Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 03:35, контрольная работа
В этих своих значениях термин "природа" восходит к латинскому слову "natura", которое было воспринято и усвоено практически всеми народами и языками христианского мира. Отсюда и "натуралисты" в смысле - исследователи ("испытатели") природы, и "натурализм" как философская позиция, подчеркивающая всегда особую значимость именно "природы" при рассмотрении и решении центральных философских вопросов бытия и познания, особенно бытия человека и человеческой культуры.
Введение 3
Исторические формы отношения человека к природе 5
Жизнь как ценность 7
Экологическая проблема: научный, социальный и этико-гуманистический аспекты 9
Заключение 11
Список использованной литературы: 14
Хотя понятие "природа"
в значении сущего в целом, космоса
сыграло важную роль в развитии философии,
особенно в античности, особое значение
в обсуждении философских проблем
оно обрело после осознания важности
таких противоположностей, как "природа
- культура" и "природа - дух". По
времени это совпадает с
Во второй половине XX века, однако, когда была осознана вся серьезность возможного глобального экологического кризиса и наивность любых крайних подходов к решению будущего человеческой культуры, стали вырабатываться более реалистические концепции и идеи: концепция коэволюции природы и общества, концепция устойчивого развития и другие. Столь же далеко идущие последствия имела и формулировка другой пары противоположностей - "природы" и "духа".
В ясной форме она сформулирована уже в философии Платона с его четким противопоставлением "мира идей" "миру вещей". Этот дуализм природы и духа был воспроизведен в Новое время, причем в двух наиболее влиятельных философских системах - в учениях Декарта и Канта. У Декарта указанный дуализм существовал в виде представления о двух субстанциях, лежащих в основе каждой из этих областей бытия, а именно субстанции мыслящей и субстанции протяженной. Кант же противопоставил, во-первых, природу как царство необходимых законов нравственной свободе человека, а, во-вторых, природу как мир познаваемых в опыте явлений непознаваемому миру "вещей в себе". Эта дуалистическая установка была в конце XIX - начале XX века воспроизведена в виде противопоставления "наук о природе" "наукам о духе" (по другой терминологии - "наукам о культуре"), что вылилось в расхождение двух культур - естественно-научной и гуманитарной - и самым серьезным образом сказалось на развитии общечеловеческой цивилизации в XX веке.
В настоящее время, однако, все более осознается, что именно современное развитие "наук о природе", возникновение неклассических, а затем и постнеклассических научных концепций создает условия для преодоления этого раскола и выработки единого языка для диалога двух культур.
1. Безант А. Эволюция жизни: Сборник статей и лекций. Самара, 2003.
2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста – М., 2001.
3. Диалектика в науках
о природе и человеке. Человек,
общество
и природа в век НТР. - М., 2000.
4. Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. – М., 2000.
5. Карпинская Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия. –М:Интерпракс, 2002.
6. Концепции современного естествознания. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2003.
7. Моисеев Н.Н., Александров В.В., Тарко А.М. Человек и биосфера. – М., 2004.
8. Рьюз М. Философия биологии. – М., 2001.
9. Экологическая проблема
и пути ее решения.
10. Энгельс Ф. Диалектика природы.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 20е изд.
Информация о работе Исторические формы отношения человека к природе