Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:20, курсовая работа
Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы
действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много
знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для
этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира
– мировоззрение.
Понятие мировоззрения. …………………………………………………………………….3
Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. ………………….4
Литература: ………………………………………………………………………………….11
Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и
становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а
классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции.
Первоначально возник материализм как разновидность философского
мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения. Фалес
первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и
высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи
из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и
продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным
основанием всего сущего – воду, они находили иные материальные основания:
Анаксимен –
воздух, Гераклит – огонь.
Разрабатывая основы научного мировоззрения, Фалес внес существенный вклад в
основание математики, физики, астрономии. Главное же в учении Фалеса как
ученого, утверждающего новую, именно философскую эпоху в развитии
мировоззрения, было учение о человеке как главном объекте любой науки.
У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних стоял
Пифагор. Пифагоризм был первым древнегреческим философским идеализмом как
мировоззренческой реакцией на первый древнегреческий материализм. Фалес и
Пифагор были основоположниками первоначальных философских мировоззрений, так
как «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой их философских
мировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческих
направлений связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита и
Платона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиально
опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся «атомы»
как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. У
Платона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные, именно
«идеи». Они тоже
принципиально неделимы.
Таким образом, мир «атомов» Демокрита и мир «идей» Платона – это уже не
«вода» Фалеса и не «число» Пифагора. Это нечто бескачественное, из которого
вполне закономерно образуются именно качества, причем самые разнообразные.
Что-то подобное предлагал в школе Фалеса один из его учеников Анаксимандр,
высказав мысль, что в основе всего лежит некий «апейрон», неопределенное по
отношению к любым из возможных своих состояний и модификаций материальное
основание. А это была уже серьезная «заявка» на то, что видимый мир не
сводится к своей сущности, а содержит в глубине этой «видимости» некую
сущность. Отсюда напрашивается вполне определенный вывод: нельзя принимать
кажущееся за действительное.
Демокрит признавал материальное и духовное, разработал так называемую «теорию
истечений», своего рода «зародышевого» прообраза теории отражения.
Материальный мир, по Демокриту, - это движущиеся в пустоте атомы. Отсюда
Демокрит полагал два вида объективной реальности – атомы и пустоту. Платон
же, как мировоззренческий антипод Демокрита, исходил из первичности мира идей
и вторичности мира материального. Что же касается процессов познания, то они
по Платону, осуществляются как «воспоминания» бессмертной души, вселившейся в
тело человека
в момент его рождения.
Великий греческий философ Аристотель понимал, что противопоставление
мировоззрений определяется противопоставлением политических целей и
интересов. Отсюда все помыслы Аристотеля как ученого были направлены на
построение всеобъемлющей философии, объединяющей различные мировоззренческие
подходы.
Возрождение античной культуры в Италии обязано главным образом интенсивному
развитию городской жизни. Социальная активность итальянского города стала
резко контрастировать с феодально-деревенской жизнью подавляющего большинства
стран Европы. Главным центром гуманистического движения эпохи Возрождения
стала Флоренция, что означает «цветущая», которую можно назвать даже столицей
итальянского Возрождения. Здесь родился и провел многие годы провозвестник
Возрождения великий поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265-1321).
В своей «Божественной комедии» Данте, с одной стороны как бы представляет
энциклопедию
христианского мировоззрения
исполняет своеобразный гимн земному человеку с его напряженной социальной
жизнью и собственной психологией, ибо, по Данте, «из всех проявлений
божественной
мудрости человек – величайшее чудо».
Подлинным родоначальником гуманистического движения итальянского возрождения
стал поэт и философ Франческа Петрарка. Главным направлением его поэзии стала
тема чувственно окрашенного отношения к земной красоте женщины и природы.
Так возникло и стала развиваться идея обожествления человека, идея его
максимального сближения с богом на путях человеческой творческой
деятельности, особенно
на путях его поэтического творчества.
Центральную роль в этом новом мировоззрении стало играть прежде всего понятие
человеческой деятельности.
Литература:
1.
Лосев А.Ф. Философия.
2. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989.
3. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 – томах, М., 1994.
4.
Спиркин А.Г. Философия:
5. Несмеенов Е. Е. «Основы философии в вопросах и ответах», М., 1997.
6. Кукушкина Е.И., Логунова Е.Б. Мировоззрение, понятие, практика. – М.,
1989.
Информация о работе Исторические формы философского мировоззрения