «теорию

истечений», своего рода «зародышевого» прообраза теории отражения.

Материальный  мир, по Демокриту, - это движущиеся в пустоте атомы. Отсюда

Демокрит полагал  два вида объективной реальности – атомы и пустоту. Платон

же, как мировоззренческий  антипод Демокрита, исходил из первичности  мира идей

и вторичности  мира материального. Что же касается процессов познания, то они

по Платону, осуществляются как «воспоминания» бессмертной  души, вселившейся в

тело человека в момент его рождения. 

Великий греческий  философ Аристотель понимал, что  противопоставление

мировоззрений определяется противопоставлением  политических целей и

интересов. Отсюда все помыслы Аристотеля как ученого  были направлены на

построение всеобъемлющей  философии, объединяющей различные  мировоззренческие

подходы. 

Возрождение античной культуры в Италии обязано главным  образом интенсивному

развитию городской  жизни. Социальная активность итальянского города стала

резко контрастировать  с феодально-деревенской жизнью подавляющего большинства

стран Европы. Главным  центром гуманистического движения эпохи Возрождения

стала Флоренция, что означает «цветущая», которую  можно назвать даже столицей

итальянского  Возрождения. Здесь родился и  провел многие годы провозвестник

Возрождения великий  поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265-1321).

В своей «Божественной  комедии» Данте, с одной стороны  как бы представляет

энциклопедию  христианского мировоззрения средневековья, а, с другой, - он

исполняет своеобразный гимн земному человеку с его напряженной  социальной

жизнью и собственной  психологией, ибо, по Данте, «из всех проявлений

божественной  мудрости человек – величайшее чудо». 

Подлинным родоначальником  гуманистического движения итальянского возрождения

стал поэт и  философ Франческа Петрарка. Главным  направлением его поэзии стала

тема чувственно окрашенного отношения к земной красоте женщины и природы.

Так возникло и  стала развиваться идея обожествления  человека, идея его

максимального сближения с богом на путях  человеческой творческой

деятельности, особенно на путях его поэтического творчества. 

Центральную роль в этом новом мировоззрении стало  играть прежде всего понятие

человеческой  деятельности.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

Литература: 

1.      Лосев А.Ф. Философия. Мифология.  Культура. – М., 1991.

2.      Шуртаков К.П. Мировоззрение и  методы его формирования. – Казань, 1989.

3.      Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 – томах, М., 1994.

4.      Спиркин А.Г. Философия: Учебник.  – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

5.      Несмеенов Е. Е.  «Основы философии  в вопросах и ответах», М., 1997.

6.      Кукушкина Е.И., Логунова Е.Б. Мировоззрение,  понятие, практика. – М.,

1989.

    

Информация о работе Исторические формы философского мировоззрения